Данная тема состоит из трёх частей: первая часть раскрывает и анализирует сущность понятия «социальная политика»; вторая — рассматривает механизмы и опыт зарубежных стран в области проведения государством социальной политики; третья раскрывает роль и влияние государственного аппарата на проведение социальной политики и последующее влияние на экономическое развитие страны.
Однако, стоит отметить, что научная разработанность данной темы в России имела свой особенный исторический характер.
Отсчётной точкой отечественной разработки социально-политической тематики является советский научный период. На первичном этапе большее внимание уделялось в первую очередь формированию теоретико-методологического базиса и фундаментальных основ организации, функционирования и проведения общегосударственной социальной политики. В реальности же вся социальная структура государства и её процессуальное проявление подгонялись под текущую идеологическую и политическую обстановку, соответственно внося идеологические и иные искажающие научный процесс корректировки. Существенная часть очевидных и явных проблем и вызовов замалчивалась и прикрывалась на всех общественных уровнях, порой приобретая на официальном или неофициальном уровне статус «табу», множество неочевидных, но оттого не менее острых проблем ввиду подобного нерационального и искажающего действительность подхода не могли быть идентифицированы и когда-либо оказаться на повестке дня, таким образом сохраняясь на протяжении многих лет и в результате эффекта накопления даже формируя почву для социальной катастрофы. К примеру, ввиду вышеуказанного влияния, исследования советского периода времени не выработали стабильные и условленные подходы к изучению региональных политико-социальных аспектов. Проблемы городского, сельского и регионального развития конечно рассматривались и брались в оборот, но раскрывались только с точки зрения экономического развития и социального облика. Политическая сторона вопроса социальной политики в регионах практически не рассмотрена, а именно мотивационные вектора и факторы играют наибольшую роль в формировании и реализации долгосрочной социальной стратегии. Кроме того, существует насущная необходимость в критическом переосмыслении предшествующего опыта.
|
Советский этап научной разработки:
Аитов H.A., Барулин В.Г.,Семенов В.М., Борщевский М.В., Шкаратан О.И., Данилов Е.И., Волков Ю.Е.,, Аганбегян А.Г.
Период перестройки характерен более реалистичными взглядами на социальную политику и раскрытие её аспектов. В научных кругах формируются и используются новые концептуальные взгляды и подходы в разрешении проблем, включены в научный оборот новые понятия и объекты. Однако региональные политические аспекты и специфика всё ещё остаются не затронутыми новой научной волной, таким образом сохраняя и архивируя большую часть накопленных проблем. Причиной тому стоит обозначить всё ещё крайне высокую централизацию государства как на аппаратном, так и на развёрнутом уровне, в результате чего формирование методологической и теоретической базы и основы социальной политики происходило посредством Центра в первую очередь, регионами же осуществлялась реализация практических рекомендаций и планов, намеченных и разработанных органами центральной власти в социальной сфере.
|
Стоит отметить, что середина 90-ых годов стала этапом появления новых работ, особенностью которых является детализация отдельного направления социальной политики.
Современный период развития российского общества диктует острую необходимость к созданию и осуществлению инновационных подходов в проведении социальной политики, декларирует первостепенную важность фокуса реализации социальной политики в регионы.
Внушительный вклад в формирование подобного подхода на заре его становления внесли следующие специалисты:
А.Е. Козлов, В.Г. Осипов, В.И. Жуков, В.И. Плакся, В.Н. Иванов, В.Н. Ковалев, Г.И. Осадчая, A.M. Бабич, E.H. Жильцов, H.H. Гриценко и др.
В контексте обозначения региональной социально-политической тематики стоит выделить работы следующих исследователей:
А.И. Сухарева, А.И. Чистобаева, А.Н. Швецова, Б.М. Шульберга, В.В. Огневой, В.В. Шулаева, В.Г. Введенского, В.Г. Игнатова, В.И. Бутова, Ю.С. Васютина, A.A. Мерцалова, A.B. Копыловой, B.JI. Куракова, и др.
В указанных работах анализируются терминология, понятийный аппарат, подвергаются рассмотрению и исследованию особенности региональной социальной политики переходного типа, проблемы выравнивания и преодоления социально-территориальной дифференциации, изучаются основные механизмы и отдельные принципы осуществления социальной политики.
Также стоит отметить следующих отечественных и иностранных специалистов: Смирнов С.Н., Гилинская Э.Б., Волошин В. В., Иудин А. А., Шпилёв Д. А., Волгин Н.А., Шпакова Р. П., Аверин А.Н., Егоров В.К., J. Baldock, N. Manning, S. Miller, S. Viskerstaff, C. Pierson.
|
Стоит указать, что несмотря на весьма развёрнутое освещение отдельных самостоятельных аспектов социальной политики в отечественной литературе, вместе с тем всё ещё достаточно мало для российской науки целостных исследований по глубокой и последовательной разработке проблемы формирования российской социальной политики и её региональной составляющей на современном этапе.
