Экономика как хозяйство.




Тема: «Экономика и экономическая наука».

План

1. Экономика как хозяйство.

2. Экономика как наука.

 

Задания для выполнения

Напишите краткий конспект темы согласно пунктам плана.

Экономика как хозяйство.

Экономика (от гр. oikos — домашнее хозяйство и nomos — правила) - это наука о ведении домашнего хозяйства.

Основные вопросы экономики:

- Что производить?

- Как производить?

- Для кого производить?

Экономика как хозяйство – это деятельность по производству, распределению, обмену и потреблению экономических благ (товаров и услуг), а также общественные отношения, возникающие в перечисленных процессах.

 

 

Для удовлетворения человеческих потребностей нужны блага. Они бывают:

· общественными (блага, создающиеся государством: дороги, связь, здравоохранение, образование);

· природными или неэкономическими (блага, находящиеся в свободном доступе: солнечный свет, тепло, воздух);

· экономическими (блага, создающиеся в результате хозяйственной экономической деятельности).

Экономические блага подразделяются на:

· долговременные (дом, машина, мебель, бытовая техника, то есть те блага, которыми мы можем пользоваться на протяжении нескольких лет) и кратковременные (продукты питания, которые потребляются полностью);

· взаимозаменяемые – субституты (уголь - газ, чай - кофе, сметана - майонез) и взаимодополняемые – компл е менты (компьютер - программное обеспечение, зубная щётка и паста, автомобиль и бензин);

· товары (любые вещи, которые продаются и покупаются) и услуги (действие, результат которого является объектом купли–продажи).

В свою очередь товары и услуги бывают материальными и нематериальными.

К материальным товарам относятся продукты питания, одежда, бытовая техника, и прочие вещи. А материальными услугами являются прокат, ремонт бытовой техники, перевозка груза, строительство, химчистка, пошив одежды и др. Особенность материальных услуг состоит в том, что их результаты удовлетворяют материальные потребности человека.

К нематериальным товарам относятся произведения литературы, скульптуры, научные открытия и другие духовно-нравственные ценности, которые облекаются в материальную форму.

К нематериальным услугам относятся услуги репетитора, юриста, страхование, деятельность учреждений образования (школы, колледжи), здравоохранения (поликлиники, центры здоровья), культурного досуга (театры, музеи), социальной защиты (центры социального обслуживания, центры психолого-педагогической помощи, реабилитационные центры). Нематериальные услуги удовлетворяют потребности в познании, информации, консультировании, то есть духовные потребности.

Экономическая деятельность включает четыре взаимосвязанные и взаимозависимые фазы:

· производство;

· распределение;

· обмен;

· потребление.

Производство – это процесс создания какого-либо продукта: товара или услуги, необходимого для удовлетворения потребности человека.

Пример производства: текстильное предприятие «Ассоль» выпустило женскую одежду стоимостью 1 млн. рублей.

Распределение – это процесс деления произведённого экономического продукта либо дохода между членами общества.

Примеры распределения: из 100% испечённого в пекарне хлеба 60% поставляется в магазины, 35% в школьную столовую, 5% расходуется на собственные нужды. Из средств госбюджета часть выделяется на развитие образования, часть на строительство дорог, часть на социальные выплаты, часть на поддержание отечественного производства и т.д.

Обмен – это процесс продвижения продукции от производителя до потребителя.

Существуют две формы обмена: бартер и торговля. Бартер – это натуральный обмен, при котором произведённый продукт обменивается на другой продукт. Торговля – это обмен произведённого продукта на деньги, т.е. купля – продажа.

Потребление – это процесс использования предметов длительного потребления (посуда, пылесос, телевизор) или уничтожения (продовольствие) товаров и услуг.

 

Экономическая сфера определяет ход развития других сфер. Библиотеки, музеи и театры, являющиеся институтами духовной сферы, создаются в результате экономического производства. Крупные бизнесмены стремятся воздействовать на власть, участвуют в деятельности политических партий. Важными условиями демократии являются рыночная экономика и частная собственность. От экономического роста государства зависит благосостояние человека, семьи, общества. А высокие материальные доходы семьи, обеспеченность жильём влияют на уровень рождаемости и состояние здоровья населения.

Экономика как наука.

Экономика как наука изучает развитие и функционирование хозяйства, анализирует проблемы эффективного и рационального ведения хозяйства, разрабатывает оптимальные способы решения проблем.

Впервые определённые экономические знания о ведении хозяйства появились ещё до нашей эры. Но становление экономики как самостоятельной науки произошло только в XVI-XVII веках. Значение деятельности учёных - экономистов велико. Их научные труды нацелены на экономический рост государства. Основной проблемой экономической науки является ограниченность природных ресурсов, необходимых для производства экономических благ и безграничность человеческих потребностей. Решением данной проблемы является рациональный выбор, предполагающий достижение максимального результата при минимальных затратах.

Субъект экономики тот, кто осуществляет хозяйственную деятельность (домашние хозяйства, предприятия (фирмы), государство).

Объект экономики хозяйственная деятельность человека по удовлетворению его потребностей.

Основная проблема экономики — удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счёт ограниченных ресурсов.

Экономическая наука делится на два раздела – микроэкономика и макроэкономика.

Микроэкономика изучает проблемы малых субъектов экономики – потребителей, домашних хозяйств и фирм. Она исследует такие вопросы как: влияние соотношения цены/качества на выбор потребителя купить или не купить товар; выбор эффективного способа управления производством и повышение продаж фирмы и др.

Макроэкономика исследует экономические процессы в масштабе страны, к примеру, инфляция, безработица, экономический цикл, формирование государственного бюджета. Также данный раздел изучает международные экономические отношения.

Основной функцией экономики, как и любой другой науки, является познавательная. Она заключается в сборе, изучении, анализе и систематизации сведений об экономических процессах в обществе и государстве. Экономическая наука разрабатывает эффективные методы и средства хозяйственной деятельности (методологическая функция) и применяет их на практике (прагматическая или практическая функция). Важное значение имеет прогностическая функция, позволяющая предвидеть кризис или рост в экономике. Безусловно, экономика как наука выполняет и образовательную функцию, которая заключается в передаче знаний об экономической теории и практике. Благодаря этой функции появляются экономисты, от уровня и квалификации которых зависит богатство страны. Среди функций есть и идеологическая. Она состоит в том, что экономика обосновывает смысл экономических процессов, целей общественного развития и формирует научное мировоззрение.

В последние годы в научной литературе также используются понятия «наноэкономика» (изучает деятельность индивидуальных экономических субъектов), мезоэкономика (отрасли, регионы), интерэкономика (мировая экономика) и мегаэкономика (мировое хозяйство).

 

Д/З

Вопросы для самоконтроля (устно):

1. С чем связано появление экономической науки?

2. Что такое экономика, и на какие разделы она делится?

3. Какие три основных вопроса существуют в экономике?

4. Какая главная проблема экономики?

5. Что изучает макроэкономика и микроэкономика?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: