Муниципальное бюджетное учреждение «Школа №66»




УДК – 159,9

 

Формирование чувства ответственности у учащихся 6-10 лет.

Е.М.Галимова

Региональный социопсихологический центр,

муниципальное бюджетное учреждение «Школа №66»

Актуальность: Большинство современных семей воспитывают своих чад стихийно и чаще всего мало осознанно. Воспитание порой напоминает качели, качающиеся из одной крайности в другую. Вседозволенность и чрезмерная строгость сказывается на процессе обучения и воспитания. Дети растут либо чрезмерно активными и получают ярлык «непослушного» ребенка, либо наоборот чрезмерно пассивными, с низким уровнем мотивации как к учебе, так и к жизни в целом. Современная система образования и воспитания ежегодно создает множество программ, направленных на развитие правильного отношения к сексуальному здоровью, отношению к собственной жизни и смерти. Государство активно борется с наркотическими и другими психоактивными веществами, борется с влиянием социальных сетей на психику детей, подростков, взрослых. Но все эти проблемы из-за того, что в современном обществе все меньше и меньше людей, готовых брать на себя ответственность. Все меньше людей, которые понимают, что значит слово «ответственность». Отсутствие такого человеческого качества как «ответственность» приводит к не менее глобальным проблемам: инфантилизм, пассивность, иждивенчество. И эти проблемы сегодня распространились по России в очень масштабном количестве, и этим проблемам уделяется недостаточно внимание. Как сказал Игорь Михайлович Ильинский: «Именно инфантилизм может обернуться в дальнейшем «глобальной экзистенциальной драмой».

Поэтому вопрос воспитания чувства ответственности имеет не меньшее значение, чем работа с задержкой психического развития и даже не меньше, чем работа с детьми, имеющими физиологические особенности.

Адресат: учащиеся, педагоги, родители.

Цель: формирование чувства ответственности

Задачи:

• • Способствовать учащимся почувствовать свое единство с другими.

• • Снизить уровень конфликтных ситуаций.

• • Способствовать формированию и развитию такого чувства, как уважение, направленное на себя и других.

• • Способствовать формированию навыка анализировать жизненные ситуации.

• • Способствовать формированию таких качеств, как умение просить и оказывать помощь.

Мы задались целью: активизировать угасающие чувства ответственности, как у учащихся нашей школы, так и у их родителей. Решили активировать это чувство через внутришкольные правила. Меня как педагога-психолога очень смущало то, что все правила содержат слова «нельзя» или предлог «не». Проанализировав все правила, которые есть в учебных заведениях, я пришла к выводу, что в школе одни запреты, и дети оказываются в психологической тюрьме. На протяжении шести лет мы задавали родителям и ученикам вопрос: «Что можно делать в школе?». Интересно то, что ученики сразу поднимали руки и начинали перечислять все то, что делать в школе нельзя. Когда психологом все же был сделан акцент на слове «можно», то учащиеся терялись и не могли дать ответ.

Родители же, услышав этот вопрос, тоже терялись, но всегда находился человек, который отвечал «учиться», иногда был и следующий ответ: «Поднимать руку». На этом варианты ответов исчерпывались.

Что же можно делать в школе? Мы ввели данный вопрос в интернет-поисковике и получили список правил поведения в школе, составленных через отрицательную частицу «не». Также мы нашли различные форумы, где родители интересуются этим вопросом у других родителей, на данный вопрос нас вывела первая же ссылка, по которой мы перешли. Тогда мы задались целью пересмотреть все школьные правила и переформулировать их из отрицательного звучания в положительное звучание. Позитивные правила были жесткие, но понятные и доступные для учащихся на каждом возрастном этапе. Вводились эти правила в первую неделю сентября. В среднем на введение правил, их разбор и принятия уходит 30-45 минут. Эти же правила объяснялись учителям и родителям. К правилам привыкали не сразу, особо сложно было учителям.

Сам урок принятия правил начинался с вопроса педагога-психолога к детям: "Где есть правила?"

Учащиеся перечисляют места, где есть правила поведения (дорога, аэропорт и т.д.). Наш опыт показал, что для наглядности и сравнения лучше использовать правила дорожного движения. Поэтому следующим мы задаем такой вопрос: "Зачем нужны правила?"

Ребята начинают рассуждать и на эту тему. Мы поддерживаем их в данных выводах и задаем следующий вопрос: "Что будет, если не будут соблюдаться правила?"

Это рассуждение длится до тех пор, пока кто-то не использует слово «хаос», «неразбериха» и т.п.

Тогда педагог-психолог подводит ребят к мысли о том, что в школе тоже есть и даже необходимы правила. И их много разных, но главными считаются только два правила, которые являются основой.

Правило первое. Можно соблюдать БЕЗОПАСНОСТЬ!

В отрицательном контексте оно звучало так: «нельзя бегать», «нельзя толкаться», «нельзя обижать», «нельзя драться» и т.д.

В положительном контексте данное правило гласит: «Береги себя и своего товарища!», в более расширенном контексте мы используем следующую фразу: «Береги себя, свои руки, ноги, голову и тело. А также не забывай беречь руки, ноги, голову и тело своего товарища. Вы нам все нужны здоровые, полные сил и энергии!»

Введение данного правило помогло решить множество травмоопасных и в тоже время конфликтных ситуаций, возникающих в процессе активных игр в школе и за ее пределами, ситуаций, возникающих на уроках физкультуры, когда кто-то кому-то наступил на ногу или попал мячом. Если кто-то начинает физическую силу по отношению друг к другу или кидаться школьными принадлежностями. Мы задаем вопрос: "Берегли ли они в этот момент себя? Берегли ли они в этот момент своего одноклассника, друга и товарища?"

Второе основное правило. Можно соблюдать тишину ТИШИНЫ!

В отрицательном контексте оно звучало так: «нельзя выкрикивать с места», «нельзя перебивать взрослых», «нельзя разговаривать на уроке» и т.п.

В положительном контексте данное правило гласит: «Можно соблюдать тишину на уроке и по возможности на перемене, так как в этот момент знания идут к вам, и вы своими криками и разговорами можете спугнуть и свои знания, и знания всего класса. Соблюдая правила тишины, мы становимся чуть умнее, так как мы можем более внимательно расслушать новый материал и требование к заданию и т.д.

Второе правило тесно пересекается с третьим правилом: можно слушать и слышать друг друга!

В отрицательном контексте оно звучало так: «хватит отвлекаться», «перестань болтать» и т.п.

В положительном контексте мы объясняем детям, что иногда мы слушаем, но не слышим, что нам объясняют или просят у нас, так как иногда мы можем отвлечься на свои какие-то мысли и планы (мы не обвиняем учащихся в том, что они невнимательны) и порой из-за этого пропускаем очень важную информацию. Также если мы или наши товарищи нарушают правило тишины, то при всем желании можем не услышать что нам говорят. Поэтому умение слушать и слышать очень важно.

Четвертое правило. Можно быть или учиться быть ТЕРПЕЛИВЫМ!

Педагог-психолог озвучивает момент, что не у всех развито такое нужное качество, как терпение. У кого-то оно развито хорошо, у кого-то не очень. Если у человека терпение плохо развито, то человек со многими вещами не справляется. Поэтому у нас в школе есть множество моментов, где мы можем либо показать свое хорошо развитое терпение, либо начать взращивать терпение внутри себя. Например, такое негативное качество, как нетерпение проявляется тогда, когда человека не спросили, а он стал выкрикивать ответ. Когда человек не может дождаться, пока его одноклассник ответит, и начинает отвечать за него. Когда ученик, не выслушав задание, к нему приступил и сделал неправильно.

Сами ребята могут предложить вариант нетерпеливого и терпеливого поведения. Оно проявляется везде: и в проходе в дверь, и в очереди в буфет, и в играх. И самое главное, что на уроке, показывая терпение, мы соблюдаем и правило тишины, и уважение, и самое главное, показываем, насколько мы достойные учащиеся!

Пятое правило. Можно ПОДНИМАТЬ РУКУ!

Это правило тесно связано со вторым и третьим правилом. Если тебе нужно что-то сказать или спросить, а возможно, ты знаешь правильный ответ, то что нужно сделать? Конечно же, поднять руку. Бывает так, что учитель не может вас спросить, но ваша поднятая рука говорит о том, что вы знаете ответ.

Правило шестое. Можно просить ПОМОЩЬ!

В современном мире дети просто не умеют просить помощь. Они привыкли, что их мысли читают родители, исполняют их прихоти по первому зову. Они до последнего ждут, пока их оденут, обуют и в принципе мир крутится около них. Отсюда чаще всего и появляются неуверенные дети. Множество ситуаций случались, когда у ребенка вдруг не пишет ручка, или он ее забыл. И вот у ученика не пишет ручка, он отложил ее в строну и сидит. Он не озвучивает свою проблему. Он не поднимает руку и даже не берет карандаш, он просто сидит и ждет, пока проблема решится, и она часто решается. Учитель спустя какое-то время замечает, что ребенок не выполняет задание и дает ручку со своего стола. Но что в этот момент воспитывается? Ничего! Ребенок лишь больше верит в то, что ему все всё должны.

Мы стали действовать по-другому. Как только учитель замечает, что ребенок не выполняет задание, учитель обращается к этому ребенку с вопросом о том, почему он не выполняет задание. Как только учитель получает ответ, он не стремится решить проблему ребенка, он задает ему следующий вопрос: «У тебя не пишет ручка, а занятие наши продолжаются. Что же ты должен сделать, чтобы получить нужные знания?». Одноклассники всегда начинают выкрикивать ответы, а кто-то молча просто преподносит этому ребенку ручку. Но учитель тут должен похвалить ребенка, который поделился ручкой и попросить забрать ее. Так как ребенок еще не попросил о помощи. Учитель поясняет ребятам, что бывают ситуации, когда нужно уметь попросить помощ, а человек это сделать не может.

Мы выделили это в отдельное правило. В случаи необходимости человек может попросить помощи. И тут же поясняем, у кого он может просить помощь. У товарища по парте, одноклассников, учителей, родителей, ребят с другого класса. Мы проговариваем и то, что делать. Если мы помощь попросили, а нам помочь не могут, ну например, у моего товарища нет запасной ручки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: