Как помочь первокурснику быстрее привыкнуть к вузовской жизни?




Необходима специальная работа куратора по формированию благоприятного социально-психологического климата в студенческой группе. Во многом успешность студенческой социализации зависит от характера взаимоотношений первокурсников, наличия в группе референтных лиц, т.е. тех, с кем можно обсуждать самые сложные личные проблемы. Нужная помощь и контроль со стороны взрослых, родителей в процессе адаптации к студенческой жизни могут реализовываться в более тесных контактах кураторов студенческих групп, руководства кафедр, деканата с родителями, проведении пока еще привычных родительских собраний, участии родителей во внеучебных мероприятиях первокурсников и т.п.

Основными направлениями по преодолению дезадаптации студентов являются увеличение числа внеучебных мероприятий, организация секций, кружков, клубов, привлечении студентов к научной работе.

 

Учет акцентуаций характера личности студента в работе куратора

 

Акцентуацией характера является усиление и заострение определенных черт характера личности. Присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют ядро, стержень личности. В случае яркой выраженности (акцента) основные черты становятся акцентуациями характера. Соответственно личности, у которых основные черты ярко выражены, называются акцентуированными. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических, но в случае воздействия неблагоприятных факторов акцентуации могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.

Акцентуации характера определяются с помощью специальных тестов, но нередко акцентуацию характера можно определить и в процессе наблюдения за студентами в различных ситуациях.

Существуют различные классификации акцентуаций. Вот одна из них.

 

Демонстративный тип

Главные черты этого типа: ярко выраженный эгоцентризм, ненасытная жажда внимания, восхищения, удивления, сочувствия, иногда даже почитания по отношению к своей особе. Внимание окружающих предпочитает получать в «любом виде»: даже негодование или ненависть для такого человека лучше, чем безразличие и равнодушие. Гораздо страшнее перспектива остаться незамеченным.

Все, что приятно, что имеет определенные моральные выгоды, человек с демонстративным характером тщательно сохраняет, а все неприятное вытесняется из памяти и сознания. У демонстративной личности это становится основной формой поведения: она может лгать, не сознавая, что лжет.

Демонстративная личность глубоко вживается в требуемый ситуацией образ, ей присуща высокая артистичность в выражении любого чувства. Излюбленные образы, в которые перевоплощается демонстративная личность – невинная жертва; человек, которого не оценили, злоупотребили его доверием, использовали его редкие душевные и интеллектуальные качества и пр.

Отношение к учебе зависит не столько от содержания предмета, сколько от особенностей взаимодействия с преподавателем. Так, при развитом интеллекте успеваемость у таких подростков чаще всего хорошая, но избирательная, - лучше по тем предметам, преподаватели которых сумели установить хорошие отношения с такими студентами (как правило, это выражается в повышенном внимании, которое так необходимо студентам с демонстративным характером).

Часто демонстративные студенты досаждают на занятиях своей болтливостью, комментированием сказанного и т. д.

Действенным методом модификации поведения демонстративного студента является формирование у него понимания того, что наиболее надежным способом привлечения внимания к себе со стороны окружающих является социально ценная деятельность. Самым эффективным будет организация такой деятельности и включение в нее такого студента (например, деятельность старосты группы, профорга, членов актива группы и т.п. при условии достаточного развития у студента организаторских и коммуникативных способностей, а также соответствующей системы ценностей).

 

 

Неустойчивый тип

Основная черта таких людей – слабость воли. Их безволие прежде всего проявляется, когда дело касается учебы, исполнения обязанностей, достижения целей. Слабая воля обусловливает недостаточную способность тормозить свои влечения, удержаться от сиюминутных удовольствий.

Кроме слабого развития воли отмечается повышенная внушаемость неустойчивых личностей; их социальное поведение в большей степени зависит от влияния окружающей среды, чем от них самих. Имеется в виду, с одной стороны, их повышенная внушаемость и импульсивность, с другой – неорганизованность, отсутствие стремления к преодолению трудностей, склонность идти по пути наименьшего сопротивления.

Для того чтобы помочь студенту с таким характером выстроить правильную, социально приемлемую линию поведения, необходимо (учитывая возраст и степень самостоятельности) по возможности организовать систему разумного контроля за их деятельностью (прежде всего, учебной), которая дополняется требованиями в этой сфере. При этом очень важно, чтобы ужесточение режимных моментов сочеталось с искренней заинтересованностью в успехах студента и происходило на фоне положительных эмоциональных контактов.

 

Гипертимный тип

Основная черта этого типа – постоянное пребывание в хорошем настроении, которое лишь изредка омрачается вспышками агрессии в ответ на противодействие окружающих. Характерны также высокая контактность, словоохотливость, оживленная жестикуляция. Гипертимы движимы жаждой деятельности, общения, впечатлений и развлечений. Склонны быть лидерами, весьма инициативны и оптимистичны. В конфликтные отношения вступают лишь в условиях жесткой дисциплины, монотонной деятельности.

Самый лучший способ взаимодействия со студентом, у которого выражена данная акцентуация – включение его в деятельность, где он мог бы проявить свои лидерские наклонности. Однако эту деятельность необходимо строить, учитывая особенности конкретного студента-гипертима: его интеллект, способности, склонности.

Важно знать, что для благоприятного развития характера у таких студентов одинаково нежелательны как условия жесткого контроля, что влечет за собой бурную реакцию протеста, так и попустительское к ним отношение (присущая им жажда приключений и впечатлений могут привести к печальным последствиям).

 

Циклоидный тип

Особенность человека с таким характером состоит в периодическом (с фазой от нескольких недель до нескольких месяцев) колебании настроения и жизненного тонуса. Особенно нелегко приходится окружающим, да и самому человеку с циклоидным типом акцентуации в период спада настроения, когда резко снижается контактность, проявляется пессимизм. Прежде активные студенты становятся унылыми домоседами. Ухудшается аппетит, возможны проявления бессонницы, а днем, наоборот, - сонливости. Мелкие неприятности и неудачи, которые учащаются из-за снижения работоспособности, переживаются крайне тяжело.

Необходимо учитывать, что циклоиды весьма уязвимы в ситуациях значимых для них перемен (например, смена места жительства и учебы). При этом серьезные неудачи и нарекания окружающих могут углубить депрессивное состояние или вызвать острую аффективную реакцию с возможными попытками к самоубийству.

Оптимальная позиция близких, а также куратора и преподавателей по отношению к студенту-циклоиду, находящемуся в депрессивной фазе – ненавязчивая забота и внимание, для него очень важна в такой момент возможность теплого контакта со значимым человеком. При этом категорически противопоказаны расспросы типа: «Ну почему у тебя плохое настроение?»). Необходимо по возможности уменьшить в этот период различные требования к такому студенту.

 

Лабильный тип

Главная черта этого типа – крайняя изменчивость настроения у его представителей. От настроения в данный момент зависят и самочувствие, и аппетит, и трудоспособность и т. д. Так же меняется и отношение к будущему – оно то оптимистично, то, наоборот, унылое. Необходимо учитывать, что о наличии акцентуации этого типа можно говорить лишь тогда, когда настроение меняется слишком круто, а поводы для этих перемен ничтожны. Кем-то невзначай сказанное нелестное слово, неприветливый взгляд – подобные события способны погрузить человека с таким характером в унылое и мрачное расположение духа и даже довести до слез. И, наоборот, малозначительные, но приятные вещи (например, комплимент) существенно улучшают настроение.

Частые перемены настроения сочетаются со значительной глубиной их переживания. На фоне колебаний настроения возможны конфликты с окружающими, после чего следует быстрое раскаяние и поиск путей примирения.

Во взаимодействии с такими студентами важно помнить, что они весьма болезненно переживают эмоциональное отвержение и чрезвычайно отзывчивы на доброту и поддержку (даже словом).

 

Сенситивный тип

Самые характерные черты – чрезвычайно высокая впечатлительность и выраженное чувство собственной неполноценности. Весьма болезненно переносят любое изменение в жизни. Наиболее ранимы в сфере взаимоотношений с окружающими. Непереносимой для них оказывается ситуация, где они становятся объектом насмешек или подозрения в неблаговидных поступках, когда их подвергают несправедливым обвинениям и т. п.

Такие студенты учатся, как правило, старательно, но очень страшатся всякого рода проверок, зачетов, экзаменов. Нередко выступление с докладом на аудиторию для них – пытка. Следовательно, при взаимодействии с такими студентами желательно свести к минимуму ситуации публичных выступлений, уделяя особое внимание индивидуальной работе.

Контактность ниже среднего, предпочитают узкий круг друзей. Редко конфликтуют, поскольку обычно занимают нейтральную позицию; обиды хранят в себе. Положительные черты: альтруистичность, сострадательность, умение радоваться удачам окружающих. Причем, чувство долга дополняется исполнительностью, что желательно учитывать куратору в своей работе.

 

Тревожно-мнительный тип

Характеризуется нерешительностью, глубокому самоанализу, легкому возникновению навязчивых страхов. Страхи и опасения человека с таким характером целиком адресуются к возможному, хотя и маловероятному, в его будущем: как бы не случилось чего-то ужасного и непоправимого, как бы не произошло непредвиденного несчастья с ним самим и с его близкими, к которым, как правило, он обнаруживает большую привязанность.

Всякий самостоятельный выбор, как бы малозначим он ни был, может стать предметом долгих и мучительных колебаний.

Не рекомендуется поручать таким студентам дела, требующие общения и инициативы. Гораздо увереннее они чувствуют себя в условиях спокойной, размеренной работы, четко регламентированной, не требующей инициативы и многочисленных контактов.

 

Интровертированный тип

Наиболее существенными чертами данного типа считаются замкнутость, отгороженность от окружающего мира, неспособность или нежелание устанавливать контакты, сниженная потребность в общении. Можно сказать, что иногда одиночество, в котором пребывает человек с такими особенностями характера, вовсе не тяготит его; он живет в своем мире.

Отгороженность интровертированного молодого человека от мира затрудняет его социализацию. Однако необходимо учитывать, что черты интровертированности лишь усиливаются, если окружающие чрезмерно контролируют и опекают его.

Угрозу для людей с интровертированным типом представляет алкоголь, к которому они иногда могут прибегать в небольших дозах с целью «побороть застенчивость».

В процессе взаимодействия с таким студентом можно использовать такую положительную черту как приверженность к интеллектуально-эстетическим увлечениям. Чтобы построить доверительные отношения с ним, немаловажно продемонстрировать искреннюю, компетентную заинтересованность его увлечением.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: