В связи с функционированием бюджетной системы возникает широкий круг правоотношений, которые регулируются отдельным разделом финансового права – бюджетным правом. БП занимает центральное место в финансовом праве, имея свой особый предмет правового регулирования, но вместе с тем тесно взаимосвязано с другими разделами институтами ФП.
Специфика предмета БП:
* В данных отношениях, в качестве субъекта БП могут выступать как РФ в целом, также и субъекта РФ, МО, а также соответствующие органы представительной и исполнительной власти, в пределах своей компетенции;
* Отношения возникают в связи с образование, распределение и использованием денежных фонов государства и МО в форме соответствующих бюджетов.
В БП можно выделить определённые блоки норм, которые устанавливают и регулируют:
1. Общие положения БП, которые относятся предмет, принципы и источники и тд;
2. Бюджетное устройство, принципы их взаимосвязи;
3. Состав доходов и расходов бюджетной системы;
4. Разграничения компетенций РФ, её субъектов
5. Бюджетный процесс, те процедура исполнения бюджета.
ТО, БП – это подотрасль ФП, совокупность финансово-правовых норм, регулирующих финансовые отношения по организации бюджетной системы РФ, определению состава и порядка разграничения доходов и расходов в бюджетной системе, бюджетную компетенция, а также бюджет процесс.
БП свойственны определённые принципы:
1. Конституционные.
a. Принцип федерализма
b. Развития МСУ.МО имеет право по собственный бюджет, расход средств по своему усмотрению;
c. Единство БС. На всех территории РФ действует единое законодательство по бюджетной сфере, БКРФ, единая бюджетная классификация;
d. Принцип самостоятельности бюджетов всех уровней;
e. Принципа равенства.
f. Принцип разграничение доходов и расходов между уровней БС соответственно компетенции РФ, её субъектов и МО и др.
Источники БП:
1. КРФ;
2. БКРФ в 1998. Введен в действие в 2001. Закрепляет меры принуждения, принципы и т.д.;
3. Законы о федеральном бюджете на соответствующий бюджет(на соответствующий период).регулирует правила расходование денежных средств;
4. Указы Президента;
5. Постановления Правительства;
6. Правовые акты Министерства Финансов РФ;
7. Нпа субъектов РФ и ОМСУ.
Бюджетный кодекс РФ как источник бюджетного права.
Бюджетный кодекс РФ - впервые принятый в России (31 июля 1998 г.) кодифицированный федеральный законодательный акт, регулирующий бюджетные отношения в стране. Кодекс введен в действие с 1 января 2000 г. Впоследствии в него неоднократно вносились изменения и дополнения.
В соответствии с преамбулой, БК РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, правовые основы организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.
Кодекс призван сыграть важную роль в обеспечении бюджетных отношений необходимой правовой основой, оказать воздействие на формирование непротиворечивого бюджетного законодательства субъектов РФ и системы нормативных бюджетно-правовых актов ОМСУ.
В БК РФ входят сл. части:
1 - Общие положения (содержит правила о бюджетном законодательстве РФ и бюджетных полномочиях всех уровней публичной власти);
2 - Бюджетная система РФ (содержит разделы, регулирующие бюджетное устройство РФ, доходы и расходы бюджетов, их сбалансированность);
3 - Бюджетный процесс в РФ (содержит разделы, предметом регулирования которых выступают участники бюджетного процесса, их полномочия; составление проектов бюджетов; рассмотрение и утверждение бюджетов; их последующее исполнение; кроме того, составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности; государственный и муниципальный фин. контроль);
Ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ (данная Часть содержит правила о мерах принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ и основаниях их применения к нарушителям; полномочия органов, исполняющих бюджеты в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства; конкретные виды правонарушений в области бюджетного права);
5 - Заключительные положения.