Особенности постановки целей в области образования.




СОВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

(Продолжение темы)

 

Цели организации

 

В менеджменте цели организации рассматриваются как систе­мообразующий фактор, определяющий содержание ее деятельности и результат работы. Размышляя ранее о роли целей, их вторичности по отношению к ценностным основаниям членов орга­низации, мы ни в коем случае не преуменьшаем их значимости, просто в современной системе гуманитарных наук цели становят­ся менее жестко заданными и более гибкими.

Важность определения целей организации подтверждается многообразием их функций:

- отражение общей идеи создания и развития организации;

- демонстрация окружению необходимости и законности ра­боты организации;

- основа планирования деятельности организации и исходная точка при принятии управленческих решений;

- мотивирование деятельности членов организации;

- регулирование поведения сотрудников;

- стандарт для осуществления контроля над процессом работы и оценки достижений организации.

Цели организации — это конкретный, охарактеризованный каче­ственно, а где возможно и количественно, образ желаемого (ожидае­мого) результата, которого организация реально может достичь к четко определенному моменту времени.

При определении цели деятельности организации следует при­держиваться структуры, предложенной В.И.Зверевой2:

 

 

Обратите внимание, что при формулировании цели возможно несоблюдение указанной последовательности компонентов, но их сохранность обязательна.

Пример. На основе анализа деятельности организации было выявле­но, что ведущим препятствием для реализации экспериментальных про­ектов является низкий уровень прибыли. Исходя из обозначенной про­блемы, может быть предложена следующая цель деятельности: создать условия для осуществления экспериментального проекта «Гармония» путем увеличения прибыли организации на 10 %. Конкретные пути по­вышения размера прибыли уточнены в задачах работы.

В данном примере предметом совершенствования является процесс реализации экспериментальных проектов, средством преобразования - условия, главное из которых увеличение размера прибыли, а результа­том преобразования — выполнение экспериментальных проектов.

 

Или: в ДОУ в результате анализа работы за предыдущий год было обнаружено, что интерес родителей к участию в образовательном про­цессе сада, его результатам неуклонно падает. Поэтому в следующем году была сформулирована цель деятельности ДОУ: реализовать программу, способствующую включению родителей в образовательный процесс. Кон­кретные шаги по привлечению родителей к участию в образовательном процессе ДОУ будут конкретизированы в задачах работы по данному направлению.

В данном примере предметом совершенствования является степень участия родителей в образовательном процессе ДОУ, средством преоб­разования — реализация программы, а результатом преобразования - активное участие родителей в образовательном процессе ДОУ.

В организации могут быть реализованы различные группы це­лей (табл. 1).

 

 


 


 

Требования, предъявляемые к целям:

Ø Приемлемость целей сотрудниками организации (соответствие мотивам субъекта деятельности).

Ø Совместимость индивидуальных, групповых и организаци­онных целей.

Ø Реальность целей, их соответствие существующим возмож­ностям в организации.

Ø Гибкость целей, возможность их изменения в зависимости от преобразования внутреннего и внешнего окружения.

Ø Временная определенность целей, т.е. установление сроков их достижения.

Ø Контролируемость целей, предполагающая установление ка­чественных и количественных показателей измерения степени достижения цели (операциональность определения ожидаемого
результата).

 

Особенности постановки целей в области образования.

 

На се­годняшний день в сфере управления образованием актуальна операционалъностъ постановки целей, т.е. такое определение количе­ственных характеристик результатов, при котором можно прове­рить степень их достижения.

Чаще всего на практике эти требования ассоциируются с вклю­чением в характеристики разнообразных количественных показа­телей.

Например: реализовать систему оздоровительных мероприятий в ДОУ, позволяющих снизить заболеваемость детей на 0,5 % в 2017/18 уч. г.

Количественные показатели могут быть определены в резуль­тате изучения динамики их изменений на предыдущих этапах ра­боты ДОУ.

В случае если работа по данному направлению организовывает­ся в ДОУ впервые, установление количественных показателей возможно на основе анализа аналогичных данных образователь­ных учреждений региона.

Следует помнить, что включение количественных показате­лей возможно не во всех случаях, поскольку особенность обра­зовательных организаций состоит в невозможности точного про­гнозирования и измерения результатов их деятельности.

В отличие от других сфер (например, производства) значи­тельная часть результатов (а соответственно и целей) с очень большими трудностями и ограничениями может быть задана опе­рационально.

Например: создать условия, обеспечивающие рост выразительности речи детей на 14 %, или способствовать воспитанию у них нравственных основ на 10 % (?!) в результате проведения занятий по экологическому образованию.

Безусловно, формулировки приведенных целей абсурдны. Что будет основанием для определения процентных характеристик нравственности? Как инструментально они будут измеряться?

Поэтому в целях образовательных учреждений превалируют описательные показатели, позволяющие отслеживать качествен­ные результаты.

Например: апробировать в образовательном процессе ДОУ педагоги­ческие технологии, обеспечивающие эмоционально-комфортные взаи­моотношения детей и педагогов.

Определение цели деятельности организации позволяет перейти к построению организационной структуры.

Структура организации

 

Структура организации — строение, взаиморасположение и связь ее составляющих частей (подразделений), позволяющее достичь орга­низационных целей.

Лучшая организационная структура - та, которая позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, распределять усилия сотрудников с целью достижения заплани­рованных результатов работы и удовлетворения потребителей.

Организационные структуры состоят из подразделений, кото­рые представляют собой объединение определенной части сотруд­ников организации по заданным критериям (чаще всего, схожесть работы или осуществление одной и той же функции).

Например: в ДОУ можно выделить педагогическое подразделение (вос­питатели, освобожденные специалисты), оздоровительное подразделе­ние (медицинские работники), обслуживающее подразделение (помощ­ники воспитателей, дворники и т.д.).

Система подчинения подразделений отражается в организаци­онной структуре при определении субординации, а координация взаимоотношений осуществляется посредством координации и ре­ализации организационных связей, которые принято подразделять на горизонтальные, вертикальные и диагональные.

Горизонтальные связи (между работниками одного подразде­ления) и диагональные связи (между сотрудниками разных под­разделений) носят характер согласования.

Вертикальные связи являются связями подчинения, суборди­национными между представителями одного подразделения. От­метим, что в современном менджменте особо подчеркивается не­обходимость развития горизонтальных и диагональных связей в организациях, а также преобразование, «снятие» жесткой заданности вертикальных связей.

Таким образом, рассмотрев общие подходы к построению орга­низационных структур (более подробно мы остановимся на них в рамках изучения организации как функции управления), вы можете проанализировать один из возможных вариантов органи­зационной структуры ДОУ (схема 1).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: