Фиксированный комплекс условных рефлексов, объединенных в единую систему, образованную под влиянием предъявляемых условных сигналов в строго определенной последовательности, называется динамическим стереотипом. Понятие "динамический" подчеркивает возможность изменения стереотипа при изменении последовательности предъявления условных сигналов и безусловного подкрепления.
Функциональная роль динамического стереотипа заключается в следующем: стереотипные действия легче выполнять — каждый человек знает, что к работе сначала необходимо приспособиться, отшлифовать необходимые навыки, после чего работа уже не требует избыточных усилий благодаря динамическому стереотипу; сложившиеся стереотипы могут выступить основой поведенческих актов в новой обстановке. Например, однажды выработанный двигательный стереотип управления конкретной автомашиной обеспечивает управление иными автомашинами с измененными устройствами их управления. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что в целом стереотипное реагирование является производным консервативного комплекса механизмов ЦНС, поэтому стереотипное реагирование в ситуации значительного изменения обстановки (обстановочной афферентации), как правило, приводит к неадекватным реакциям.
Оснащение: кимограф, резиновая груша, капсула Маре с писчиком.
Содержание работы. Усадите испытуемого за стол, дайте ему в руки резиновую грушу, соединенную с капсулой Маре для кимографической регистрации силы нажатия на грушу. Перед работой инструктируйте испытуемого для выработки в последующем стереотипа словесных раздражителей-команд, на которые он должен будет реагировать определенными двигательными реакциями.
Предварительная инструкция должна содержать указания о том: 1) какие раздражители будут применяться в качестве словесных сигналов, например названия цветов: желтый, белый, синий; 2) какие из раздражителей следует считать положительными, а какие отрицательными. Например, на слово "желтый" испытуемый должен нажать на грушу с максимальной силой, на слово "белый" — нажать в полсилы; слово "синий" является тормозным — двигательной реакции вообще не должно быть.
В начале исследования в случайном порядке предъявляйте все словесные раздражители для упрочения временных связей. В дальнейшем переходите к выработке динамического стереотипа. Для этого словесные раздражители предъявляйте в строго определенной последовательности: желтый (ж) — белый (б) — синий (с) с частотой — 1 команда в 2 с. Время между блоками словесных раздражителей — 3—5 с. После многократного стереотипного предъявления словесных раздражителей измените порядок их следования в блоке, например, белый — синий — желтый. Если динамический стереотип выработан, изменение последовательности пусковых словесных раздражителей не будет сопровождаться изменением характера нажатия на резиновый баллон. Характер (последовательность и сила) ответных реакций будет соответствовать сложившемуся двигательному стереотипу.
Оформление протокола. 1. Проанализируйте полученные в опыте кимограммы; сравните амплитуду кимограмм в условиях стереотипного реагирования испытуемого на словесные раздражители. 2. Сопоставьте скорость выработки динамического стереотипа у различных испытуемых. 3. Приведите свой пример реагирования человека в соответствии с динамическим стереотипом.
Выводы
Домашнее задание
☺ Найдите в «Словаре терминов» не менее 10, относящихся к данной теме. Выпишите, выучите, умейте объяснить их.
☺ Дайте краткие письменные ответы на вопросы по данной теме в тетради для самостоятельной работы.
Дата:
Подпись преподавателя
Занятие 67. Определение особенностей ВНД и психофизиологических особенностей личности и поведения человека. Анализ системных механизмов целенаправленного поведения. Итоговое занятие по физиологии системы выделения, ВНД и барьерных функций.
Основные вопросы
1. Значение работ И.М. Сеченова, И.П. Павлова для развития учения о психической деятельности и поведении человека. 2. Типы темперамента (по Гиппократу; ВНД по Павлову); современные классификации. Понятие о генотипе и фенотипе. Темперамент. 3. Первая и вторая сигнальные системы. Речь. 4. Представление о мышлении, сознании, бессознательном. Значение работ З. Фрейда. 5. Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям. 6. Типы личности: классификация, определение. 7. Современные методы психофизиологического тестирования.
1. Развитие рефлекторной теории поведения. 2. Рефлекс как компонент функциональной системы. 3. Виды функциональных систем. 4. Архитектоника целостного поведенческого акта с точки зрения теории функциональных систем П.К. Анохина. 5 Результат как системообразующий фактор. 6. Афферентный синтез (что делать, когда делать, как делать?); обстановочная афферентация; мотивация; память, пусковой стимул. 7. Принятие решения; устранение избыточных степеней свободы нейрона. 8. Акцептор результатов действия: нейрофизиологические и нейрохимические механизмы; биологическая роль. 9. Исполнительные механизмы: внутренние (вегетативные) и внешние (поведенческие) компоненты. 10. Эфферентный синтез и обратная афферентация о параметрах полученного результата: механизмы, биологическая роль. 11. Ориентировочно-исследовательская реакция как проявление рассогласования реакции. 12. Эмоции: виды; биологическая роль; нейрофизиологические механизмы. 13. Иерархия функциональных систем и проблема надежности.
Задача 1. Определение типа ВНД по показателям силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов.
Оснащение: опросники см. с. 511-512 «Руководство…».
Содержание работы. Ответьте на 42 вопроса, характеризующие силу нервных процессов, уравновешенность и подвижность. Дайте ответы, выраженные в баллах. При оценке своих ответов пользуйтесь шкалой баллов.
Выраженность признаков, характеризующих свойства нервной системы Баллы
Утвердительный ответ:
a) высшей степени +3
б) средней степени +2
в) малой степени +1
Неопределенный ответ: 0
Отрицательный ответ:
а) малой степении —1
б) средней степени —2
в) высшей степени —3
Оформление протокола. 1. Подсчитайте число баллов при предложенным вопросам. 2. Ответы, выраженные в баллах, занесите в таблицу.
Сила | Уравновешенность | Подвижность | |||
Номер вопроса | Оценка | Номер вопроса | Оценка | Номер вопроса | Оценка |
Сумма баллов со знаком "+" | Сумма баллов со знаком "+" | Сумма баллов со знаком "+" | |||
Сумма баллов со знаком "—" | Сумма баллов со знаком "—" | Сумма баллов со знаком "—" | |||
Сумма баллов, % | Сумма баллов, % | Сумма баллов, % |
Определите тип вашей нервной системы и составьте его характеристику
Выводы