В результате проведённого анализа степени научной изученности проблемы можно заключить, что в рамках российской социально-политической науки сформирована определённая теоретико-методологическая база для поступательного исследования регионального аспекта социальной политики и его сущности. Вместе с тем, данная проблема для страны остаётся одной из самых актуальных ввиду незавершённости или низкой эффективности многих последних реформ, а также времён перестройки, что свидетельствует о росте перспектив дальнейшей научной разработки по данной проблематике.
Заключение
Исследование сущности наиболее актуальных вопросов в сфере разработки и проведения региональной социальной политики поспособствовало выявлению определённых тенденций, сложившихся в российском социальном пространстве. Среди них выделяется возрастание общей роли регионов в процессе формирования и проведения социальной политики, а также усиление значимости региональных факторов в социально-экономических тенденциях. Всё это является результатом многолетней трансформацией политической системы Российской Федерации и следующих за ней процессов децентрализации отечественной социальной сферы. В тоже время мнение о необходимости окончательного отторжения государства от роли социального регулятора и проводника является опрометчивым и категоричным. В условиях социальных, политических и экономических трансформаций и кризисов является необходимым обеспечение сбалансированного взаимодействия различных субъектов, сегментов, уровней и подуровней социальной системы страны, и всей совокупностью полномочий, законодательной и исполнительной властью для регуляции и администрирования данных процессов обладают органы и институты федерального значения. Самоустранение государства от выполнения данных функций приведёт к усугублению имеющихся проблем, придаст им стихийный характер.
На протяжении длительного времени в отечественной науке шла выработка наиболее оптимальной модели и механизмов социальной политики, формировался российский взгляд на сущность данного понятия. Однако, значительное влияние на этот процесс оказал зарубежный социальный опыт и подведение российской социальной политики под мировые стандарты наиболее развитых стран. Опыт и ошибки развивающихся стран и стран 3-его мира также оказали влияние на формирование российского подхода к данной теме.
Проведение региональной социальной политики базируется на использовании всей совокупности экономических и политических инструментов с задействованием всей вертикали власти. В качестве основных инструментов данной политики стоит выделить социальную, бюджетно-налоговую, кредитно-денежную, стимулирующую политики. Посредством данных инструментов регулируется территориальное распределение факторов производства и ресурсов для стимуляции социально-экономического развития региона.
Из этого следует, что основой региональной социальной политики является региональная экономика, вместе с тем ей характерны тенденции, направленные на перенос фокуса с территориальных проблем и задач на региональный, обусловленный спецификой развития отдельных регионов и необходимости преодоления их дифференциации с целью укрепления государственного экономического и социального пространства. Первичными целями и объектами российской региональной политики в социальной сфере являются наиболее проблемные и кризисные территориальные единицы, процессы стимуляции развития и общей модернизации способствуют сокращению неравенства и социальной отчуждённости некоторых субъектов на всём пространстве страны. Методы подобного стимулирования составляют основу концепции дальнейшей социально-экономической трансформации конкретного региона.
Однако, из процессов мунипализации и регионализации, актуальных для современной России, автоматически не следует снятие всех социальных управленческих функций с органов исполнительной и законодательной власти федерального значения, и перекладывании всей полноты ответственности за данный сектор политики на региональный и местный уровень. Регионализация ставит перед собой целью достичь оптимального и сбалансированного сочетания регулятивного влияния со стороны региональных, местных и сокративших своё влияние федеральных субъектов социальной политики.
Входе происходящих в России процессов реформации и кризисных явлений сильно обозначилась тенденция усиления региональной дифференциации. В основе данной ситуации лежит целый комплекс причин, к которым следует отнести сложившуюся историческую и территориальную специфику, особенности территориальной организации инфраструктуры и производства, процессы социально-политической модернизации, различный уровень региональной адаптивности, разные условия рынка и конкуренции, отличающаяся структура устройства сфер общественной жизни, сокращение государственного сектора и его регулятивной роли в социальной сфере.
В диссертационном исследовании выявлена и подтверждена взаимосвязь между характерными периоду политическими и экономическими трансформациями и системными характеристиками модели социальной политики, господствующей в отдельном регионе.
Общая направленность региональной социальной политики Российской Федерации уже на протяжении многих лет не меняет своего уклона:
· социально-экономические преобразования в целом ориентированы на прямое увеличение количественных значений общенациональных параметров, а не на модульный эффект;
· значительная политическая ангажированность селективной региональной политики
· сохранение прежних типов связей между субъектами и федеральным центром в ситуации, когда его социально-экономические и политические возможности не способны обеспечить достаточной компетенции для проведения оптимальных региональных преобразований;
В подобной ситуации формирование правильной системы приоритетов и использование эффективного подхода к целевому распределению ресурсов должно основой современной социальной политики в регионах.
Унифицированный подход к региональным социально-политическим процессам в России не сформирован, а по ряду причин, связанных со сложной многоуровневой структурой данного понятия, его разнообразными аспектами, а также огромной территориальной областью составляющего его объекта, невозможен.
В социальной сфере Российской Федерации длительное время наблюдаются переходные процессы, потому в данных условиях для региональной социальной политики наиболее актуален многоцелевой характер. По мнению соискателя на данный момент основные позиции занимают последующие направления:
· Поддержание устойчивого состояния федеративной системы России. Обеспечение основных принципов федерализма, его социальных, правовых, экономических и административных основ.
· Обеспечение реализации единой системы социальной стандартизации, защиты и поддержки, конституционных гарантий и прав в независимости от ситуационного положения региона.
· Выравнивание межрегионального баланса, преодоление различий по основным социально-экономическим показателям и факторам, таким как: доход, занятость, развитие инфраструктуры, состояние окружающей среды, уровень жизни и др.
· Обеспечение экономическим и природно-климатическим особенностям максимальное место в структуре производства.
В диссертационном исследовании продемонстрирована очевидная положительная зависимость между результатом политико-экономических трансформаций в стране и увеличением социальной составляющей их направленности, акцент на реализацию которой сосредоточен в области региональной политики.
Федеративное устройство Российской Федерации диктует определённую национальную специфику управления региональным развитием.
Концепции и подходы к проведению региональной политики, предшествующие текущему периоду, оказались слабоэффективными и нереализуемыми в настоящее время ввиду своего фокусирования на риторике «социальной справедливости», а не экономической объективности.
На основе диссертационного исследования делаются выводы касательно современной объективной сущности региональной социальной политики, выраженной в её комплексном характере, базировании на социальных, политических, правовых, административных и экономических элементах, социальной ориентации при решении поставленных задач по повышению уровня и качества жизни, благоустройства окружающей инфраструктуры и среды, выравниванию социально-экономической дифференциации среди граждан, борьбе с безработицей, обеспечению социальных защит и гарантий населения.
Стоит отдельно рассмотреть обширно разворачивающиеся в стране процессы регионализации социальной политики. На текущем этапе всё больше возрастает важность оптимального и сбалансированного сочетания сократившегося федерального, возросшего регионального и местного регулирования. Первичное значение имеет соответствие и непротиворечие установленных на федеральном и региональном уровне принципов и законодательных норм, обеспечение их системного единства и целевой последовательности, прозрачной и чёткой направленности, а также гибкости и адаптивности с учётом региональной и местной специфики.
Социальные функции государственной власти, а также федеральных и региональных органов реализуются посредством серии правовых, экономических и организационных механизмов.
В целом в российской региональной социально-политической концепции прослеживаются определённые противоречия на стыке её политической и социальной стороны реализации. К примеру, обеспечение целостности и стабильности государства препятствует ряду эффективных социальных путей. В итоге общегосударственные социальные законы порой способны ограничить эффективные региональные преобразования или экстраполировать на них свои структурные недостатки.
В диссертационной работе в качестве одной из негативных составляющих текущей и предшествующей социальной модели России является злоупотребление региональными проблемами и вызовами в политических целях манипуляции мнением общества и электората, обеспечения политической ренты и амбиций.
Также делается вывод о системе правового обеспечения региональной политики в области социальной сферы, где необходимы систематизация и упорядочивание правового регулирования и законодательной структуры данной политики.
Также остаются на повестке дня задачи по модернизации административных механизмов и структуры региональной социальной политики:
1. Разрозненность общей федеральной административной системы, несогласованность её управленческих структур. Имеющийся организационный дисбаланс требуется немедленно устранить, для того требуется укрепить регулятивную роль и расширить область влияния Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Именно оно является наиболее подходящим проводником всего социального спектра актуальной для России административной реформы.
2. Наблюдается усложнение межрегионального взаимодействия, а также взаимодействия между регионами и центром из-за значительных региональных диспропорций. Диссертация формулирует предложения о пересмотре и дальнейшем развитии региональной типологии, усложнении структуры социального паспорта региона. Данные положения обусловлены обновлённой структурой факторных воздействий на региональную и общегосударственную социальную политику, среди которых присутствуют не только устоявшиеся модели государственного территориального регулирования и развития, но и совокупность определяющих факторов и механизмов ресурсобеспечения социальной составляющей внутри самих регионов.
Можно заключить, что главным направлением административной реформы является раскрытие и развёртывание неиспользованного потенциала социальной системы РФ, особенно на региональном уровне, что сочетается с улучшением уровня и качества управленческих воздействий, приданием им системности и последовательности.
Региональный аспект государственного управления в нынешней России в полной мере проявляет себя на уровне федеративных субъектов, что проявляется в фокусировании на них основных процессов и тенденций экономической и общественной трансформации. Российские федеральные территориальные единицы располагают обширным внутренним потенциалом развития, эффективными возможностями, а также государственной поддержкой, однако, процессы, происходящие в регионах, характеризуются крайне медленным прогрессом, а в некоторых даже продолжающимся производственным спадом, усугубляющейся на волне потрясений последних лет социально-экономической асимметрией между ними. Всё ещё сохраняется нагрузка в виде отсталых и депрессивных регионов. Решение данных проблем и задач нуждается в более активных действиях в рамках региональной социальной политики, большей степени её дифференциации соответственную количеству вызовов и регионов, разработке специализированных региональных концепций долгосрочного социально экономического развития, органично дополняющих уже выпущенные КДР 2020, 2025 и 2030.
Автором диссертационного исследования выделены ряд основных негативных тенденций и факторов, таких как: слабая проработка социально-экономической стратегии развития в контексте взаимоотношений регионов и страны, двойственный характер федеральной политики в отношении территориальных образований.
Автором диссертации выделяются следующие цели, должные превалировать в социальной политике Федерального Центра в отношении регионов:
· Политические — суть в поддержании территориальной целостности и однородности развития территорий;
· Экономические — обеспечить достижение постиндустриального уровня развития во всех регионах, совпадение векторов экономического и социального развития;
· Социальные — обеспечение социальной справедливости на территории всех субъектов;
· Демографические — оптимизация демографического потенциала России, достижение национальным здравоохранением мирового пика, обеспечить воспроизводство максимально здоровой нации.
В нынешней форме помощь Центральной Власти субъектам не соответствует исполнению поставленных целей и задач.
Отношения между регионами и Центром в России отличаются крайне противоречивым и сложным характером. Они обусловлены многоуровневыми процессами и противоречивыми интересами, всё это требует особенного специфического подхода, применение новых моделей и приёмов согласования всех внутренних и внешних элементов региональной социальной политики.
Подобное положение дел формирует устойчивую необходимость в корректировке социально-политического курса государства, заключающемуся в качественно ином подходе в разграничении полномочий и способах взаимодействия между регионами и Центром в контексте региональной социальной политики.
Необходима своевременная локализация социальных результатов и последствий от трансформаций и потрясений последних лет, согласованный подход между институтами и субъектами социальной политики.
Реализация федеральными органами социальной политики в России носит достаточно интенсивный характер, однако, на региональном уровне федеральной присутствие сугубо декларативно и ограничивается общими бюджетными вливаниями.
Анализ текущей линии взаимодействия между регионами и федеральным центром позволяет заключить, что оптимальное взаимодействие с центром при реализация региональных интересов требует сбалансированной, налаженной, многосторонней связи между структурными элементами самого субъекта. В этой связи регион актуально рассматривать в качестве миниатюрного государства и экстраполировать общенациональные процессы на региональные тенденции. Таким образом проблемы, противоречия и вызовы, встающие перед государственной социальной системой, в разной степени выявляются и в абсолютном большинстве регионов. Актуален и обратный процесс, где уже регионы выступают своеобразными комплексными индикаторами всего российского общества.
Анализ нынешний системы законодательства в центральных областях России показывает недостаточную структурированность и проработанность в социальном направлении в сравнении с другими законодательными блоками, регулирующими общественную жизнедеятельность. Подобное состояние дел обуславливается негативным результатом регионального законотворчества и нарушением системы приоритетов развития, так как социальная сфера и её трансформация являются наиболее перспективным направлением в условиях построения социального государства и гражданского общества.
Учитывая периоды роста и стабильности до 2008 и в период до 2012 года, а также дальнейшее устойчивое противодействие России кризисным явлениям в период с 2012 и по нынешнее время, резервные средства, Российская Федерация обладает благоприятными условиями и резервами для разработки и оптимизации государственной и региональной социальной политики, приведению социальных показателей к конкурентному уровню развитых стран.
Анализ проводимой социальной политики в регионах позволяет сделать заключение о возрастании роли местных субъектов социально-политической и экономической деятельности, в данном случае они превращаются из простого посредника и проводника федеральной власти в самостоятельный источник и регулятор социальных действий и механизмов. Негативной стороной данного процесса является усиление децентрализации и дифференциации социальной сферы под влиянием негативных тенденций в стране и регионах, обусловленных текущей внешнеполитической и экономической ситуацией.
В подобной ситуации общие положения региональной социальной политики должны быть сконцентрированы на реализации и расширения принципа адресности социальной поддержки, совершенствовании правового законодательства, а также модернизации основных административных, управленческих, финансовых механизмов проведения социальной политики в регионах.