Хачатурян А.И. Творческий путь.




Арам Ильич Хачатурян – выдающийся композитор XX века. Музыка лучших его произведений полна жизненной энергии, яркого темперамента, оптимизма, красочности. В ней широко использован родной композитору армянский народный мелос, нашли отражение картины армянской народной жизни и кавказской природы. Особенно полно и жизненно-правдиво это сказывается в Фортепианном и Скрипичном концертах, в танцах из балета «Гаянэ». Но музыка Хачатуряна не ограничена рамками армянской национальности: теснейшими узами она связана с русской классической музыкой, а также с музыкой других народов (особенно Закавказья); кроме того, в ней заметно творческое развитие некоторых традиций зарубежной музыки – в частности Грига, Дебюсси, Равеля.

Как музыкант и гражданин Хачатурян вырос и сложился при советском строе. Наряду с творческой, композиторской деятельностью он ведёт большую общественно-музыкальную, исполнительскую и педагогическую работу. Музыка Хачатуряна пользуется большой любовью, подлинной популярностью. И за рубежом он получил широкое признание как выдающийся современный композитор.

Родился Хачатурян в Тбилиси 6 июня 1903 года в семье переплётчика. Сильные музыкальные впечатления он испытывал уже в раннем детстве, жадно вслушиваясь в музыку народных песен Грузии, Армении и Азербайджана. Ребёнком он пел любимые песни, играл их по слуху на фортепиано и подбирал к ним аккомпанемент.

Однако к серьёзным занятиям музыкой Хачатурян приступил очень поздно. До 17-летнего возраста он даже не знал нотной грамоты.Страстная любовь к музыке и прирождённое дарование побудили Хачатуряна стать музыкантом. В 1921 году, когда ему было восемнадцать лет, он приехал в Москву и год спустя поступил в Музыкальный техникум имени Гнесиных, где обучался вначале игре на виолончели и фортепиано, а затем и композиции под руководством профессора М.Ф.Гнесина. Высоко ценя яркое и самобытное дарование своего ученика, Гнесин, как чуткий педагог, бережно и умело направлял его на пути овладения композиторским мастерством на основе родной армянской народно-музыкальной культуры. В годы пребывания в техникуме Хачатурян впервые приобщился к сокровищам мировой музыкальной классики и. изучая её, чрезвычайно обогатил и расширил свой музыкальный кругозор.

К этому периоду относятся первые сочинения молодого композитора: «Танец» для скрипки и фортепиано (1926), «Поэма» для фортепиано (1927). В 1929 году Хачатурян поступил в Московскую консерваторию, где обучался композиции у М.Ф.Гнесина и Н,Я.Мясковского, а инструментовке – у С.Н.Василенко.

В 1934 году Хачатурян окончил Московскую консерваторию с золотой медалью и остался аспирантом в классе Мясковского, под руководством которого и закончил аспирантуру. За время учения в консерватории композитор написал много сочинений. Некоторые из них сохранились в концертном репертуаре, таковы Токката для фортепиано (1932), Трио для фортепиано, скрипки и кларнета (1932), «Танцевальная сюита» для симфонического оркестра (1933). Фортепианная токката увлекает своим динамизмом, горячим темпераментом, энергией. Её фактура отличается виртуозным блеском, очень эффектна и чрезвычайно благодарна для пианистов. Трио пленяет ярко национальным характером и чутким претворением особенностей армянской народной песенности. Национальные черты сказываются в интонационном и ладовом строе, в своеобразном колорите, в сочетаниях инструментов, воспроизводящих тембры инструментов народов Закавказья. Орнаментальная мелодика, приёмы вариационного развития свидетельствуют об усвоении традиции русской музыкальной классики в сфере восточной музыки (особенно Римского-Корсакова и Бородина).

Наряду с этим для молодого Хачатуряна характерны поиски демократического музыкального языка, основанного на народной песенности, стремление к общедоступности музыки. Два походных марша для духового оркестра (1929 и 1930) свидетельствуют об интересе начинающего композитора к популярным в народных массах музыкальным жанрам. В те же годы Хачатурян написал Сонату для скрипки и фортепиано, двойную фугу для струнного квартета, Сюиту для альта и фортепиано. Дипломной работой при окончании консерватории явилась Первая симфония (1934), созданная в ознаменование 15-летия Советской Армении. Почти одновременно с симфонией сочинена была и «Танцевальная сюита» для оркестра. В этих произведениях Хачатурян обнаруживает определённую тенденцию к театральности музыки, к сценической зримости музыкальных образов и к танцевальности. Особенности творческой индивидуальности композитора складываются не только в Лезгинке, в Армянском и Узбекском танцах из «Танцевальной сюиты», но и в симфонии. Крупным достижением явилось претворение в широкой симфонической форме искусства армянских ашугов – народных певцов-сказителей. Однако известная усложнённость гармонического языка, не всегда оправданная перенасыщенность игрой оркестровыми тембрами делают симфонию несколько утомительной для восприятия.

