Антиконкурентное соглашение (сговор)




Виды горизонтальных соглашений,которые могут быть антиконкурентными.

Горизонтальные и вертикальные соглашения, наряду с традиционными монополиями, могут быть самым крупным источником антиконкурентного поведения в рыночной экономике.

Такие соглашения снижают положительный эффект рыночной экономики, поскольку устраняют независимость принятия решений компаниями для эффективного распределения ресурсов, стимулирования эффективности производства и создания новой продукции.

Соглашения между конкурентами, которые ограничивают возможность их независимой деятельности путем принятия на себя определенных обязательств, принимают характер горизонтальных соглашений.

Термин охватывает широкий круг моделей поведения: от создания совместны предприятий, единой технологии размещения рекламы, проведения совместных маркетинговых исследований, деятельности отраслевых ассоциаций до фиксирования цен и выставления мошеннических заявок.

Не все соглашения между конкурентами ограничивают конкуренцию. Многие виды совместной деятельности положительно сказываются на состоянии конкуренции: они могут стимулировать факторы эффективности, снижать риск, создавать новые виды продукции или методы ее распределения (дистрибуции),повышать качество информационных потоков и, следовательно, конкурентный характер функционирования рынка.

Однако горизонтальные соглашения между конкурентами могут устранять конкуренцию, сокращая объемы выпуска продукции и поднимая цены. В каких то аспектах горизонтальные соглашения стимулируют конкуренцию, одновременно в целом ограничивая ее. Антимонопольные органы различают соглашения, стимулирующие конкуренцию, и антиконкурентные соглашения.

Антиконкурентное соглашение (сговор)

это форма монополистического объединения хозяйствующих субъектов, результатом которого является их противоестественное взаимовыгодное сотрудничество вместо ожидаемого потребителями соперничества между ними.

- это являющиеся несовместимыми с общим рынком и запрещенными, все соглашения между предприятиями, все решения ассоциаций предприятий и согласованные действия предприятий, которые могут затронуть торговлю внутри государств-членов ЕС и которые имеют своей целью или следствием ограничение, устранение или искажение конкуренции внутри общего рынка (ст. 101 ДоФ)

 

 

Признаки соглашения:

1. Специальные субъекты (государства или предприятия);

2. Соглашение в одной из форм:

- соглашение в узком смысле (как гражданско-правовой договор);

- решение ассоциаций предприятий;

- согласованные действия предприятий

3. Наличие ущерба торговле внутри ЕС. Согласно т.з. проф. Корах торговля включает в себя всю хозяйственную деятельность, относящуюся к товарам и услугам, даже право торговца одного из государств-членов начинать предпринимательскую деятельность в другом государстве. Но даже хозяйственная деятельность, ограниченная рамками одной страны, может быть признана учреждениями ЕС наносящей вред торговле между странами Общего рынка. Такую позицию занял, в частности, в 1972 г. Суд правосудия по делу Vereeniging van Cementhandelaren v. Commission. Истец по нему - голландская коммерческая ассоциация, членами которой состояло большинство посредников в торговле цементом в Нидерландах, рекомендовала цены продажи цемента в этой стране. Ассоциация утверждала, что поскольку ее рекомендации не имеют отношения к вывозу цемента за границу, не могло быть речи о "причинении ущерба торговле между государствами-членами". Однако суд не согласился с подобной аргументацией, указав, что решения ассоциации имеют своим следствием "возобновление раздела рынков на национальной основе, создание тем самым препятствий межгосударственному хозяйственному взаимопроникновению, которое предусматривает договор, и охрану национального производства".

Последствия могут быть представлены, например:

- искусственным ростом цен;

- сокращением ассортимента товаров;

- отсутствием у хозяйствующих субъектов мотивов для развития, внедрении инноваций

- созданием барьеров для входа на рынок новых участников.

! Соглашение в узком смысле - устный или письменный дву- или многосторонний гражданско-правовой договор вне зависимости от наименования, содержания, вида, соответствия законодательству, наличия подписей сторон, вступивший или не вступивший в законную силу и содержащийся на одном или нескольких бумажных или электронных документах.

Основным требованием к такому соглашению становится фактическое исполнение сторонами соглашения его условий.

Таким образом, форма не имеет значения для квалификации деяния, но играет существенную роль при доказывании противоправных действий. Когда соглашение заключено в письменной форме, доказать нарушение конкурентного законодательства, как правило, не представляет труда. Но предприятия часто основывают свои антиконкурентные действия на устных договоренностях.

Виды антиконкурентных соглашений:

- горизонтальные соглашения (картели) - соглашения между конкурентами, работающими на одном рынке, создаваемые с целью ограничения конкуренции, обмана потребителей и извлечения сверхприбылей.

- ценовой картель - соглашение между конкурентами о единообразных манипуляциях с ценами

- сговор на торгах - соглашение между хозяйствующими субъектами об условиях победы на торгах

- раздел клиентов и рынков - это соглашение между хозяйствующими субъектами о распределении между собой: клиентов, территорий, объемов продаж или закупок, ассортимента реализуемых товаров.

- вертикальные соглашения - соглашение между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом.

В большинстве случаев - это соглашения между производителем и его дилерами.

- иные антиконкурентные соглашения - все соглашения, не относящиеся к горизонтальным или вертикальным, но приводящие к ограничению конкуренции.

Антиконкурентные соглашения и согласованные действия.

Основные тенденции

Современная рыночная экономика, основанная на принципах свободы договора и добросовестной конкуренции, является весьма уязвимой в случае заключения конкурентами на товарном рынке соглашений, которые реализуются не в интересах потребителей и приводят к ограничению конкуренции.

Несмотря на то, что антимонопольное законодательство имеет уже практически двадцатилетнюю историю, применение запретов на антиконкурентные соглашения не имеет такой богатой практики, как, например, реализации запретов на злоупотребление доминирующим положением или недобросовестную конкуренцию.

Однако это не означает, что российской экономике не присущи эти опасные тенденции монополистической деятельности на товарных рынках.

Активное применение антимонопольными органами в последние годы ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и формирование судебной практики в этой сфере породило широкую дискуссию как о сфере действия запретов в отношении антиконкурентных соглашений и согласованных действий, так и о порядке их пресечения антимонопольными органами.

В рамках настоящей статьи мы постараемся остановиться на наиболее актуальных вопросах применения ст. 11 Закона о защите конкуренции антимонопольными органами и судами и проанализировать некоторые предложения по совершенствованию антимонопольного законодательства в этой сфере.

Общая характеристика запретов

Закон о защите конкуренции формулирует ряд запретов, которые применяются к соглашениям и согласованным действиям хозяйствующих субъектов на товарных рынках.

Анализируя запреты, сформулированные в отношении соглашений, следует помнить, что понятие «соглашение» толкуется антимонопольным законодательством достаточно широко.

Так, согласно ст. 4 Закона о защите конкуренции, соглашение - это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Такая трактовка позволяет относить к соглашениям практически любые договоренности хозяйствующих субъектов.

Все соглашения, в отношении которых антимонопольным законодательством предусмотрены запреты, можно условно разделить на следующие виды:

* горизонтальные соглашения - это соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, т.е. хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке;

* вертикальные соглашения - это соглашения между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом (п. 19 ст. 4 Закона о защите конкуренции);

* конгломератные соглашения - это соглашения между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, и осуществляют деятельность на разных товарных рынках.

Анализируя характер существующих запретов, их также можно разделить, в зависимости от необходимости исследования последствий заключенного соглашения, на запреты perse, т.е. безусловные запреты, не требующие установления факта ограничения конкуренции, и условные запреты, применяемые к соглашениям в случае, если в результате заключения соглашения происходит ограничение конкуренции.

Следует отметить, что предусмотренные ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции запреты perse применяются лишь к горизонтальным и конгломератным соглашениям. Что касается вертикальных соглашений, то в силу ч. 1.1 ст. 11 Закона указанные запреты могут быть применены к вертикальным соглашениям лишь в случаях, если такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. При этом правонарушение квалифицируется по ч. 2 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

В отношении вертикальных соглашений в 2009 г. появились особые запреты perse, которые не являются запретами полностью безусловными, поскольку применяются лишь к тем соглашениям хозяйствующих субъектов, доля хотя бы одного их которых на рынке того товара, в отношении которого заключается «вертикальное» соглашение, превышает 20% (ст. 12 Закона о защите конкуренции).

К числу запретов perse для вертикальных соглашений Закон относит:

* запрет на установление цены перепродажи товара;

* запрет предъявлять покупателю требование не допускать товар конкурента для продажи (исключение составляют случаи организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо фирменным наименованием продавца или производителя).

Правительством РФ определены общие исключения в отношении вертикальных соглашений хозяйствующих субъектов, соблюдение которых исключает возможность применения санкций со стороны антимонопольных органов[1].

Анализируя соотношение запретов, применяемых к соглашениям и согласованным действиям, необходимо отметить, что согласованные действия запрещены только ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции и, следовательно, не могут касаться вертикальных соглашений.

Несмотря на то, что ч. 2 ст. 8 Закона о защите конкуренции предусматривает, что совершение хозяйствующими субъектами действий по соглашению не относится к согласованным действиям, отграничение соглашений и согласованных действий является непростой задачей и имеет определенные сложности в правоприменении.

Связано это, в первую очередь, с тем, что критерии определения согласованных действий, предусмотренные ч. 1 ст. 8 Закона о защите конкуренции, подходят как для действий хозяйствующих субъектов, которые имеют в свой основе соглашение, так и для независимых действий хозяйствующих субъектов, результатом которых являются последствия, предусмотренные ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: