Финансовый контроль – это контроль за соблюдением законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования государственных, муниципальных и иных денежных фондов (фин ресурсов) публичного характера в целях эффективного соц-эконом развития страны в целом и ее регионов.
Основными направлениями фин контроля:
1. Проверка выполнения ОГВ и ОМСУ функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;
2. Проверка выполнения гос-ом и МО финансовых обязательств перед гражданами;
3. Проверка выполнения финансовых обязательств организациями и гражданами перед государством и ОМСУ;
4. Проверка законности и целесообразности (эффективности) использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов;
5. Проверка соблюдения предприятиями, организациями, учреждениями установленных правил совершения финансовых операция, осуществления расчетов и хранения денежных средств;
6. Выявления внутр. резервов производства – возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономно и эффективного использования материальных и денежных средств;
7. Устранения и предупреждение нарушений финансовой дисциплины. В случае из выявления в установленном порядке принимаются меры.
Государственная финансовая дисциплина – это четкое соблюдение установленных правовыми нормами предписаний и порядка образования, распределения и использования государственных, муниципальных и иных публичных денежных фондов (фин ресурсов).
|
Финансовый контроль можно классифицировать по нескольким основаниям:
· По времени проведения контрольных мероприятий
o Предварительный. Осуществляется до проведения каких-либо финансово-хозяйственных операций. Имеет важное значения для предупреждения совершения финансовых правонарушений. При его осуществлении проверяются документы подлежащие утверждению и исполнению, которые являются основанием для осуществления финансовой деятельности.
o Текущий. Осуществляется в процессе совершения финансово-хозяйственных операций (в процессе исполнения налогоплательщиками налог обязательства, т.е до того когда они будут полностью потрачены).
o Последующий. Осуществляемый после совершения финансово-хозяйственных операций. Цель – выявление нарушений и привлечение к соответствующей ответственности.
· В зависимости от волеизъявления субъекта:
o Обязательный:
§ В силу закона (в силу требований законодательства, по прямому указанию законом)
§ По решению компетентных органов (правоохранительных органов, налоговый контроль и т.д.).
o Инициативный. По решению хозяйствующего субъекта.
· В зависимости от сферы контролируемой деятельности
o Банковский
o Бюджетный
o Налоговый
o Валютный
o Страховой
· С учетов правового статуса субъекта осуществляющего финансовый контроль:
o Государственный:
§ ИОГВ
§ Президентом
§ И т.д.
o Муниципальный;
o Общественный (общественная палата и т.д.);
o Аудиторский контроль.
17. Финансово-правовая ответственность: понятие, содержание.
Финансово-правовая ответственность как вид юридической ответственности пока еще находится в стадии формирования. Это связано с происходящим в настоящее время процессом унификации финансового законодательства, а значит, — разработкой единой системы мер финансово-правовой ответственности и финансово-процессуальных производств.
|
Процесс выделения финансово-правовой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности сопровождался рядом неопределенностей, которые и сейчас еще имеют место. Это породило теории об отсутствии такого вида ответственности, о существовании лишь административной ответственности за нарушения налогового законодательства.
Специфика финансово-правовой ответственности и ее отличие от административной ответственности проявляется наиболее ярко в особенностях финансового правонарушения и финансово-правовых санкций.
Финансово-правовая ответственность является разновидностью юридической ответственности и содержит все признаки, ей присущей.
В то же время, к числу специфики финансово-правовой ответственности следует отнести:
1. Она наступает за финансовое правонарушение.
2. Устанавливается государством в финансово-правовых нормах.
3. Влечет для нарушителя финансовые последствия, лишения имущественного характера.
4. Реализуется в специфической процессуальной форме.
Финансово-правовая ответственность есть применение к нарушителю финансово-правовых норм мер государственного принуждения уполномоченными на то государственными органами, возлагающими на правонарушителя дополнительные обременения имущественного характера (штраф, пеня).