Одним из лучших произведений Хачатуряна. Относящихся к 30-м годам, является Концерт для фортепиано с оркестром, впервые исполненный Л.Обориным в 1936 году на декаде советской музыки. С того времени он стал одним из излюбленных советских фортепианных концертов в репертуаре как наших, так и зарубежных пианистов.

В этом концерте Хачатурян органически сочетал мелодические, ладовые, ритмические и тембровые особенности армянской национальной музыки с традициями русского концертного симфонизма, особенно симфонизма Чайковского. Оптимизм, жизнерадостность, праздничность – характерные черты произведения. Фактура его отличается сочностью, плотностью, яркой красочностью. Энергично–импульсивным крайним частям композитор противопоставляет лирически-задушевную вторую часть.

Быстрый и решительный успех Фортепианного концерта создал Хачатуряну имя крупного композитора не только в нашей стране, но и за рубежом.

Отныне его интенсивная работа протекает в двух направлениях – творческом и общественно-музыкальном. Его избирают заместителем председателя Московского союза композиторов, а в 1938 году он становится заместителем председателя оргкомитета Союза советских композиторов.

Начиная с 1935 года Хачатурян работал в области музыки для кино, участвуя в создании ряда фильмов («Зангезур», «Пэпо», «Салават Юлаев» и другие).

В 1939 году композитор впервые обратился к жанру балета. Для постановки в Ереванском оперном театре имени Спендиарова он написал балет «Счастье». Произведение это было с успехом показано в Москве в дни Декады армянского искусства. В 1940 году Хачатуряном было создано одно из наиболее выдающихся сочинений – Концерт для скрипки с оркестром, принадлежащий к лучшим образцам советского концертного скрипичного репертуара. Концерт этот посвящён его первому исполнителю – Давиду Ойстраху.

Скрипичный концерт Хачатуряна в значительной степени родственен его Фортепианному концерту: в нём та же армянская национальная основа, то же оптимизм и жизнерадостность, та же бьющая через край энергия, импульсивность и темпераментность, та же виртуозность, имеющая не самодовлеющее значение, а подчинённая раскрытию картин праздничного народного веселья. Как в Фортепианном, так и в Скрипичном концерте слушателя захватывают яркие контрасты народно-танцевальных и песенно-лирических образов. Но скрипичный концерт совершеннее по композиторскому мастерству, по органичности сочетания музыкальной формы и образного содержания музыки. Это произведение пользуется большой популярностью и любовью в широких кругах советских слушателей; оно прочно вошло в репертуар многих советских и зарубежных скрипачей.

Одновременно со Скрипичным концертом Хачатурян написал музыку к двум драматическим спектаклям: «Валесианская вдова» Лопе де Вега и «Маскарад» Лермонтова.

Во время Великой Отечественной войны Хачатурян вместе с другими советскими музыкантами, не жалея сил, отдался новым творческим задачам. Он принял активное участие в работе Военной комиссии Московского отделения Союза советских композиторов, а также в радиокомитете; в своём творчестве он обратился к актуальной тематике, диктуемой Отечественной войной, к созданию боевой патриотической песни.

Особенно замечательная написанная Хачатуряном после начала войны – в июле 1941 года – песня «О капитане Гастелло ». Большой успех выпал на долю марша для духового оркестра «Героям Отечественной войны» (1942). В годы войны композитор работал также над музыкой к спектаклям на патриотические темы («Кремлёвские куранты», «Глубокая разведка»). В 1944 году Хачатурян принял участие в конкурсе на создание гимна Армянской ССР и явился в нём победителем. Но этим далеко не исчерпывается творчество композитора в годы Великой Отечественной войны: он работал и в области крупных форм. В 1942 году был закончен балет «Гаянэ» на сюжет из жизни армянского колхоза. Первая постановка состоялась в декабре того же года в Ленинградском театре оперы и балета (находившимся в это время в эвакуации в Перми), к 1943 году относится Вторая симфония.

В балете «Гаянэ» частично использована музыка первого балета – «Счастье». «Гаянэ» - одно из значительных достижений советского балетного творчества. Музыка балета, как и других лучших сочинений Хачатуряна, отмечена ярким национальным характером; она живёт не только в театральных постановках, но и как самостоятельнее, независимое от театра произведение. Хачатурян сделал из балета три сюиты; среди отдельных танцев, вошедших в Первую сюиту, особенно выделяются «Танец курдов», «Таней розовых девушек» и ставший чрезвычайно популярным «Танец с саблями». Вся эта музыка развивает свойственный композитору театральный симфонизм, проявившийся уже в его ранних сочинениях – «Танцевальной сюите» и Первой симфонии.

Вторая симфония Хачатуряна посвящена теме и образам Великой Отечественной войны. Композитор поставил здесь перед собой задачу не внешнего изображении отдельных военных событий и эпизодов, а обобщённого воплощения в монументальной симфонии дум и переживаний народа в период войны. От мятежно-тревожной, драматической первой части через стремительно-беспокойное скерцо и скорбное Andante к торжественно-победным фанфарам финала развивается эта идея. Большое впечатление производят на слушателя удары колокола в начале и в конце симфонии. В первой части они звучат предзнаменованием грозных событий, а в финале – как знак совершившего возмездия за бедствия и страдания народа, причинённые войной. Поэтому Вторую симфонию Хачатуряна иногда называют «симфонией с колоколом».

После окончания Великой Отечественной войны Хачатурян продолжал и продолжает ту же напряжённую, интенсивную творческую и общественно-музыкальную деятельность. В 1946 году им созданы три концертные арии на слова армянских поэтов для высокого голоса в сопровождении оркестра и Виолончельный концерт. В 1947 году, к празднованию 30-летней годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, он написал «Симфонию-поэму».

«Симфония-поэма» оказалась произведением художественно неполноценным. Написанная для большого симфонического оркестра, органа и шестнадцати дополнительных труб, она была рассчитана на внешний эффект. Излишне шумная, лишённая национальной характерности (что вовсе не свойственно Хачатуряну) и малосодержательная по музыке, «Симфония-поэма» была творческой неудачей нашего выдающегося композитора.

В 1950 году Хачатурян начал педагогическую деятельность в качестве профессора Московской консерватории и Музыкально-педагогического института имени Гнесиных. К этому времени относятся его первые публичные дирижёрские выступления. Исполняя исключительно свои сочинения, композитор тем самым вступил в непосредственное общение с широкой аудиторией.

В конце 1950 года Хачатурян совершил поездку в Италию как член делегации деятелей советской культуры. Здесь, в Риме, у него родилась мысль о балете «Спартак». Осуществил он её спустя нескольких лет.

Последующие годы наполнены большой общественной деятельностью и многочисленными поездками как по нашей стране, так и за рубеж. Весной 1958 года Хачатурян вместе с Д.Кабалевским совершил поездку в Алтайский край, где дал ряд концертов. В творчестве этого времени большое место заняла музыка к кинофильмам «Адмирал Ушаков» (1953), «Корабли штурмуют бастионы» (1953), «Салтанат», «Отелло» (1955) и драматическим спектаклям («Макбет» в Малом театре и другие).

Крупным произведением является балет «Спартак», поставленный в Ленинградском театре оперы и балета в декабре 1956 года и в Большом театр в марте 1958 года.

Несмотря на отдалённую эпоху, в которой происходит действие балета «Спартак», произведение оказалась близким нашей современности: восстание рабов в древнем Риме под предводительством Спартака, их героическая борьба против тирании перекликается с современной борьбой народов за своё освобождение и национальную независимость.

В балете «Спартак» перед зрителем проходят величественные картины древнего Рима: бой гладиаторов, рынок рабов, пир у патриция Красса и другие. Музыка балета чрезвычайно экспрессивна и импозантна, насыщена буйной красочностью. Моментами она производит впечатление оргии красок. В целом «Спартак» - это большой монументальный спектакль, захватывающий слушателя. За музыку балета Хачатурян в мае 1959 года удостоен Ленинской премии.

После 1960 года Хачатуряном написаны следующие произведения: «Баллада о Родине» для баса с оркестром на текст А.Гарнакеряна (1961), Рапсодия для скрипки с оркестром 91962), Рапсодия для виолончели с оркестром (1964), Фортепианная соната, посвящённая памяти Н.Я.Мясковского (1964), «Вам, арабские друзья» для хора и оркестра на текст Эль-Регистана (1964).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: