Документально-художественные жанры




Характерной особенностью художественно-публицистических (документально-художественных) жанров современной тележурналистики является то, что все они находятся на грани между собственно журналистикой и драматургией. Их содержательная структура характеризуется синтезом и взаимодействием документальных и литературно-художественных элементов. Не случайно, в художественно-публицистических жанрах тележурналистики практически всегда есть следы присутствия других жанров – корреспонденции, интервью, репортажа и др.

В этой связи вполне справедливо многие практики и теоретики телевещания и у нас в стране, и за рубежом отмечают, что в определенном смысле художественно-публицистические жанры телевидения могут быть названы производными от информационных и аналитических жанров. Документальные факты, портреты и характеристики конкретных людей, анализ реальных жизненных ситуаций в художественно-публицистических жанрах телевидения (телевизионном очерке, документальном фильме и др.) могут соединяться с широкими обобщениями, а также публицистическими отступлениями – авторскими комментариями и откровенным художественным домыслом. Важно отметить, что эти элементы равноправны в рамках художественно-публицистических жанров, поскольку только в комплексе они позволяют добиться цели, поставленной журналистом: воздействовать в полной мере и на разум, и на чувства слушателей.

Очерк – пограничный жанр, он лежит между исследованием и рассказом (в литературоведческом определении последнего). От рассказа очерк отличается тем, что в нем отражаются события и факты, действительно происходившие в жизни, обычно с точным обозначением места и времени действия, реальных имен реальных людей. Жизненный факт-основа очерка.

Будучи построен на строго документальной основе (конкретность фактов, действительные герои, невыдуманные обстоятельства их отношений), очерк облекается в художественно обобщенную форму; для этого жанра характерны образность характеристик, значительная степень типизации. Из всех жанров публицистики очерк выделяется особым композиционным построением, близким к композиции драматических произведений, и в этом смысле он больше, чем какой-либо иной жанр телевизионной публицистики, драматургичен.

Если в репортаже обнаруживается очевидная фактичность, в обозрении – проблемность, аналитичность как проявление авторской позиции, то очерк соединяет все эти качества, сочетаемые с яркой образностью в подходе к жизненному материалу и стилю его изложения.

При всем многообразии очерка как жанра, обусловленного выбором изобразительных средств, тематикой, характером объекта, авторским замыслом, способом трактовки материала и т. д., главный предмет очерка почти всегда – человек (исключением можно считать научно-популярный очерк). Если в информации на первом плане – действие, свершение, а человек (его «носитель») обычно статичен, то в очерке он на авансцене событий. Иначе говоря, предмет очерка – не столько результат человеческой деятельности, сколько сам процесс деятельности и человек как субъект действия.

Зарисовка – это жанр, где образность преобладает над информационностью. В отличие от очерка для зарисовки не обязательны композиционная завершенность, глубина, логичность. На телевидении зарисовкой часто называют т.н. видовые съемки, некое единство взаимосвязанных кадров (например, «Весна в Москве», «Петербургские мосты», «На бульваре» и т.п.).

У зарисовки нет четко определенного событийного повода, но есть высокая художественность операторской работы, проявляющаяся в строго выверенной композиции каждого кадра, в тщательности выбора ракурса, выразительной световой тональности. Особые требования предъявляются к закадровому тексту (если он есть), в котором автор должен отойти от сухой информационности, протокольности и стараться использовать разнообразные средства образности языка.

Очень часто в структуру жанра телевизионной зарисовки журналистский текст вообще не входит, все выражает изображение.

Эссе (от фр. essai – опыт) – жанр философской, эстетической литературно-критической публицистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Структура этого жанра требует прямого контакта с личностью, с автором. Эссе – жанр глубоко персонифицированной журналистики.

Документальный телефильм – это такой фильм, в котором предусмотрен коммуникативный эффект включенности в телепрограмму. Его драматургия и поэтика обусловлены существованием в рамках программы, в потоке передач.

Документальное кино (или неигровое кино) – это вид киноискусства, материалом которого являются съемки или реконструкция подлинных событий и лиц, а темой чаще всего становятся интересные события, культурные явления, научные факты и гипотезы, а также персоналии и сообщества. Термин «документальный» (англ. documentary) применительно к данному виду кино был впервые предложен Джоном Грирсоном в 1920-х годах. До этого французские журналисты и критики называли так фильмы, сделанные на материалах съёмок путешествий. Грирсон же определил документальное кино как «творческую разработку действительности». Мастера этого вида кинотворчества нередко поднимаются до философского обобщения в своих произведениях. По мнению многих современных документалистов лучшее документальное кино снимается про людей, которых хорошо знает сценарист или режиссер.

Очерк-портрет, проблемное социологическое исследование, документальная поэма, лирический очерк, историческая хроника, документальная драма, документальная эпопея, документальный роман, документальная повесть, телетеатр факта, этнографический фильм, мокьюментари – вот далеко не полный перечень жанров, видов и форм, внутри которых возможно введение документального персонажа в игровую среду, а вымышленного персонажа – в документальную. А потому сценарий становится не только драматургической основой, но и своеобразным словесным, литературным «монтажным столом», где осуществляется подбор и монтаж как предполагаемых, так и уже имеющихся документов, фактов, документальных диалогов, монологов, авторского текста и других художественных средств воздействия на зрителя.

Принципиальная основа данного монтажа – ассоциативный характер человеческого мышления. Сценарист-документалист должен научиться подсказывать воспринимающему сознанию зрителя неожиданные ассоциации для связи разнородных или далеко отстоящих друг от друга явлений, научиться создавать в восприятии зрителя с помощью монтажа документов и художественного материала особого, не содержащегося в самих сочетаемых документах нового смыслового и образного ряда, так называемого «третьего смысла». Возникающий на основе монтажа новый смысловой и образный ряд – и есть самостоятельное художественное произведение автора-документалиста, произведение его художественного воображения и вымысла.

Принципы образного освоения материала автором – основа жанровой классификации в кино и на телевидении.Объективное (скрытое) и субъективное (персонаж в сюжете) участие автора в повествовании. Авторская оценка изображаемых событий и персонажей. Принципы использования документа и художественного вымысла.Документальные жанры, находящиеся на стыке между информационными и игровыми программами. Очерк-портрет, проблемное социологическое исследование, документальная поэма, лирический очерк.Документально-игровые жанры: историческая хроника, документальная драма, документальная эпопея, документальный роман, документальная повесть, телетеатр факта. Характерная их особенность – введение документального персонажа в игровую среду, а вымышленного персонажа – в документальную. Слияние игровых сцен и документальных материалов в телевизионной «драме факта» (многосерийный фильм «Семнадцать мгновений весны» Ю.Семенова и Т.Лиозновой). Авторское личностное повествование Л.Парфенова в цикле телепередач «Намедни. Наша эра».Телевизионные передачи – дискуссии, конкурсы, повествовательные передачи.Игровые жанры телевидения: художественные телефильмы и телеспектакли.Художественный телефильм «Жизнь Бетховена» – сценарист Б.Добродеев, режиссер Б.Галантер – развитие традиции телевизионного биографического фильма, плодотворно заложенные итальянским многосерийным телефильмом «Жизнь Леонардо да Винчи».

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: