В зависимости от функций различают следующие виды профессионально педагогической деятельности:
- проектировочная – постановка целей обучения и воспитания, определение способов их достижения;
- организаторская – включение учащихся в различные виды работ, формирование классного коллектива;
- коммуникативная – установление педагогически целесообразных отношений в системе «учитель-ученик», «ученик-родитель», «ученик-ученик»;
- конструктивная – отбор учебного материала, планирование и построение учебного процесса и т.д.
Все эти виды деятельности реализуются в рамках преподавания и воспитательной работы.
Преподавание – это управление сознательной, активной учебной деятельностью учащихся, помощь им в усвоении знаний, формирование умений и навыков.
Общие черты преподавания:
- осуществляется в рамках различных организаторских форм, имеет временные ограничения, определённую цель и варианты ее достижения;
- важнейших критерием эффективности преподавания является движение учебных целей и решение задач;
- содержание и логика обучения чётко представлены в программах обучения;
- критерий эффективности – уровень освоения знаний и умений, овладения способами решения учебно-познавательных и практических задач;
- результаты учения почти однозначно определяются преподаванием и фиксируются в качественно-количественных показателях.
Педагог должен учитывать те отношения, которые складываются между ним и учащимся, интеллектуальный фон деятельности, уровень познавательных интересов учащихся. В педагогической литературе предлагается следующая памятка учителю об уроке (О.А. Казанский):
- урок - это многообразие видов и методов деятельности, а не штампованный путь от домашнего задания к новому материалу и от него к домашнему заданию;
|
- урок – это организация успеха, выявление непохожести каждого, а не поиск виновных, ленивых и деление детей на успевающих и неуспевающих;
- урок – это атмосфера доброжелательности, уважения, доверия, а не атмосфера подозрения, вины, скованности, пугливости и т.д.
Процесс преподавания проходит следующие основные этапы:
1) планирование;
2) организация деятельности учащихся;
3) регулирование и корректировка процесса обучения (на основе непрерывного текущего контроля);
4) оценка и анализ результатов;
5) выбор путей дальнейшего педагогического взаимодействия.
Необходимо помнить, что сотрудничество – это взаимодействие двух миров: мира учителя и мира ученика. Вот как говорит об этом О.А. Казанский: «Я знаю, что учиться очень трудно; я не буду облегчать тебе жизнь – «подслащивать пилюлю» знаний, умений, навыков – просто я могу помочь тебе, как врач помогает больному, стараясь не просто облегчить боль, а вылечить человека.
А для этого я:
- во-первых, трудное для тебя сделаю привычным;
- во-вторых, помогу предотвратить твои возможные ошибки, неудачи (неудачи в обучении - это нормально);
- в-третьих, знаю, что любить – это верить в успех другого – со мной ты сможешь даже «перепрыгнуть пропасть»;
- в-четвертых, понимаю смысл моей педагогической деятельности как организацию твоего успеха;
- в-пятых, должен подготовить и тебя к успеху, т.е. сделать всё, чтобы ты мог предъявить свое (открыть себя в себе)».
Второй вид педагогической деятельности - это воспитательная работа. Она направлена на управление разнообразной деятельностью учащихся, организацию воспитательной среды и имеет следующие характерный черты:
|
- осуществляется в рамках разных организационных форм; имеет цели, предусматривает последовательное решение конкретных задач воспитания, ориентированных на общие цели;
- критерием эффективности воспитания являются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциях, поведении и деятельности;
- в воспитательной работе приемлемо планирование лишь в самых общих чертах; логику воспитательной работы в каждом конкретном классе невозможно зафиксировать в нормативных документах;
- результаты воспитательной деятельности имеют вероятностный характер;
- подготовительная часть в воспитательной работе более значительна и продолжительна, чем основная;
- результаты не всегда можно предвидеть, они зачастую отсрочены во времени; в воспитательной работе трудно установить обратную связь.
Система воспитательной деятельности педагога представляет собой совокупность различных видов педагогической деятельности: организаторской, коммуникативной, конструктивной, проектировочной и т.д.
Специфика воспитательной работы отражена в её принципах:
- добровольность участия школьника;
- личностная ориентированность;
- системность и систематичность;
- ориентация на ценностные отношения;
- технологический подход к организации и т.д.
Таким образом, педагогическая деятельность – это непрерывный процесс решения дидактических и воспитательных задач.