СОВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
(Продолжение темы)
Цели организации
В менеджменте цели организации рассматриваются как системообразующий фактор, определяющий содержание ее деятельности и результат работы. Размышляя ранее о роли целей, их вторичности по отношению к ценностным основаниям членов организации, мы ни в коем случае не преуменьшаем их значимости, просто в современной системе гуманитарных наук цели становятся менее жестко заданными и более гибкими.
Важность определения целей организации подтверждается многообразием их функций:
- отражение общей идеи создания и развития организации;
- демонстрация окружению необходимости и законности работы организации;
- основа планирования деятельности организации и исходная точка при принятии управленческих решений;
- мотивирование деятельности членов организации;
- регулирование поведения сотрудников;
- стандарт для осуществления контроля над процессом работы и оценки достижений организации.
Цели организации — это конкретный, охарактеризованный качественно, а где возможно и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого организация реально может достичь к четко определенному моменту времени.
При определении цели деятельности организации следует придерживаться структуры, предложенной В.И.Зверевой2:
Обратите внимание, что при формулировании цели возможно несоблюдение указанной последовательности компонентов, но их сохранность обязательна.
Пример. На основе анализа деятельности организации было выявлено, что ведущим препятствием для реализации экспериментальных проектов является низкий уровень прибыли. Исходя из обозначенной проблемы, может быть предложена следующая цель деятельности: создать условия для осуществления экспериментального проекта «Гармония» путем увеличения прибыли организации на 10 %. Конкретные пути повышения размера прибыли уточнены в задачах работы.
|
В данном примере предметом совершенствования является процесс реализации экспериментальных проектов, средством преобразования - условия, главное из которых увеличение размера прибыли, а результатом преобразования — выполнение экспериментальных проектов.
Или: в ДОУ в результате анализа работы за предыдущий год было обнаружено, что интерес родителей к участию в образовательном процессе сада, его результатам неуклонно падает. Поэтому в следующем году была сформулирована цель деятельности ДОУ: реализовать программу, способствующую включению родителей в образовательный процесс. Конкретные шаги по привлечению родителей к участию в образовательном процессе ДОУ будут конкретизированы в задачах работы по данному направлению.
В данном примере предметом совершенствования является степень участия родителей в образовательном процессе ДОУ, средством преобразования — реализация программы, а результатом преобразования - активное участие родителей в образовательном процессе ДОУ.
В организации могут быть реализованы различные группы целей (табл. 1).
Требования, предъявляемые к целям:
Ø Приемлемость целей сотрудниками организации (соответствие мотивам субъекта деятельности).
Ø Совместимость индивидуальных, групповых и организационных целей.
|
Ø Реальность целей, их соответствие существующим возможностям в организации.
Ø Гибкость целей, возможность их изменения в зависимости от преобразования внутреннего и внешнего окружения.
Ø Временная определенность целей, т.е. установление сроков их достижения.
Ø Контролируемость целей, предполагающая установление качественных и количественных показателей измерения степени достижения цели (операциональность определения ожидаемого
результата).
Особенности постановки целей в области образования.
На сегодняшний день в сфере управления образованием актуальна операционалъностъ постановки целей, т.е. такое определение количественных характеристик результатов, при котором можно проверить степень их достижения.
Чаще всего на практике эти требования ассоциируются с включением в характеристики разнообразных количественных показателей.
Например: реализовать систему оздоровительных мероприятий в ДОУ, позволяющих снизить заболеваемость детей на 0,5 % в 2017/18 уч. г.
Количественные показатели могут быть определены в результате изучения динамики их изменений на предыдущих этапах работы ДОУ.
В случае если работа по данному направлению организовывается в ДОУ впервые, установление количественных показателей возможно на основе анализа аналогичных данных образовательных учреждений региона.
Следует помнить, что включение количественных показателей возможно не во всех случаях, поскольку особенность образовательных организаций состоит в невозможности точного прогнозирования и измерения результатов их деятельности.
|
В отличие от других сфер (например, производства) значительная часть результатов (а соответственно и целей) с очень большими трудностями и ограничениями может быть задана операционально.
Например: создать условия, обеспечивающие рост выразительности речи детей на 14 %, или способствовать воспитанию у них нравственных основ на 10 % (?!) в результате проведения занятий по экологическому образованию.
Безусловно, формулировки приведенных целей абсурдны. Что будет основанием для определения процентных характеристик нравственности? Как инструментально они будут измеряться?
Поэтому в целях образовательных учреждений превалируют описательные показатели, позволяющие отслеживать качественные результаты.
Например: апробировать в образовательном процессе ДОУ педагогические технологии, обеспечивающие эмоционально-комфортные взаимоотношения детей и педагогов.
Определение цели деятельности организации позволяет перейти к построению организационной структуры.
Структура организации
Структура организации — строение, взаиморасположение и связь ее составляющих частей (подразделений), позволяющее достичь организационных целей.
Лучшая организационная структура - та, которая позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, распределять усилия сотрудников с целью достижения запланированных результатов работы и удовлетворения потребителей.
Организационные структуры состоят из подразделений, которые представляют собой объединение определенной части сотрудников организации по заданным критериям (чаще всего, схожесть работы или осуществление одной и той же функции).
Например: в ДОУ можно выделить педагогическое подразделение (воспитатели, освобожденные специалисты), оздоровительное подразделение (медицинские работники), обслуживающее подразделение (помощники воспитателей, дворники и т.д.).
Система подчинения подразделений отражается в организационной структуре при определении субординации, а координация взаимоотношений осуществляется посредством координации и реализации организационных связей, которые принято подразделять на горизонтальные, вертикальные и диагональные.
Горизонтальные связи (между работниками одного подразделения) и диагональные связи (между сотрудниками разных подразделений) носят характер согласования.
Вертикальные связи являются связями подчинения, субординационными между представителями одного подразделения. Отметим, что в современном менджменте особо подчеркивается необходимость развития горизонтальных и диагональных связей в организациях, а также преобразование, «снятие» жесткой заданности вертикальных связей.
Таким образом, рассмотрев общие подходы к построению организационных структур (более подробно мы остановимся на них в рамках изучения организации как функции управления), вы можете проанализировать один из возможных вариантов организационной структуры ДОУ (схема 1).