О с н а щ е н и е: электрокардиограф, тонометр, двухступенчатая лестница (высота 45 см, длина 65 см, высота и ширина каждой ступени 22,5 см), секундомер, кушетка.
С о д е р ж а н и е р а б о т ы. Число восхождений по двухступенчатой лестнице определяется полом, возрастом и массой тела. АД и ЧСС и ЭКГ регистрируют до и сразу после пробы, а затем на 2, 6 и 10-й минутах в стадии восстановления.
Если при проведении пробы появляются чувство дискомфорта, утомления, одышка, боль в груди, бледность, пошатывание и др., пробу следует немедленно прекратить!
Испытуемому накладывают электроды (три стандартных) и в положении лежа записывают ЭКГ; измеряют АД и ЧСС. Затем испытуемый встает и, не снимая электродов, выполняет пробу Мастера. Для молодых (20–29 лет) мужчин массой тела 73 – 76 кг суммарное число ступеней, которое он должен пройти в течение 1, 5 мин, составляет 23, для женщин – 20. Испытуемый поднимается с одной стороны лестницы, каждый раз приставляя на ступеньке ногу к ноге, а спускается с другой; потом, стоя на полу, поворачивается на 180 и снова совершает подъем. Темп восхождения – на счет "и раз – и два" – 60 шаг/мин. Продолжительность нагрузки для больных и ослабленных людей- 1,5 мин; для здоровых людей – 4 мин.
Сразу после нагрузки в положении лежа снова регистрируют ЭКГ, АД и ЧСС.
О ф о р м л е н и е п р о т о к о л а. 1. Занесите полученные данные в таблицу.
Показатель гемодинамики | До нагрузки | После нагрузки (проба Мастера), мин | ||||||
1-я | 2-я | 3-я | 4-я | 5-я | 6-я | 7-я | ||
ЧСС | ||||||||
АД систолическое | ||||||||
АД диастолическое | ||||||||
АД пульсовое |
|
2. Постройте графики динамики основных показателей гемодинамики, используя цветные фломастеры или сплошную и пунктирную линии. 3. Определите тип реагирования сердечно-сосудистой системы, пользуясь следующими критериями.
Нормотический тип: увеличение ЧСС, соответствующие величине прироста АД пульсового; при этом АД диастолическое не меняется.
Гипотонический тип: ЧСС возрастает на 120-150 %; АД пульсовое увеличивается лишь на 15–20% или даже уменьшается.
Гипертонический тип: увеличивается ЧСС, резко повышается АД систолическое (до 160–180 мм рт. ст.), АД диастолическое – до 90–100 мм рт. ст.
Диастонический тип: значительно снижается АД систолическое, АД диастолическое; резко увеличивается ЧСС.
Ступенчатый тип: на второй минуте восстановительного периода величина АД систолического выше, чем на первой минуте. Кроме того, оценивают длительность периода восстановления АД и ЧСС до исходного уровня.
4. По этим двум критериям дают заключение о реагировании на тест:
адекватное: восстановление АД и ЧСС завершается в пределах 3–5 минут;
удовлетворительное: отклонение АД и ЧСС выше допустимого уровня (реакции нормотического типа) с восстановлением их к 6–7-й минутам;
неудовлетворительное: (патологическое): выраженное отклонение АД и ЧСС от исходного уровня до 10-ой минуты восстановительного периода и больше.
Заключение
Задача 4. Определение физической работоспособности человека по индексу Гарвардского степ-теста
В основу оценки физической работоспособности человека по показателям сердечно-сосудистой системы положена линейная зависимость между значениями ЧСС и мощностью выполняемой работы. Кроме того известно, что функции кровообращения являются факторами, ограничивающими выполнение предельных физических нагрузок. Таким образом, по характеру сдвига и восстановления ЧСС при нагрузке можно оценивать физическую работоспособность и функциональные возможности кровообращения человека.
|
О с н а щ е н и е: секундомер, ступенька
С о д е р ж а н и е р а б о т ы: Работу выполняют параллельно с предыдущей. После выполнения степ-теста (подъем в течение 5 мин на ступеньку) у испытуемого в положении сидя подсчитывают пульс (ЧСС) на 1-й, 2-й, 3-й, 4-й минутах (считать в течении первых 30 с каждой минуты) восстановительного после нагрузки периода. По полученным данным рассчитывают индекс Гарвардского степ-теста (ИГСЕ).
ИГСТ = Т . 100/2(Р1 + Р2 + Р3),
Где Т – время выполнения теста, с (то есть 300 с), Р1, Р2, Р3 – значения пульса за первые 30 с на 1-й, 2-й, 3-й, 4-й минутах восстановления. Если в течение 5 мин нужный ритм подъемов не выдерживается, то нагрузку прекращают и в формулу подставляют то время, в течение которого выполняли пробу.
О ф о р м л е н и е п р о т о к о л а: 1. Записать результаты измерений.
2. Оценить физическую работоспособность и функциональные возможности сердечно-сосудистой системы человека по таблице.
Физическая работоспособность – Резервы сердечно-сосудистой системы | ИГТС, Усл. ед. |
Низкие | <55 |
Ниже среднего | 56—64 |
Средние | 65—79 |
Хорошие | 80—89 |
Отличные | >90 |
3. В заключении дайте оценку и объяснение полученным результатам.
|
Заключение
Задача 5. Изучение кровообращения в плавательной перепонке лягушки
Совокупность кровеносных сосудов, диаметр которых не превышает 2 мм, называется микроциркулярным руслом.
Капиллярное кровообращение в различных органах (сердце, мозг, легкие, печень, почки) имеет свои характерные особенности. Однако общими для всех них являются: большая общая поверхность капиллярной сети: низкая линейная скорость кровотока (0,3 - 0,5 мм/с); низкое гидростатическое давление крови (40-20 мм рт. ст.).
Капиллярное кровообращение удобно наблюдать на сосудах плавательной перепонки лягушки.
О с н а щ е н и е: эфир или 10% раствор этилового спирта, пластинка для укрепления лягушки с отверстием для лапки, микроскоп (окуляр 7, объектив 8), булавки, раствор АХ (1: 10000), раствор адреналина (1: 1000), раствор Рингера.
С о д е р ж а н и е р а б о т ы. Слабонаркотизированную лягушку положить брюшком вниз на пластинку. Плавательную перепонку расправить (но не натягивать) над отверстием в дощечке, фиксировать булавками и поместить в поле зрения микроскопа. Ориентируясь по направлению движения крови в сосудах, найти артериолы, капилляры и венулы, и отметить особенности течения крови в них. Если кровь течет из крупного сосуда в разветвление - это артерия (артериола); если из разветвлений собирается в один сосуд - вена (венула). Сравните скорость движения крови в разных сосудах. Плавательную перепонку постоянно смачивайте водой!
О ф о р м л е н и е п р о т о к о л а. 1. Зарисуйте наблюдаемую под микроскопом картину. 2.Обозначьте стрелками направление движения крови в сосудах микроциркуляторного русла.
Кровеносные сосуды плавательной перепонки лягушки: А- растянутая плавательная перепонка; Б - микроскопическая картина
Домашнее задание:
§ В тетради для самостоятельной работы письменно ответьте на вопросы, предложенные преподавателем.
§ Выберите из «Словаря терминов» «Руководства…» не менее 10, относящихся к теме «Физиология кровообращения». Выпишите, выучите и умейте их объяснить.
§ Зарисуйте схему функциональной системы, обеспечивающий оптимальный для метаболизма уровень артериального давления (по К.В.Судакову)
§ На занятии иметь свой тонометр!
Подпись преподавателя
Отметка о получении зачета по итоговому занятию:
1. Тестовый рейтинговый контроль ……
2. Выполнение практических заданий ……
3. Итоговая оценка по результатам устных ответов …..
4. Выполнение самостоятельных работ …….
Подпись преподавателя
Число: