Трансформация сельской малокомплектной школы в условиях современного российского общества




Васильченко О.В. кандидат социологических наук, и.о. директора МБОУ «Дмитриевская СОШ» п. Дмитриево, Устьянский р-н, Архангельская область

Завгородний Д.А. кандидат социологических наук, преподаватель гуманитарного цикла дисциплин МОУ «СОШ № 4» г. Котласа

 

«Достоинство государства зависит, в конечном счёте, от достоинства образующих его личностей». Дж. Милль

Демократизация общества и успешное развитие государства во многом зависят от гражданских качеств подрастающего поколения. Начало XXI века знаменует переход России в стадию гражданского общества, правового государства, рыночной экономики, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. На современном этапе развития российского общества гражданское образование школьников является предметом государственной политики и обязательной, неотъемлемой частью образования, начиная с начальной школы. Сельская школа как наиболее специфичное общеобразовательное учреждение в настоящее время работает в трудных социально-экономических условиях и остро нуждается в особом внимании и государственной поддержке. Она составляет около 70% от общего числа школ России. От состояния и уровня ее работы во многом зависят ценностные ориентации детей и молодежи села, качество и уровень образованности обучающихся, социокультурная ситуация на селе, стабильность сельской семьи и многое другое. Выдающиеся ученые и философы еще в прошлые века считали: единственное средство сделать народ счастливым - просветить его, показать ему пользу законов, гражданских прав и свобод, поэтому одним из направлений, осуществляемых школой, является правовое просвещение, направленное на понимание учащимися, родителями и педагогами ценностей и принципов, лежащих в основе правовой системы. От личности педагога, его интересов, склонностей и способностей, нравственно-педагогической позиции во многом зависит доминанта в содержании воспитательной работы в конкретной школе. В сельских школах области структурно и содержательно сложилось взаимодействие с социумом, а это является одним из важнейших условий успешной социализации детей.

Итак, бесспорно, позитивными моментами в состоянии воспитательной работы в сельских школах области являются:

- разнообразие форм и содержательных направлений воспитательной работы с учащимися;

- сохранение централизованного механизма организационного и методического её сопровождения;

- широкий круг субъектов социального воспитания на селе, при ведущей роли школы в организации их взаимодействия;

- нравственно-деятельный характер позиции сельских педагогов в организации социального опыта детей.

В многообразном комплексе влияния среды на ребенка школа выделяется в числе наиболее активно действующих факторов. С этим социальным институтом сопряжена жизнедеятельность большинства индивидуумов в период психосоциобиологического становления личности от 6 до 17 лет. Подобная ситуация заставляет рассматривать школу как одну из главных сред жизнедеятельности человека, где он получает базовые знания, где формируются нравственно-духовные основы его личности. Школа формирует ту уникальную среду, в которой на ключевых этапах развития человека происходит становление мировоззрения, нравственных установок личности, закладываются учебные и другие жизненно важные навыки, необходимые для развития личности в обществе[1]. Когда школьная среда по своему воспитательно-образовательному уровню возвышается над окружающей ее микросредой, тогда она положительно влияет на культурное развитие среды. Если школа обогащает свою жизнь духовными ценностями среды, тогда она работает в режиме саморазвития. В этих случаях сельскую школу можно рассматривать как активный фактор среды. Именно от школы идут в среду позитивные импульсы культурной жизни, от школы сельская семья ждет помощи в воспитании и обучении детей, развитии их способностей и интересов. Когда школа полностью интегрируется в производственную, социальную, культурную жизнь села, она становится педагогическим фактором этой среды, духовной составляющей ее социальной жизни.

Сельская школа как воспитательно-образовательный институт всегда осознавала жизненную потребность в налаживании контактов между школой и селом, по возможности всемерно укрепляя эту связь. Практика показывает, что установление сотрудничества - процесс многосложный, длительный и зависящий от многих факторов. Проблемы возникают уже на этапе теоретического осмысления - при обосновании концептуальных основ создания социокультурного пространства. В настоящее время сложилось пока три подхода определения социокультурного пространства[2].

Под первым понимается педагогически целесообразно организованная среда, окружающая отдельного ребенка или множество детей. Возражения это определение вызывает в том плане, что социокультурное пространство - это результат деятельности созидательного и интеграционного характера. Чтобы оно сложилось, надо определить основные его компоненты и то, что должно их связывать, включить в моделируемые связи деятельность детей. Тогда-то и можно рассчитывать на то, что пространство станет существенным фактором личностного развития. В противном случае отдельные компоненты среды стихийно будут влиять на детей и необязательно в позитивном плане. При таком понимании структурной единицей рассматриваемого пространства является профессиональный коллектив образовательного, культурного или другого учреждения, а основным механизмом создания этого пространства становится взаимодействие коллективов, руководствующихся едиными педагогическими задачами, принципами и подходами к воспитанию.

Второй подход - предполагает рассмотрение социокультурного пространства как части среды, в которой господствует определенный педагогически сформированный образ жизни. В этом случае взаимодействие всех участников определяется чаще всего моделью идеального образа жизни, недооценивая, при этом, субъектную роль самого ребенка.

Согласно третьему подходу пространство предстает как динамическая сеть взаимосвязанных педагогических событий, создаваемых усилиями социальных субъектов различного уровня (коллективных и индивидуальных), выступающая интегрированным условием личностного развития человека - и взрослого, и ребенка. В этом случае механизмом создания социокультурного пространства становится союз детей и взрослых, в котором ключевым технологическим моментом служит их совместная деятельность.

Учитывая данные взгляды при разработке социокультурного пространства важно реализовывать и герменевтический подход. Суть его в том, что педагог должен понимать ребенка, его мотивы, проникать в душевный мир растущего человека. Герменевтический подход в педагогике тесно связан с феноменом толерантности, терпимости. В плане сознания пространства сельской школы он имеет особое значение в том плане, что в этом пространстве взаимодействуют школьники различных национальностей. Поэтому так важно овладевать культурой межнационального общения. При моделировании социокультурного пространства особое значение имеют: диагностирование, проектирование и продуцирование педагогического результата[3].

Воспитательная система сельской малочисленной школы несет в себе общие черты (присущие всем типам воспитательных систем) и особенные (малочисленность школьного коллектива, особый стиль взаимоотношений между участниками педагогического процесса ("семейственность"), специфику формирования коллектива школы (по принципу разновозрастных объединений), большую по сравнению с городской школой возможность сплочения коллектива, нестабильность педагогического коллектива, ограниченность сферы социальных связей, удаленность школы от культурных центров, низкий уровень развития материально-технической базы и учебно-методического комплекса, более выраженную зависимость от влияний окружающей среды, особенности организации педагогического процесса, автономность и т.п.), которые оказывают непосредственное влияние на процесс ее создания и развития[4].

Специфика воспитательной системы малочисленной школы проявляется в ее индивидуальности, которая может быть представлена моделью воспитательной системы.

Следует отметить, что единого подхода к типологии школ сегодня не существует. При определении моделей (модель в данном случае нами рассматривается как метод описания системы) воспитательной системы сельской малочисленной школы мы исходили из следующей логики: наличие общих признаков позволяет выделить наиболее распространенные типы моделей воспитательных систем, частных характеристик системы - ее разновидности.

Предложенная нами типология моделей воспитательных систем малочисленных школ включает два уровня: тип и вид.

Так как закономерности функционирования любой сложной и развивающейся системы определяются ее структурной организацией, то в качестве общих признаков, характеризующих тот или иной тип, нами взяты способ взаимодействия воспитательной системы с «институтами» села, освоения сельской среды, а также приоритеты в образовании.

В принципе, сколько школ, столько может быть и различных систем. Согласно общей теории систем, школа как система динамичная, функционирует и развивается. Формой реализации миссии воспитательной системы является деятельность учащихся и педагогов, которая определена как системообразующий фактор. В качестве основного признака, характеризующего вид модели воспитательной системы, мы выбрали системообразующую деятельность (познавательную, экологическую, досуговую, спортивно-туристическую и другие).

Анализ публикаций и изучение опыта функционирования воспитательных систем сельских малочисленных школ позволил выделить четыре основных типа моделей воспитательных систем. Дадим общую характеристику наиболее распространенных типов и видов моделей воспитательных систем сельских малочисленных школ.

Первый тип - воспитательная система основной общеобразовательной школы с развитой системой внеурочной деятельности. В рамках этого типа получили распространение такие модели воспитательных систем, как школа-клуб, школа творчества, школа развития ребенка на селе, в которых системообразующую роль, прежде всего, выполняет деятельность по интересам (клубная деятельность).

Особо следует выделить модель воспитательной системы, где системообразующим видом деятельности является познавательная деятельность, организуемая не только на уроке, но и вне его. Это наиболее типичная модель воспитательной системы.

Второй тип - воспитательная система школы – «социокультурный центр на селе». Для этого типа воспитательных систем школ характерно расширение функций (создание определенных условий для самореализации как учащихся, так и для молодежи, взрослого населения, формирование культурно-воспитательной среды на селе), кооперация с институтами села (при сохранении за школой ведущей позиции), интенсивное освоение среды. Основными задачами являются: возрождение духовности, приобщение детей и взрослого населения к культуре.

Третий тип - воспитательная система – «школа - образовательный комплекс», объединяющий под одной крышей сельскую школу и филиал специализированной школы (спортивной, музыкальной, художественной) либо школу и филиал учреждения дополнительного образования, школу и детский сад (модель «школа-детский сад»). Как следствие такой кооперации - формирование единого воспитательного пространства на селе, создание условий для развития всех участников образовательного процесса (адекватный подбор педагогических средств, преемственность в работе учреждений образования и т.п.).

Четвертый тип - воспитательная система школы с углубленным изучением предметов, или профилированной, нацеленная на удовлетворение образовательных потребностей детей в той или иной образовательной области. В такой школе приоритет отдан когнитивным целям образования. Педагогический коллектив ставит перед собой следующие задачи: развитие познавательной активности учащихся, целевая подготовка учащихся для поступления в средние специальные и высшие учебные заведения, профессиональное и личностное самоопределение учащихся.

Как правило, сельские малочисленные школы не имеют статуса специализированной школы. Однако мы склонны считать, что к данному типу могут быть отнесены школы, работающие по одному или нескольким направлениям (краеведение, экология, экономика, сельскохозяйственные дисциплины и т.п.). Системообразующую роль в данном случае играют как познавательная деятельность, так и деятельность по определенному профилю.

В рамках данного типа моделей воспитательных систем школ выделяются следующие:

- школа предпринимательства, где главная задача - развитие личности, воспитание крестьянина, подготовка его к жизни в условиях рыночной экономики; параллельно с этими задачами решаются задачи обеспечения школьной столовой овощами и фруктами, материальной поддержки семей (учащиеся получают заработную плату),

- развитие материально-технической базы и учебно-методического комплекса школы за счет средств предпринимательской деятельности;

- школы экологической направленности, в которых приоритет отдан экологическому образованию и воспитанию;

- школа-лесничество;

- школы краеведческой направленности;

- школа экономической направленности, в которой системообразующими видами деятельности являются познавательная деятельность по освоению основ экономики и игровая, направленные на реализацию главной цели развитие разносторонней личности; деятельность по освоению основ экономики не ограничивается рамками урока, а выливается в большую экономическую игру, которая выполняет интегрирующую роль педагогическом процессе.

На основании наличия определенных характеристик воспитательная система школы может быть отнесена к одному из четырех предложенных нами типов моделей.

Статистика позволяет установить рейтинг выбираемых сельскими школьниками образовательных услуг в учреждениях дополнительного образования: приоритетно востребовано художественно-эстетическое творчество - его выбирают 36% сельских школьников; далее - спорт (16%); туристско-краеведческая работа, техническое творчество, эколого-биологическая работа[5].

Наиболее развивающимися и эффективными направлениями воспитательной деятельности в последние годы были:

- деятельность, направленная на воспитание патриотизма и гражданственности;

- художественно-творческая деятельность;

- формирование экологической культуры;

- развитие демократической и правовой культуры через ученическое самоуправление, участие в работе детских и подростковых организаций;

- профилактика асоциальных явлений в детской и подростковой среде;

- укрепление взаимодействия и развития сотрудничества семьи, образовательных учреждений и общественности в деле воспитания детей, в том числе путем организации работы попечительских советов;

- сотрудничества с благотворительными фондами;

- создание и развитие воспитательных систем в образовательных учреждениях[6].

Говоря о судьбе сельской школы, мы, по существу, затрагиваем судьбу всего села.

Школа на селе - это не просто образовательное учреждение, а, если угодно, центральная составляющая самого российского уклада жизни, стратегический резерв государства, мощный фактор развития самой деревенской жизни. Недаром в народе говорят: «Село без школы - всё равно, что церковь без креста». Есть хорошая школа - будет хорошее село, а значит, будет страна, будет Россия.

 

Литература:

  1. Архипова В.В. Коллективная организационная форма учебного процесса. СПб., 2013.
  2. Конышева Н.М. Уроки трудового обучения в современной школе // Начальная школа. 1995. № 7. С. 38–42.
  3. Подласый И.П. Продуктивная педагогика. М., 2008.
  4. Самыгин С. И., Верещагина А.В., Васильченко О. В. Учнбник: Социология управления, Издательство: Феникс, 2014 г.
  5. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М., 2013
  6. Стрезикозин В.П. Организация занятий в начальной малокомплектной школе. М., 2015.

 

 


[1] Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М., 2013

[2] Архипова В.В. Коллективная организационная форма учебного процесса. СПб., 2013.

 

[3] Конышева Н.М. Уроки трудового обучения в современной школе // Начальная школа. 1995. № 7. С. 38–42.

[4] Стрезикозин В.П. Организация занятий в начальной малокомплектной школе. М., 2015.

 

[5] Подласый И.П. Продуктивная педагогика. М., 2008.

[6] Самыгин С. И., Верещагина А.В., Васильченко О. В. Учебник: Социология управления, Издательство: Феникс, 2014 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: