Социально-психологические аспекты адаптации первокурсников




Приложение 1

 

Психологические особенности юношеского возраста

Юношеский возраст как качественно новый этап в развитии человека характеризуется рядом особенностей, которые необходимо учитывать как в учебном процессе, так и в ситуации неформального общения. Ключевые изменения происходят в самосознании, структуре личности молодого человека. Центральными личностными новообразованиями в юношеском возрасте являются: формирование мировоззрения; самостоятельности суждений; повышение требования к моральному облику человека; корректировка самооценки; стремление к самовоспитанию, а так же способность к самоопределению, т.е. потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.

Мышление в юности приобретает личностный эмоциональный характер. Появляется стремление к теоретическим и мировоззренческим проблемам. Эмоциональность проявляется в особенностях переживаний по поводу собственных возможностей, способностей и личностных качеств. Интеллектуальное развитие выражается в тяге к обобщениям, поиску закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами. Возрастает концентрация внимания, объем памяти, совершенствуется абстрактное и логическое мышление. Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах. Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы, проявляется самостоятельность, решительность, критичность и самокритичность, неприятие лицемерия, ханжества, грубости.

В этом возрастном периоде ведущая деятельность – учебно-профессиональная. Появляются мотивы самосовершенствования и самореализации, что является основой для самоопределения в профессиональном плане, во взаимодействии с другими людьми и миром. Это в немалой степени определяет интерес к учебным дисциплинам, а также успешность в их освоении. Другими словами, если в подростковом возрасте отношение к учебным предметам определяют зарождающееся отношение к различным профессиям, то в юношеском возрасте отношение к профессии начинает влиять на отношение к учебной деятельности. В связи с этим очень важно, чтобы специальность была выбрана самостоятельно и осознанно, соответствовала внутренним устремлениям и личностным особенностям юношей и девушек.

Молодые люди в этом возрасте начинают задумываться над вопросом смысла собственной жизни. Потребность в смысле жизни позволяет человеку объединить требования, идущие из разных сфер жизнедеятельности, и строить свою жизнь не как цепь случайных событий, а как целостный процесс, имеющий цели и преемственность. Проблема поиска смысла жизни не только мировоззренческая, но и практическая. Ответ на нее содержится не внутри человека, а вне его – в мире, где раскрываются его способности, в его деятельности, в чувстве социальной ответственности. В поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей.

Таким образом, к концу юношеского возраста молодой человек становится психологически готовым к вступлению во взрослую жизнь, к реализации себя в труде, в будущей семейной жизни.

Обобщая сказанное, отметим наиболее важные особенности юношеского возраста:

· способность к самоопределению – личностному и профессиональному;

· относительная сформированность системы мотивов и ценностей личности;

· потребность в смысле жизни.

 

Социально-психологические аспекты адаптации первокурсников

Человек на протяжении всей своей жизни меняет множество социальных ролей, одной из которых может быть роль студента. Молодой человек, принимая на себя эту роль, одновременно становится членом группы, которая влияет на его самовосприятие, самосознание и общее развитие. Поэтому очень важен период знакомства, период диффузной группы для адаптации первокурсника к вузовским условиям, к новой роли и коллективу.

Успешность адаптации (т.е. приспособления личности, социальной группы к условиям внешней среды) будет обеспечена лишь в том случае, если студенческая группа будет являться сферой реализации потребностей и стремлений личности, служить раскрытию индивидуальности, самоопределению. Для того чтобы это стало возможным, каждый член группы должен пройти систему элементов межличностного познания: восприятие внешних признаков и соотношение их с личностными характеристиками, с интерпретацией поступков. Это поможет создать положительную морально- психологическую атмосферу коллектива, смягчить адаптацию, сплотить коллектив, объединив его на двух уровнях: в сфере учебных и внутренних, психологических взаимоотношениях.

В психолого-педагогической литературе выделяют 4 типа адаптации: профессиональную (учебную), общественную, межличностную и личностную.

Учебная адаптация составляет первичный тип адаптации и непосредственно зависит от организации условий учебного процесса. Качественную характеристику учебной адаптации определяет взаимодействие студента и преподавателя. Учебная адаптация имеет свое инструментальное выражение в способах учебной деятельности.

Для общественной адаптации важную роль играет включение субъекта в различные формы коллективного действия.

Межличностная адаптация представляет собой овладение коммуникативными умениями и навыками, высокий социальный статус, легкость вступления в межличностные контакты.

Личностная адаптация предполагает включение в смысловую структуру развития человека задач профессионального роста. Субъективно личностная адаптированность переживается как осознанное стремление к профессиональному совершенству.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: