Знания – формирование в психике учащихся образов (зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных, температурных, болевых осязательных (тактильных), эмоциональных и т.д.) и понятий.
При формировании знаний следует помнить об уровнях системности знаний.
Четыре уровня системности знаний по биологии.
1. Локальный характер связей.
Определенные понятия и термины, нет связей между ними.
2. Частично–системные связи.
Система связей по какой-то теме, вопросу.
3. Внутрисистемные связи.
Есть система связей знаний по предмету.
Усвоены его основные идеи, понятия и закономерности.
4. Межпредметные связи.
Контрольные задания по теме «Побеги ампельных растений»
1. Листья и почки на стебле располагаются поочередно, супротивно, мутовчато. Изобразите это на рисунке. Какое значение имеет такое расположение листьев и почек?
2. Наиболее крупные почки – на ампельных лианах и кустарниках. Снаружи почки покрыты кожистыми почечными чешуями. Какова роль почечных чешуй?
3. За счет чего происходит ветвление стебля? Какое значение оно имеет?
4. При удалении верхушки побега он начинает ветвиться. Почему? В каких случаях человек использует эту особенность и с какой целью?
5. Рассмотрите листья разных ампельных растений. Сравните их: что у них общего, чем они различаются? Проанализируйте черты сходства и различия и сделайте выводы.
6. Установлено, что бегония и герань снижают содержание микрофлоры в окружающем воздухе на 43%. Какие рекомендации и кому вы могли бы дать, используя эти данные?
7. У орхидей, которые обитают в жарком, влажном климате и поселяются на стволах больших деревьев, имеются воздушные корни зеленого цвета, а листья у этих растений плохо развиты, часто в виде чешуи. Как взаимосвязаны эти приспособления с условиями их жизни?
|
8. Бегонии быстро растут, имеют крупные сочные листья и. стебли. Что можно предположить об условиях, в которых они растут в природе?
9. Какие виды побегов наиболее часто встречаются среди ампельных растений? Почему?
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Тест 1. Понятие «Побег»
В приведенных ниже предложениях вместо точек напишите в тетради соответствующие слова.
1. Побегом называют стебель с расположенными на нем листьями и…
2. Участки стебля между двумя ближайшими узлами одного побега называются…
3. Угол между листом и расположенным над ним междоузлием называется… листа.
4. Расположение почек и листьев на побегах традесканции, плюща…
5. Мутовчатое расположение почек и листьев у очитка и…
6. У плектрантуса и хойи листья располагаются на побеге…
7. На верхушке побега обычно имеется… почка.
8. Почки, развивающиеся на междоузлиях, листьях и корнях, называются…
9. Почки снаружи покрыты почечными…
10. В центральной части почки находится зачаточный стебель, а на нем…
11. Почку называют зачаточным…
12. Почки бывают вегетативными и…
13. Если побег удлиняется благодаря активному размножению и росту клеток междоузлия, то такой рост побега называют…
Тест 2. Листья ампельных растений
Решите, правильно или неправильно то или иное суждение. Выпишите цифры, после которых даны правильные ответы.
1. Лист – единственный орган цветкового растения, в котором происходит фотосинтез.
2. Листья бывают простыми и сложными.
3. Простой лист любого растения имеет черешок.
|
4. Лист со стеблем соединяется основанием.
5. Листовые пластинки сложного листа называются листочками.
6. Лист аспарагуса называется филлокладия.
7. Все сложные листья, имеющие по 5-ти и более листочков, называются перистосложными.
8. Влагалищем листа называется его разросшееся основание.
9. Примером листа с сетчатым жилкованием является лист пассифлоры.
10. Сетчатое жилкование листьев встречается у растений гораздо реже, чем параллельное, или дуговое.
11. Жилки листа его каркас, механическая основа. Других функций они не выполняют.
12. Перистое и пальчатое жилкование характерно для листьев двудольных растений.
13. Прозрачность кожицы листа позволяет солнечному свету проникать внутрь листа.
14. Устьичные клетки, как и другие клетки кожицы листа, не имеют хлорофилла.
15. В мякоти теневого листа столбчатая ткань развита лучше, чем в мякоти светового листа.
16. Световые и теневые листья могут встречаться на одном и том же растении.
17. В зеленом листе на свету образуется крахмал.
18. Для образования органических веществ на свету необходимы вода, углекислый газ и кислород.
19. Кислород, которым зеленые растения обогащают атмосферу, образуется в процессе фотосинтеза.
20. Колючки являются метаморфозой листа.
21. При дыхании листьев растений используется углекислый газ.
22. Дыхание листа связано с тратой органических веществ.
23. Испаряя воду, листья защищают себя от перегрева и способствуют поступлению в них воды.
Тест 3. Знаете ли вы строение стебля ампельных растений
Решите, правильно или неправильно то или иное предложенное суждение. Выпишите цифры, после которых даны правильные суждения.
|
1. У большинства ампельных растений стебли прямостоячие.
2. Стелющиеся стебли ампельных растений не укореняются в почве.
3. Вьющиеся стебли обвивают опору и цепляются за нее усиками или короткими придаточными корнями прицепками.
4. Стебли лиан цепляются за опору усиками.
5. На подземных побегах ампельных растений имеются почки, видоизмененные листья, развиваются придаточные корни.
6. На всех подземных побегах листья быстро отмирают, оставляя заметные рубцы.
7. Побеги ампельных растений могут одревесневать.
8. На побегах ампельных растений могут быть воздушные корни.
9. Укореняющиеся столоны могут нести дочерние розетки
10. Эпифитные папоротники являются ампельными растениями.
Тест 4. Разнообразие стеблей ампельных растений по положению в пространстве
Распределите растения, названия которых приведены ниже, по видам положения их стеблей в пространстве. Используйте при этом цифровые обозначения.
Виды стеблей:
А – прямостоячий
Б – ползучий
В-стелющийся
Г – плетистый
Д – лазящий
Е – свисающий
Названия растений:
1. Апорокактус
2. Аспарагус
3. Ахименес
4. Бегония
5. Гемиграфис
6. Гинура
7. Каллизия
8. Камнеломка
9. Камыш
10.Колокольчик
11.Крестовник
12.Манеттия
13.Мюленбекия
14.Нефролепис
15.Очиток
16.Партеноциссус
17.Пеллея
18.Пеперомия
19.Перец
20.Пилея
21.Пассифлора
22.Пеларгония
23.Плектрантус
24.Плющ
25.Традесканция
26.Тунбергия
27.Фикус
Подведение итогов. | РЕЗЮМЕ Цель: определите, усвоили ли вы, какие морфологические особенности отличают ампельные растения и от чего они зависят? |
РЕФЛЕКСИЯ: Что вы узнали на уроке? Чем понравился урок? Чем не понравился? Все, что я узнал /а/ на уроке мне пригодится в жизни? Как? |
Заключение
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Проблема методов обучения является одним из важнейших в педагогической науке и в практике школьного обучения, так как учебные методы – это главные инструменты, с помощью которых учитель вооружает учащихся основами наук, развивает у них познавательные способности, обеспечивает развитие личности, формирует научное мировоззрение.
Школьная биология – важное звено в общей системе образования. Как учебный предмет биология входит в образовательную область «Естествознание» и призвана обеспечить достижение целей обучения, направленных на:
овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;
формирование на базе этих знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
формирование экологически грамотных людей, понимающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины их видового разнообразия.
Понятие «биологическая грамотность» отражает понимание сущности жизни, системных закономерностей ее устройства на Земле. Освоение естественных наук вносит в формирование компетентности и общей культуры человека очень важные составляющие:
умение четко сформулировать проблему, различать доказательства и гипотезы, привлекать для доказательства своей точки зрения экспериментальный подход и системный анализ.
Учащиеся по биологии должны иметь знания, необходимые для достижения целей биологического образования, уровня биологической подготовки учащихся. Требования характеризуют нижнюю границу знаний и умений, которыми должны овладеть все физически и психически здоровые учащиеся, выполняющие в полном объеме свои учебные обязанности.
Для того, чтобы сформировать полноценное умственное действие, чтобы учащийся приобрел прочный навык в этом действии, необходимо, чтобы процесс формирования содержал ряд обязательных этапов:
– этап ознакомления учащихся с ориентировочной основой формируемого действия;
– этап формирования действия в материальном виде;
– этап формирования действия при проговаривании отдельных элементов действия про себя;
– заключительный этап – формирование действия как внутреннего умственного. На этом этапе действие очень быстро приобретает автоматическое течение, становится недоступным наблюдению.
Целью дипломной работы являлось формирование учебной деятельности на уроках биологии в процессе изучения морфологии ампельных растений.
В дипломной работе проведен сравнительный анализ морфобиологических особенностей ампельных растений, выявлены основные характерные морфологические признаки ампельных растений. Разработана схема морфологического описания растений.
Для повышения эффективности образовательного процесса в своей методической работе использованы различные дидактические средства.
Список литературы
1. Алексеев Ю.Е., Жмылев П.Ю., Карпухина Е.А. Деревья и кустарники. Энциклопедия природы России. – М.: изд-во ABF, 1997.
2. Борзова И.А., Самсель Н.В., Чистякова О.Н. Морфология растений. Введение в определение растений: Методическое пособие к практическому курсу. М., Изд-во Московского университета, 1972.
3. Булыгин Н.Е. Дендрология: Учебное пособие для вузов. М.: Агропромиздат. 1985.
4. Вербицкая и др. Мониторинг результативности учебного процесса – Педагогика, 2004 г. №3.
5. Вехов В.Н., Лотова Л.И., Филин В.Р. Пособие по систематике высших растений. Архегониальные и однодольные растения: Учебно-методическое пособие. М., Изд-во Московского университета, 1986.
6. Губанов И.А., Кисилева К.В., Новиков В.С., Тихомиров В.Н. Определитель сосудистых растений центра европейской России. 2-е изд., дополн. и перераб. – М.: Аргус, 1995.
7. Диагностика профессиональной деятельности учителя (диагностические и обучающие методики для учителя биологии) Оренбург: Издательство ООИПКРО, 2004 г.
8. Любарский А.Н. Роль учителя в управлении качеством образования. // сб. Современные ориентиры в образовании педагогов. – Санкт-Петербург – Иркутск, 2004.
9. Методические рекомендации о преподавании биологии в 2004–2005 уч. г. – Вестник образования 2006. №2.
10. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. – М.: Дрофа, 2002.
11. Определитель древесных растений. М.: Полтекс. 2000.
12. Панина Г.Н. Задачи и задания по биологии по разделам 6 -9 классов. – Санкт – Петербург 2005 г.
13. Программно–методические материалы: Биология. 6–11 кл. Составитель В.С. Кучменко. – М.: Дрофа, 2005 г.
14. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6–8 кл. Методическое пособие. – М.: Дрофа. 1997 г.
15. Сухова Т.С. Как повысить результаты в обучении: Учителю биологии и прородоведения. – М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1997 г.
16. Сухова Т.С. Контроль знаний. Системный подход. – ж. Биология в школе №3, 2005 г.
17. Сухорский С.Ф. Тематический учет знаний – ж. Биология в школе №2, 2006 г.
18. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии. Пособие для учителя.
19. – М.: Просвещение, 2005 г.
20. Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. – М.: Новая школа, 1997 г.
21. Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального, общего и среднего (полного) общего образования. Книга 2. Естественнонаучные дисциплины. Под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.Н. Лазутовой. – М.: «ТЦ Сфера «, Прометей, 2005.
22. Шамова Т.И., Шарай Н.А. Система промежуточной аттестации школьников – ж. Образовательные технологии №1, 2006 г.
23. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. – М.: Российское педагогическое агентство, 2003 г.
Приложение 1
№№ | Растение | Семейство | Представитель | Описание | |
Апорокактус | Кактусовые | Апорокактус плетевидный | свисающий кактус с серо-зелеными ребристыми побегами | ||
Аптения | Аизовые | Аптения плетевидная | стелющееся суккулентное травянистое растение с цилиндрическими, серо-зелёными длинными побегами | ||
Аспарагус | Спаржевые | Аспарагус густоцветковый | корневищный полукустарник высотой 60 – 90 см, с сильно разветвлёнными одревесневающими, округлыми, лазающими, часто свисающими побегами. | ||
Аспарагус лазящий | Вьющееся растение с тонкими, округлыми, голыми побегами, длиной до 2 м | ||||
Аспарагус перистый | Вьющееся, сильно разветвлённое в молодом возрасте растение с тонкими, голыми, округлыми, распростёртыми побегами, длиной до 3 м | ||||
Ахименес | Геснериевые | Ахименес длинноцветковый | растение со свисающими, опушёнными побегами длиной 35 – 40 см | ||
«Peach blossom» | растение со свисающими побегами длиной до 20 см | ||||
«Purple King» | жизнестойкое прямостоячее или вьющееся растение со свисающими побегами длиной 30 -40 см | ||||
Бегония | Бегониевые | Бегония вьюнковая | быстрорастущее травянистое, корневищное растение с направленными вверх, плетистыми, голыми, ползучими побегами, длиной от 70 см до 2 м | ||
Бегония клубневая | Клубневое травянистое растение с длинными тонкими, поникающими побегами длиной 20 – 60 см | ||||
Гемиграфис | Акантовые | Гемиграфис чередующийся | вечнозелёное низкорослое, ползучее, слегка опушённое растение с коричневыми побегами длиной 45 см, укореняющимися на почве | ||
Гемиграфис экзотический | вечнозелёное компактное растение с тонкими побегами длиной 50 см | ||||
Гинура | Астровые | Гинура оранжевая | быстрорастущий вечнозелёный полукустарник с одревесневающими у основания, вначале прямостоячими, потом ветвящимися, полулазающими, ребристыми побегами, длиной 45 – 120 см, а с опорой – до 2 -3 м | ||
«Purple Passion» | свисающее растение с длиной побегов до 1 м и более | ||||
Гипоцирта | Геснериевые | Гипоцирта монетолистная | вечнозелёное травянистое эпифитное густо- и мягкоопушенное растение с длинными, гладкими, красноватыми, поникающими побегами длиной 20 -25 см; боковые побеги коротко разветвлённые | ||
Каллизия | Коммелиновые | Каллизия изящная | травянистое, коротко опушенное растение с ползучими, приподнимающимися побегами длиной до 1 м | ||
Сеткреазея полосатая | |||||
Каллизия душистая | травянистое суккулентное растение с побегами длиной до 1,5 м | ||||
Каллизия ползучая | растение со стелющимися или свисающими побегами длиной до 1 м | ||||
Камнеломка | Камнеломковые | Камнеломка плетеносная | травянистое, низкорослое, розеточное растение, образующее длинные нитевидные укореняющиеся столоны, которые могут достигать в длину 60 -100 см и нести дочерние розетки | ||
Камыш | Осоковые | Камыш поникающий | травянистое растение с нитевидными, тонкими, свисающими побегами длиной до 1 м | ||
Колокольчик | Колокольчиковые | Колокольчик равнолистный | травянистое растение с тонкими стелющимися или свисающими побегами длиной до 30 см | ||
Колумнея | Геснериевые | Колумнея Банкса | свисающий полукустарник с ветвистыми побегами длиной до 1,2 м | ||
Колумнея лазящая | свисающий полукустарник с тонкими побегами длиной до 1 м | ||||
Колумнея мелколистная | свисающий полукустарник с тонкими побегами длиной до 2 м | ||||
Крестовник | Астровые | Крестовник крупноязычковый | вечнозелёная полусуккулентная лиана с одревесневающими с возрастом побегами длиной до 3 м и более | ||
Крестовник Роули | суккулентное растение с воздушными корнями на стебле и свисающими побегами длиной до 60 см и более | ||||
Манеттия | Мареновые | Манеттия жёлто-розовая (манеттия двуцветная, манеттия вздутая) | вечнозелёная лиана с тонкими опушенными, липкими побегами, длиной 2 – 4 м | ||
Манеттия сердцелистная | вечнозелёная лиана с тонкими побегами, длиной 2 – 4 м | ||||
Мюленбекия | Гречишные | Мюленбекия охватывающая | жизнестойкая быстрорастущая листопадная лиана с буроватыми, тонкими, переплетающимися, одревесневающими побегами длиной до 3 м | ||
Нефролепис | Нефролеписовые | Нефролепис возвышенный | многолетний корневищный розеточный папоротник | ||
Нефролепис сердцелистный | столононосный, с многочисленными клубнями, розеточный папоротник | ||||
Очиток | Толстянковые | Очиток Зибольда | листопадное клубневое кустистое суккулентное растение со свисающими побегами длиной 20 см | ||
Очиток Моргана | Травянистое суккулентное растение с многочисленными ползучими, стелющимися или свисающими, равномерно облиственными побегами длиной 30 см | ||||
Партеноциссус | Виноградо-вые | Партеноциссус Генри | листопадная лиана длиной до 10 м с цепляющимися при помощи усиков одревесневающими четырёхгранными побегами | ||
Пеллея | Адиантовые | Пеллея круглолистная | вечнозелёный корневищный ползучий папоротник | ||
Пеперомия | Перцевые | Пеперомия лазящая | эпифитное растение с прямостоячими и свисающими побегами длиной 50 см | ||
Пеперомия круглолистная (пеперомия монетолистная) | стелющееся, обычно эпифитное, суккулентное растение с тонкими мясистыми побегами длиной до 25 см, покрытыми мелкими волосками | ||||
Перец | Перцевые | Перец шафранный | многолетняя вечнозелёная лиана высотой 1,5 м с одревесневающими побегами | ||
Пилея | Крапивные | Пилея монетолистная | травянистое растение с корневыми утолщениями и тонкими, разветвлёнными побегами длиной 60 см | ||
Пассифлора | Пассифлоровые | Пассифлора голубая | цепляющаяся при помощи усиков, листопадная лиана высотой до 10 м, с одревесневающими побегами | ||
Пассифлора трёхполосая | вечнозелёная усиконосная лиана высотой 3 – 5 м с ребристыми побегами | ||||
Пеларгония | Гераниевые | Пеларгония плющелистная | красивоцветущее растение со свисающими или стелющимися побегами | ||
Платицериум | Многоножковые | Платицериум двувильчатый (лосерогий) | эпифитный папоротник с листьями 2 типов длиной до 80 см | ||
Платицериум прекрасный | очень длинный эпифитный папоротник высотой до 2 м | ||||
Плектрантус | Яснотковые | Плектрантус Фостера (колеусовидный) | вечнозелёное растение с направленными сначала вверх, потом свисающими побегами длиной до 1 м | ||
Плектрантус Эртендаля | травянистое растение или полукустарник с ползучими красноватыми побегами длиной до 1 м | ||||
Плюмбаго | Свинчатковые | Плюмбаго ушковидное | вечнозелёный лиановидный лазающий кустарник высотой 3 – 6 м, с длинными, тонкими, гибкими плетевидными побегами | ||
Плющ | Аралиевые | Плющ канарский | жизнестойкая вечнозелёная лиана без воздушных корней, высотой до 4 м | ||
Плющ обыкновенный | жизнестойкая вечнозелёная корнелазающая лиана высотой от 1 до 10 м | ||||
Руэллия | Акантовые | Руэллия каролинская | вечнозелёное травянистое растение с ползучими, полегающими, густоопушенными побегами длиной 30 см, укореняющимися в узлах | ||
Руэллия Макоя | травянистое растение с изящно полегающими, тонкими, опушенными, укореняющимися в узлах побегами длиной до 60 см | ||||
Селагинелла | Селагинелловые | Селагинелла Краусса | вечнозелёное растение с дихотомически ветвящимися, ползучими побегами | ||
Солейролия | Крапивные | Сойлеролия Сойлероля | травянистое растение со стелющимися, нитевидными, полупрозрачными, бледно-зелёными, густооблиственными, укореняющимися в узлах побегами | ||
Традесканция | Коммелиновые | Традесканция восковниковая | жизнестойкое травянистое полусуккулентное вьющееся растение с крепкими ползучими и приподнимающимися зеленовато-красными побегами длиной до 90 см | ||
Традесканция зебрина | травянистое растение с ползучими приподнимающимися побегами длиной около 1 м | ||||
Традесканция приречная | – травянистое растение с тонкими, фиолетовыми, свисающими побегами длиной 20 см | ||||
Тунбергия | Акантовые | Тунбергия крупноцветковая | жизнестойкая вечнозелёная вьющаяся лиана высотой 5 – 10 м с одревесневающими побегами | ||
Фикус | Тутовые | Фикус низкий | вечнозелёная корнелазающая лиана с тонкими побегами длиной 3 – 5 м и более | ||
Фикус укореняющийся | вечнозелёная корнелазающая лиана или стелющийся кустарник высотой 3 – 5 м с ползучими укореняющимися побегами | ||||
Фиттония | Акантовые | Фиттония Вершаффельта | травянистое растение с длинными распростёртыми, укореняющимися в узлах, стелющимися, сильноветвящимися, густоопушенными побегами | ||
Фуксия | Кипрейные | Фуксия стелющаяся | сильноветвящееся полулистопадное травянистое растение с тонкими побегами длиной 1 – 1,2 м | ||
Хлорофитум | Антериковые | Хлорофитум хохлатый | быстрорастущее травянистое растение высотой 15 – 20 см, образующее красивую широкую розетку листьев с отрастающими дочерними листовыми розетками на отцветших цветоносах или усах | ||
Хойя | Ластовневые | Хойя мясистая | жизнестойкая вьющаяся суккулентная лиана, часто эпифит с одревесневающими побегами длиной до 6 м и более | ||
Хойя прекрасная | сильноветвящийся эпифитный кустарник высотой до 45 см со свисающими, укореняющимися в узлах побегами | ||||
Церопегия | Ластовневые | Церопегия Вуда | вечнозелёное суккулентное травянистое растение с крупным клубневидным одревесневающим корневищем и длинными, тонкими. Почти нитевидными, ползучими или свисающими побегами | ||
Цианотис | Коммелиновые | Цианотис сомалийский | стелющееся травянистое растение с приподнимающимися, густо-облиственными побегами длиной 40 см | ||
Циссус | Виноградовые | Циссус антарктический | вечнозелёная травянистая цепляющаяся при помощи усов лиана высотой 5 – 15 м | ||
Циссус разноцветный | цепляющаяся при помощи усов или ползучая лиана с красными побегами длиной 2 – 3 м | ||||
Циссус ромболистный | быстрорастущая цепляющаяся при помощи усов лиана длиной до 3 м с тонкими ветвящимися побегами | ||||
Шлюмбергера | Кактусовые | Шлюмбергера усечённая | эпифитный кактус с поникающими побегами длиной до 30 см, состоящими из 4 – 8 продолговатых плоских листовых сегментов, остро-зубчатых по краю, каждый длиной 4 – 6 см | ||
Элатостема | Крапивные | Элатостема ползучая | травянистое растение с ползучими, зеленовато-розовыми или буроватыми, мясистыми, ветвящимися от основания побегами длиной до 60 см | ||
Эпипремнум | Ароидные | Эпипремнум золотистый | сильнорастущая вечнозелёная корнелазающая травянистая лиана высотой 8 – 12 м | ||
Эпипремнум расписной | вечнозелёная корнелазающая травянистая лиана высотой до 13 м с угловатыми, с возрастом бородавчатыми побегами | ||||
Эписция | Геснериевые | Эписция гвоздикоцветковая | травянистое растение с двумя типами побегов: укороченными, со сближенными листьями и длинными, до 30 см, тонкими, стелющимися, наземными, с возрастом темнеющими, укореняющимися в узлах столонами (усами), несущими дочерние розетки | ||
Эписция «Cygnet» | – жизнестойкое, травянистое растение с плетистыми наземными побегами длиной 30 см | ||||
Эсхинантус | Геснериевые | Эсхинантус красивый | вечнозелёное травянистое растение с длинными свисающими побегами длиной до 80 см | ||
Эсхинантус Лобба | вечнозелёное лазающее растение длиной 90 см | ||||
Эсхинантус мраморный | полусвисающее вечнозелёное растение длиной 90 см | ||||
Эсхинантус прекрасный | – вечнозелёное травянистое эпифитное растение с тонкими свисающими побегами длиной до 75 см |