Как добыть воду для питья?




Выкопайте яму в земле глубиной примерно 25 см и диаметром 50 см. Поставьте в центр ямы пустой пластиковый контейнер или широкую миску, вокруг неё положите свежей зелёной травы и листьев. Накройте ямку чистой полиэтиленовой плёнкой и засыпьте её края землёй, чтобы из ямы не выходил воздух. В центре плёнки положите камешек и слегка придавите плёнку над пустой ёмкостью. Приспособление для сбора воды готово.

Оставьте свою конструкцию до вечера. А теперь осторожно стряхните землю с плёнки, чтобы она не попала в контейнер (миску), и посмотрите: в миске находится чистая вода.

Откуда же она взялась? Объясните ребёнку, что под действием солнечного тепла трава и листья стали разлагаться, выделяя тепло. Тёплый воздух всегда поднимается вверх. Он в виде испарения оседает на холодной плёнке и конденсируется на ней в виде капелек воды. Эта вода и стекала в вашу ёмкость; помните, вы ведь слегка продавили плёнку и положили туда камень. Теперь вам осталось придумать интересную историю о путешественниках, которые отправились в далёкие страны и забыли взять с собой воду, и начинайте увлекательное путешествие.

Чудесные спички.

Вам понадобится 5 спичек. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

Причина этого явления. Которое называется капиллярность, в том, что волокна деревьев впитывают влагу. Она ползёт всё дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна «толстеют», и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

Умывальников начальник.

Сделать умывальник – это просто. Малыши имеют одну особенность: они испачкаются всегда, когда к тому есть хоть малейшая возможность. И целый день водить ребёнка домой умываться довольно хлопотно, к тому же дети не всегда хотят уходить с улицы. Решить этот вопрос очень просто. Сделайте вместе с ребёнком простой умывальник.

Для этого вам нужно взять пластиковую бутылку, на её боковой поверхности примерно на 5 см от донышка сделать шилом или гвоздём отверстие. Работа закончена, умывальник готов. Заткните сделанное отверстие пальцем, налейте доверху воды и закройте крышку. Слегка отвинчивая её, вы получите струйку воды, завинчивая – вы «закроете кран» своего умывальника.

Делаем облако.

Налейте в трёхлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку, воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нём водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении тёплого воздуха. А от куда же берётся дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжёлыми и падают на землю в виде дождя.

Рукам своим не верю.

Приготовьте три миски с водой: одну – с холодной, другую – с комнатной температурой, третью – с горячей. Попросите ребёнка отпустить одну руку в миску с холодной водой, вторую – с горячей водой. Через несколько минут пусть он погрузит обе руки в воду комнатной температуры. Спросите, горячей или холодной она ему кажется. Почему есть разница в ощущениях рук? Всегда ли можно доверять своим рукам?

Всасывание воды.

Поставьте цветок в воду, подкрашенную любой краской. Понаблюдайте, как изменится окраска цветка. Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. Такое явление всасывания воды называется осмосом.

Своды и тоннели.

Склейте из тонкой бумаги трубочку, чуть большую по диаметру, чем карандаш. Вставьте в неё карандаш. Затем осторожно засыпьте в трубочку с карандашом песок так, чтобы концы трубочки выступили наружу. Вытащите карандаш – и увидите, что трубочка осталась несмятой. Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.

Стой, руки вверх!

Возьмите небольшую пластмассовую баночку из-под лекарства, витаминов и т.п. Налейте в неё немного воды, положите любую шипучую таблетку и закройте её крышкой (навинчивающейся). Поставьте на стол, перевернув «вверх ногами», и ждите. Газ, выделенный при химической реакции таблетки и воды, вытолкнет бутылочку, раздастся «грохот» и бутылочку подбросит вверх.

Куда делся запах?

Возьмите кукурузные палочки, положите их в банку, в которую заранее был капнут одеколон, и закройте её плотной крышкой. Через 10 минут, открыв крышку, вы запаха не почувствуете: его поглотило пористое вещество кукурузных палочек. Такое поглощение цвета и запаха называют адсорбцией.

Что такое упругость?

Возьмите в одну руку небольшой резиновый мячик, а в другую - такой же по размеру шарик из пластилина. Бросьте их на пол с одинаковой высоты.

Как вели себя мячик и шарик, какие изменения с ними произошли после падения? Почему пластилин не подпрыгивает, а мячик подпрыгивает, - может быть, потому, что он круглый, или потому, что он красный, или потому, что он резиновый?

Предложите своему ребенку быть мячиком. Прикоснитесь к голове малыша рукой, а он пусть немного присядет, согнув ноги в коленях, а когда уберете руку, пусть ребенок распрямит ноги и подпрыгнет. Пусть малыш попрыгает, как мячик. Затем объясните ребенку, что с мячиком происходит то же, что и с ним: он сгибает колени, а мячик немного вдавливается, когда падает на пол, он выпрямляет коленки и подпрыгивает, а в мячике выпрямляется то, что вдавилось. Мяч упругий. А пластилиновый или деревянный шарик не упругий. Скажите ребенку: "Я буду прикасаться рукой к твоей головке, а ты коленки не сгибай, будь не упругий".

Прикоснитесь к голове ребенка, а он пусть как деревянный шарик не подпрыгивает. Если колени не сгибать, то и подпрыгнуть невозможно. Нельзя же разогнуть коленки, которые не были согнуты. Деревянный шарик, когда падает на пол, не вдавливается, а значит, не распрямляется, поэтому он и не подпрыгивает. Он не упругий.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫС ДЕТЬМИ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ:

Содержание исследовательской деятельности.

Младший дошкольный возраст.

Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития, в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования у детей элементарных исследовательских действий необходимо решать следующие задачи:

  1. Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах и т. д. (может быть использована игра «Чудесный мешочек».)
  2. Учить детей сопоставлять факты и делать выводы из рассуждений (почему идет снег?).
  3. Активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (почему песок рассыпается?).

Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:

· О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

· О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода: игры со снегом, ветром; снег как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).

· О способах исследования объекта (как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).

· О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений – гороха, бобов, семян растений).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки, свойства явлений или объекта природы (цвет, форма, величина; мнется – ломается; мягкий – твердый – теплый …).

Материалы для организации детского экспериментирования в младшей группе:

1.Пластиковые бутылочки разного размера;

2.Разноцветные прищепки;

3.Камешки разного размера;

4.пробки (разного цвета);

5.пух, перья;

6.разноцветные резинки;

7.семена фасоли, бобов, гороха; косточки и скорлупа орехов;

8.материалы для игр с мыльной пеной;

9.красители – пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

10. простейшие приборы и приспособления (лупы, сосуды для воды);

11. «ящик ощущений» (чудесный мешочек);

12. зеркальце для игр с «солнечным зайчиком»

13. контейнеры из «киндер – сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;

14. «бросовый материал», веревки, шнурки, тесьма.

15. Книги познавательного характера для младшего возраста;

16. тематические альбомы;

17. коллекции: «Подарки» (весны, зимы, осени и др.)

На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста; персонажи, наделенные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Средний дошкольный возраст.

Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:

1. Развитие представлений о свойствах воды, песка, воздуха, камня.

2. Развитие у детей умений пользоваться приборами – помощниками (увеличительное стекло) при проведении игр – экспериментов.

3. Развитие элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (замерзание и таяние воды, отражение и преломление света, звук, теплота, магнетизм).

4. Активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, а днем оттаивают? Почему мячик катится?).

Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

· О материалах (глина, дерево, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса);

· О природных явлениях (времена года, явления природы, объекты неживой природы – песок, вода, снег, лед: игры с цветными льдинками);

· О мире растений, условиях, необходимых для роста и развития (свет, влага, тепло);

· О человеке (мои помощники – нос, рот, глаза и др.)

В процессе экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений, кроме того дети знакомятся с происхождением слов (снегопад, листопад и др.).

Материалы для организации детского экспериментирования в средней группе:

1. Бусинки, пуговицы;

2. веревки, шнурки, тесьма, нитки;

3. технические материалы: винтики, гайки, шурупы;

4. фотопленка, полиэтиленовые пакетики;

5. спилы дерева; кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух мох и др.).

6. вата, ватин, синтипон;

7. глина, песок, земля, камни (разного цвета и формы);

8. бумага разного сорта (обычная, альбомная, тетрадная, калька наждачная и др.).

Оборудование центра экспериментирования:

Центр «Песок – вода»

1. Емкости разного размера (прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема; пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, ковши;

2. мерные кружки;

3. воронки;

4. лейки;

5. формочки;

6. трубочки;

7. предметы из разных материалов: (деревянные катушки, палочки, резиновые и пластмассовые игрушки, пуговицы, металлические скрепки).

8. пипетки, колбы, пробирки, мензурки, шприцы,(пластмассовые без игл), мерные ложечки;

9. зеркала, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла;

10. тазы для игр с песком и водой.

Центр «Наука и природа».

1. Пластилин, стеки;

2. шишки, желуди;

3. горох, пшено;

4. косточки плодов;

5. растения;

6. оборудование для ухода за растениями;

7. иллюстративный материал;

8. дидактические игры по экологии;

9. дневники наблюдений за объектами, посадками;

10. календари природы;

11. книги познавательного характера для детей среднего возраста;

12. тематические альбомы;

13. мини – музеи (тематика различная, например, «камни», «чудеса из стекла»).

На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям среднего возраста; персонажи, наделенные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация, карточки – схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем), ставится дата, опыт зарисовывается.

Старший дошкольный возраст.

Работа направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков предметов и объектов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений. Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования являются:

Расширение представлений об основных физических свойствах и явлениях: испарение, сила тяготения, трение, электричество, инерция.

1.Развитие представлений о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня.

2.Развитие у детей умений пользоваться приборами – помощниками (увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента) при проведении игр – экспериментов.

3.Активное использование результатов исследований в практической (бытовой, игровой) деятельности.

Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

· О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон и др.).

· О природных явлениях (явления природы, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад.

· Об агрегатных состояниях воды (вода – основа жизни; как образуется град, снег, лед, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок).

· О мире растений (рассматривание и сравнение веток растений – цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме того дети знакомятся с синонимами (красивый, прекрасный, чудесный и др.); антонимами (легкий – тяжелый и др.); омонимами (многозначностью слов: ключ, коса и др.).

Материалы для организации детского экспериментирования в старшей и подготовительной группах:

  1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной формы и разного объема (миски, стаканы, бутылочки, ведерки); сита и воронки разного объема и материала;
  2. мерные ложки;
  3. резиновые груши разного объема;
  4. формы для изготовления льда, контейнер для яиц, пластиковые упаковки от конфет;
  5. медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели, деревянные палочки, вата, мензурки, шприцы (пластмассовые без игл), марля;
  6. природный материал: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть (кошачья, собачья, овечья).
  7. бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, пластмассовые, металлические предметы, деревянные катушки
  8. технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди, шурупы – в контейнерах;
  9. разные виды бумаги: обычная, альбомная и тетрадная, калька, наждачная, и др. Бумага для записей, зарисовок, карандаши, фломастеры;
  10. пищевые красители, растворимые продукты (соль, сахар), акварельные краски и другие безопасные красители;
  11. прочие материалы: зеркала, воздушные шары, старые пластинки для проигрывателя, деревянные зубочистки, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, плоское блюдо, стеки, ученические линейки, сито, металлические шарики (легкий и тяжелый), таз, сетка – авоська, спичечные коробки, нитки, пуговицы разного размера, трубочки, соломинки для коктейля, палочки от мороженного, свеча в подсвечнике, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов, детские халаты (для создания игровой мотивации деятельности); клеенчатые передники, полотенца.
  12. приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, безмен, часы механические и песочные (на 1, 2, 3, 5 минут), компасы, разнообразные магниты, бинокль, лупа.

Оборудование центров экспериментирования:

Центр «Песок – вода»; «Наука и природа».

  1. Иллюстративный материал;
  2. календари погоды и природы;
  3. карта мира;
  4. картотека опытов;
  5. коллекции ракушек; семян; природных ископаемых; коры деревьев; почвы; мхов и лишайников; гербарии и др.;
  6. книжки – малышки;
  7. кроссворды, ребусы;
  8. глобус;
  9. большой детский атлас;
  10. журнал исследований или альбом для фиксации детьми результатов опытов, рабочие листы;
  11. дневники наблюдений за посадками;
  12. таблицы – схемы, модели для рассказывания; мнемотаблицы; коллажи по пройденным темам;
  13. тематические выставки – мини – музеи: (оформляются на стеллажах) «Природа и фантазия» (творческие работы детей, детей и родителей, детей и педагогов), «Камни и минералы», «Растения родного края», «В царстве морском» и др.
  14. мини – стенд «О чем хочу узнать завтра»
  15. личные блокноты детей фиксации результатов опытов;
  16. карточки – подсказки (разрешающие, запрещающие знаки); «Что можно, что нельзя»;
  17. персонажи, наделенные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.
  18. книги познавательного характера

В уголке экспериментирования или «Детской лаборатории» должно быть выделено:

· Место для постоянной выставки, где размещают различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы и т.д.

· Место для приборов

· Место для хранения материалов (природного, бросового)

· Место для проведения опытов

· Место для выращивания растений

· Стол «Песок – вода» или емкости для песка, воды, камней и т.п.

Материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло» и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: