Внутренняя и внешняя среда организации




Все предприятия функционируют в определенной среде, которая обусловливает их действия, и выживание их в долгосрочном периоде зависит от способности адаптироваться к ожиданиям и требованиям среды. Различают внутреннюю и внешнюю среду организации.

Внутренняя среда организации - та часть общей среды, которая находится в ее пределах. Внутренняя жизнь организации состоит из большого количества различных действий, подпроцессов и процессов. Несмотря на огромное разнообразие действий и процессов, можно выделить пять групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность организации и являются объектом управления со стороны менеджмента. Данными функциональными группами процессов являются следующие:

1) Управление производством (производство в экономическом смысле - это процесс создания какого-либо продукта) состоит в осуществлении управления процессом переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, поступающих на входе в организацию, в продукт, который организация предлагает внешней среде. Для этого менеджмент осуществляет следующие операции: управление разработкой и проектированием продукта; выбор технологического процесса; контроль качества; и др.

2) Управление маркетингом (маркетинг - система управления производственно-сбытовой деятельностью организации, направленная на максимизацию прибыли посредством учета и активного влияния на рыночные условия) призвано посредством маркетинговой деятельности по реализации созданного организацией продукта увязать в единый непротиворечивый процесс удовлетворение потребностей клиентов организации и достижение целей организации. Для этого осуществляется управление такими процессами и действиями, как изучение рынка; реклама; ценообразование; создание системы сбыта; и др.

3) Управление финансами (финансы - это система экономических отношений по поводу образования и использования денежных средств в процессе создания материальных благ и услуг, а также социальных проблем общества) состоит в том, что менеджмент осуществляет управление процессом движения финансовых средств в организации. Для этого осуществляется следующее: составление бюджета и финансового плана; формирование денежных ресурсов; оценка финансового потенциала организации; и др.

4) Управление персоналом (персонал - это совокупность всех работников предприятия, занятых трудовой деятельностью, а также состоящих на балансе (входящих в штатный состав, но временно неработающих в связи такими причинами, как отпуск, больничный, и др.) связано с обеспечением производственной и других сфер людскими ресурсами (найм, подготовка и переподготовка). Также предполагает выполнение всех управленческих действий, связанных с социальной сферой: оплатой, благосостоянием и условиями найма.

5) Управление эккаунтингом (эккаунтинг - это функциональная сфера бизнеса, связанная со сбором, обработкой, классификацией, анализом и документальным оформлением различных видов финансовой информации, связан с аудитом)предполагает управление процессом обработки и анализа финансовой информации о работе организации с целью сравнения фактической деятельности организации с ее возможностями, а также с деятельностью других организаций. Это позволяет организации обнаружить финансовые проблемы, на которые она должна обратить пристальное внимание, и выбрать лучшие пути осуществления ее деятельности.

Основными переменными внутренней среды организации являются цели, структура, задачи, ресурсы, технология, организационная культура.

1) Цели - конкретные конечные состояния или желаемый результат, к достижению ко­торого стремится группа людей, работая вместе.

2) Структура организации как внутренняя ее переменная представляет собой взаимо­отношения уровней и функциональных областей, т е. конструкцию организации, построенную в такой форме, которая обеспечивает достижение целей организации.

3) Задачи - это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом и в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности. Задачи организации традиционно делятся на три категории: работа с людьми; работа с предметами (машины, сырье, инструменты) и работа с информацией.

4) Ресурсы - для решения поставленных задач и достижения конечных целей организа­ция должна быть обеспечена в необходимом количестве и соответствующего качества всеми видами ресурсов.

5) Технология - средство преобразования материала, поступающего на входе, в искомые продукты и услуги, получаемые на выходе; сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях.
Задачи и технология тесно связаны между собой.

6) Организационная культура - это нормы и ценности, которые разделяются абсолют­ным большинством членов организации или предприятия, а также внешние их проявления (организационное поведение).

Внешняя среда органи­зации - это совокупность факторов, субъектов и условий, находящихся за пределами органи­зации и способных влиять на ее поведение. Элементы внешней среды подразделяются на две группы:

1) факторы прямого воздействия на организацию

2) факторы косвенного воздействия на организацию.

Среда прямого воздействия (деловая среда, микроокружение) включает такие элементы, которые непосредственно влияют на хозяйственный процесс и испытывают на себе такое же влияние функционирования организации. Эта среда специфична для каждой отдельной организации и, как правило, контролируется ею. Внешняя среда прямого воздействия включает следующие основные элементы: потребители, поставщики, конкуренты, рынок труда, органы государственного регулирования и контроля, стратегические альянсы (это партнерство между фирмами, в котором ресурсы, способности и компетенции фирм объединяются для достижения наилучшего результата) предприятия с другими фирмами.

Среда косвенного воздействия (макроокружение) включает элементы, которые влияют на процессы, протекающие в организации не прямо, а косвенно, опосредованно. Эта среда в основном не имеет специфического характера по отношению к отдельно взятой организации и, как правило, находится вне ее контроля. Внешняя среда косвенного воздействия включает следующие основные элементы: экономические, политико-правовые, социально-культурные, технологические и международные условия.

Экономические условия среды отражают общую экономическую ситуацию в стране или регионе, в котором работает предприятие. Важными факторами экономической среды являются денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства.

Социокультурные факторы представляют социальные процессы и тенденции, происходящие в обществе. К ним относятся: существующие традиции, ценности, привычки, этические нормы, стиль жизни, отношение людей к работе, вкусы и психология потребителей. Сюда входят социальная структура общества, его демографические характеристики, такие как уровень рождаемости, средняя продолжительность жизни, средний возраст населения, уровень образования, квалификации и т.д. Текущая структура населения определяет состав рабочей силы, уровень спроса, потребительские предпочтения, выбор рынков сбыта продукции. При этом как потребители, так и члены организаций отличаются все большим многообразием.

Политико-правовая среда включает характеристику политической системы, государственное регулирование бизнеса и основные отношения между бизнесом и правительством. Она важна по трем причинам.

Технологические факторы включают научные и технологические нововведения, которые позволяют предприятию модернизировать старую и создавать новую продукцию, совершенствовать и разрабатывать технологические процессы. Организации должны быстро реагировать на новые разработки в их отрасли и сами предлагать нововведения. Только так можно поддерживать высокую конкурентоспособность. НТП несет в себе как огромные возможности для фирм, так и не менее огромные угрозы.

Международные факторы показывают степень вовлеченности или воздействия на фирму бизнеса других стран. Фактически каждая фирма находится под воздействием международных факторов, даже если она функционирует в одной стране. Она может использовать сырье или продукты, созданные в других странах, столкнуться с международной конкуренцией на своих внутренних рынках.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: