Фрагмент работы для ознакомления




Несовершеннолетнего преступника с умственным отклонением

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:

Курсовая работа*

Код  
Дата создания 05 апреля 2015
Страниц  
Мы сможем обработать ваш заказ 9 декабря в 8:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.

990руб.

КУПИТЬ

Описание

ВВЕДЕНИЕ
1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРЕСТУПНИКА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
1.1 Характеристика личности несовершеннолетнего преступника
1.2 Виды преступлений, совершаемые несовершеннолетними преступниками с умственной отсталостью и причины совершения именно этих видов преступлений
2. ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ
2.1 Статистические показатели преступности несовершеннолетних с умственным отклонением в России
2.2 Мероприятие по профилактики и недопущению рецидивов совершения преступлений несовершеннолетними
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
...

Содержание

В течение последних лет отмечается тенденция к снижению абсолютных показателей подростковой преступности: если в 2013 г. в РФ было зафиксировано 60761 правонарушение, совершенное лицами, не достигшими 18-летнего возраста, то в 2014 г. этот показатель составил 54369. В то же время уровень криминальной агрессии среди подростков в РФ по-прежнему остается очень высоким, а его показатели значительно различаются в отдельных субъектах.

Введение

Целью курсовой работы является криминалистическая характеристика личности несовершеннолетних преступников с умственной отсталостью. Изучение личности несовершеннолетнего преступника представляет повышенный интерес, поскольку происходит выявление и оценка особенностей механизма его преступного поведения, выявления специфических причин, порождающих преступное поведение и совершение преступлений в этом возрасте преступлений. С другой стороны, изучение личности дает ключ для выработки воспитательно-предупредительных мер, особенно индивидуального характера и предоставляет возможность прогнозирования будущего поведения несовершеннолетнего преступника.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть личность несовершеннолетнего преступника и изучить причины и усло вия, детерминирующие делинквентность и преступность несовершеннолетних;
- изучить виды правонарушений, совершенных несовершеннолетними правонарушителями с нарушением интеллекта;
- проанализировать статистические показатели преступности несовершеннолетних в России за десятилетний период, позволившие определить ее современные тенденции;
- разработать мероприятия по профилактики и недопущению рецидивов совершения преступлений несовершеннолетними.
Объектом курсовой работы является личность несовершеннолетнего преступника с умственной отсталостью. Предметом – причины и условия, способствующие появлению несовершеннолетнего преступника с умственной отсталостью.

Фрагмент работы для ознакомления

Касаясь характера правонарушений, совершаемых умственно отсталыми лицами, исследователи отмечают преобладание корыстных правонарушений. Однако достаточно часто отмечаются хулиганские действия, нанесение телесных повреждений окружающим. Установлено, что какой-либо специфичности общественно опасных действий психически больных нет, как не выявлено и их отличий по последствиям уголовно наказуемых деликтов, совершенных психически здоровыми преступниками. Это говорит о том, что, несмотря на изменчивость личности лиц с умственной отсталостью, сами по себе потребности и мотивы их поступков являются отражением патологического состояния, следствием биологической и социальной дезадаптации. Тот факт, что лица с умственной отсталостью редко становятся инициаторами и организаторами групповых правонарушений, можно объяснить их внушаемостью и подчиняемостью. Но если все же умственно отсталые совершают тяжкие преступления против личности, то обычно это происходит без заранее обдуманного намерения и продуманного плана действий.Риск совершения общественно опасных деяний умственно отсталыми лицами носит динамический характер, обусловлен многими факторами. Само общественно опасное деяние является результатом сложных сочетаний и взаимовлияния патологических характеристик, ситуационных воздействий и личностных установок.К неблагоприятным факторам, способствующим проявлению преступного поведения умственно отсталых, относится алкоголизация одного или обоих родителей, большинство из которых привлекались к уголовной ответственности; неполные семьи; гипоопека и безнадзорность, асоциальный образ жизни лиц с умственной отсталостью с ранних лет, в связи с чем они состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних; злоупотребление спиртными напитками, приводящее к усугублению свойственной им внушаемости, усилению эксплозивности, возникновению дисфорических состояний, снижению интеллектуального контроля, особенно при наличии эмоционально-волевых нарушений по дисфорическому типу.Результаты исследования Е.А. Гордиенко и Г.Г. Запрягаева показали, что в подавляющем большинстве случаев в условиях жизни несовершеннолетних олигофренов, проявивших криминогенное поведение, прошедших судебно-психиатрическую экспертизу и признанных вменяемыми, обнаруживается ряд отрицательных средовых факторов, в частности: неполный состав семьи (отсутствие одного из родителей); неупорядоченность семейно-брачных отношений родителей; наличие у родителей (родителя) психических аномалий; бытовые конфликты, пьянство, аморальный образ жизни родителей (или одного из них); невыполнение родителями коррекционно-воспитательных функций по надзору за умственно отсталыми подростками; негативное влияние ближайших родственников; отрицательное влияние микросреды (соседи, друзья и т.д.); наличие в ее составе лиц, совершающих преступления; контакты с неформальными группами лиц с асоциальной направленностью поведения.По мнению О.Е. Фрейерова, общественно опасные действия умственно отсталых лиц могут быть обусловлены импульсивностью, которая отражает как недостаточность волевой сферы, так и неспособность адекватного осмысления ситуации. Большое значение исследователи придают повышенной внушаемости, пассивной подчиняемости, недостаточной функции прогнозирования и оценки своих поступков. Практически у всех лиц с умственной отсталостью имеются эмоционально-волевые нарушения, выраженные в разной степени. Наиболее «криминогенными» из них являются психопатоподобные, дисфорические, мориоподобные, вялоапатические. Нарушения эмоционально-волевой сферы связывают с органической неполноценностью нервной системы, то есть это осложненные формы умственной отсталости, при которых резидуально-органический радикал особенно нарушает адаптивное поведение и способствует совершению правонарушений.Другим немаловажным фактором, способствующим противоправному поведению лиц с умственной отсталостью, является злоупотребление спиртными напитками. Указанное обстоятельство обусловливает как совершение лицами с умственной отсталостью противоправных деяний, так и увеличение риска совершения или повторных правонарушений. Установлено, что ранний алкоголизм встречается у 30 % учащихся вспомогательных школ. У лиц с умственной отсталостью, находящихся на принудительном лечении, злоупотребление спиртными напитками отмечается в 70 % случаев. Особую роль в формировании механизмов общественно опасных действий у умственно отсталых играет микросреда как основа, предопределяющая социально-личностные ориентации в становлении модуса социального поведения. Умственно отсталые люди в любом возрасте зачастую оказываются в жесткой зависимости от отрицательной микросреды, где господствуют асоциальные установки, аморальная атмосфера и где нормой считаются нарушения моральных и правовых требований, потребительское отношение к обществу, формирование групповой криминальной направленности.В работе Г.Г. Запрягаева выявлена роль личностных и социально-психологических факторов в поведении умственно отсталых подростков, показано значение семьи, школы, ближайшего окружения для формирования отклоняющегося поведения, сделан вывод о том, что дефект выполняет сопутствующую, но не основную роль в принятии и реализации негативных намерений при совершении правонарушения, а поведение подростка зависит от его социально-психологических отношений и предшествующих условий развития, сформированности нравственного сознания, уровня развития эмоционально-волевой сферы и конкретной жизненной ситуации.Изучение нравственного отношения умственно отсталых учащихся к окружающим, проведенное в исследовании О.Е. Фоменко, показало, что наименее сформированными у умственно отсталых школьников являются отношения к хулиганам и нарушителям правил поведения. При этом нравственное отношение к ним понималось как осуждение их действий, как умение и желание противопоставить им собственное мнение. Негативное отношение рассматривалось, как желание подражать хулиганским поступкам, стремление помочь таким личностям избежать заслуженного наказания, отношение к нарушению правил поведения как к проявлению смелости.Низкий уровень сформированности нравственного отношения умственно отсталых школьников к хулиганам и нарушителям правил поведения подтверждает факт сильной внушаемости учащихся вспомогательной школы, их подверженность негативным воздействиям и говорят о необходимости особого внимания к формированию у них нравственного отношения к данной группе окружающих.В силу интеллектуальной неполноценности учащиеся с умственной отсталостью не всегда в полной мере критически оценивают свои действия и их последствия. Особенности мотивационной и эмоционально-волевой сферы приводят к неадекватным поступкам и действиям в различных ситуациях. Внушаемость, подражательность, нарушения подконтрольности и критичности поведения прослеживаются в характере и мотивах правонарушающих действий.Кроме того, все правонарушители с умственной отсталостью, по данным исследования Г.Г. Запрягаеева, находились в условиях неблагоприятного воздействия среды. В данном случае подростки приобретали неправильные нравственно-правовые установки. Такие особенности их психической деятельности, как преобладание конкретного мышления, эмоционально-волевая неустойчивость, внушаемость, не критичность поведения и т.д., приводят к тому, что учащиеся попадают под негативное влияние, оценивают события, факты и свое поведение с позиций антиобщественных взглядов и норм поведения в семье и ближайшем окружении.Исследования показали, что признаки, качественно отличающие умственно отсталых подростков с социально нормальным поведением от умственно отсталых, совершающих правонарушения, характеризуются в основном наличием у последних негативных нравственных черт и свойств личности, отражающих в той или иной мере степень деформации их моральных и социальных позиций (отношение к учебе, родителям, педагогам, нормам поведения в общественных местах, общественно-полезной работе в школе, моральные и нравственные принципы, уровень правосознания и готовности к выполнению правовых норм и т.д.).В исследовании Е.Г. Дозорцевой была показана личностная незрелость несовершеннолетних правонарушителей с признаками психического недоразвития.При оценке общественно опасного поведения умственно отсталых исследователи большое значение придают вопросам мотивации. Реально-бытовые мотивы противоправного поведения больных с расстройствами не психотического регистра и без признаков выраженного слабоумия, к каковым относятся и лица с умственной отсталостью, объясняется материальной заинтересованностью, затруднениями межличностного общения, личной неприязнью, самоутверждением, эгоцентризмом, пренебрежением к общественным нормам поведения, эгоцентрическими установками. При анализе мотивации преступного поведения лиц с умственной отсталостью необходимо отметить бессодержательный характер его мотивов.Таким образом, правонарушения несовершеннолетних с умственной отсталостью обусловлены сочетанием действия биологических и социальных факторов. Наличие отклонений в нервно-психической сфере не означает неизбежности формирования правонарушающих тенденций и совершения ими правонарушений. Следует отметить, что интеллектуальная недостаточность, особенно при наличии выраженных нарушений эмоционально-волевой сферы, может создать почву для возникновения социальной дезадаптации и совершения правонарушений умственно отсталыми подростками. Особую же роль в формировании механизмов общественно опасных действий играют неблагоприятные микросоциальные условия, а именно: аморальный образ жизни, злоупотребление алкоголем одного или обоих родителей, привлечение их к уголовной ответственности, гипоопека и безнадзорность, злоупотребление подростка спиртными напитками.В условиях неблагоприятного воздействия среды у подростков с интеллектуальной недостаточностью быстрее и легче формируются негативные правонарушающие тенденции в поведении, повышается вероятность совершения преступных действий.2. ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ2.1 Статистические показатели преступности несовершеннолетних с умственным отклонением в РоссииВ течение последних лет отмечается тенденция к снижению абсолютных показателей подростковой преступности: если в 2013 г. в РФ было зафиксировано 60761 правонарушение, совершенное лицами, не достигшими 18-летнего возраста, то в 2014 г. этот показатель составил 54369. В то же время уровень криминальной агрессии среди подростков в РФ по-прежнему остается очень высоким, а его показатели значительно различаются в отдельных субъектах. По данным ВОЗ, собранным в 53 странах Европы, уровень агрессии среди несовершеннолетних в РФ превышает общеевропейские показатели примерно в 2,5-3 раза. Следует отметить, что Красноярский край находится на 3-м месте среди регионов с наибольшим удельным весом преступлений, совершенных несовершеннолетними лицами. Согласно данным НИИ МВД, на долю лиц, не достигших 18-летнего возраста, приходится около трети преступлений против личности.При этом более половины таких деликтов совершаются подростками и юношами с различными психическими расстройствами. Подростковый возраст сопровождается не только значительными особенностями психической деятельности, но и возрастной декомпенсацией резидуальноорганических и личностных расстройств. К особенностям подростковой психики относится не сформированность и мозаичность личностных структур, определяющих тип реагирования, а также своеобразие последствий различных психогенных воздействий с нарушением социализации и адаптации личности. Раннее проявление агрессии, сопровождающееся криминальными поступками, может оказаться предвестником формирования или манифестацией наиболее тяжелых форм психической патологии. В свою очередь определение основных микро - и макросоциальносредовых и клинико-психопатологических особенностей личности подростков и их влияние на формирование криминальной агрессии несовершеннолетних могут быть важными аспектами для разработки профилактических мер, направленных на предупреждение развития агрессивных тенденций.Проанализировав ранее криминалистическую характеристику личности несовершеннолетнего преступника с умственной отсталостью, рассмотрим далее структуру криминальной агрессии среди подростков с умственной отсталостью и установим факторы риска криминальной агрессии для данной категории умственно отсталых лиц.Автором на основании изученных материалов была проанализирована сплошная выборка, состоящая из 10328 актов амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы по уголовным делам, проведенных в отделении амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы Белгородской областной клинической психоневрологической больницы в различные периоды социально-экономического устройства общества: 1980 - 1984 гг. — советский период, 1985 - 1989 гг. — «перестройка», 2010 - 2014 гг. — современная Россия. Из всей выборки было отобрано 1305 актов амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы лиц с психическими расстройствами, совершивших различные виды криминальной агрессии. Среди них удельный вес подростков (14—18 лет) с умственной отсталостью составил 73 человека (21,4%) (все мужского пола), или 5,6% от всех обследованных с психическими расстройствами, совершивших криминальную агрессию. Из них 66 человек (90,4%) были признаны судебно-психиатрической экспертизой вменяемыми и 7 (9,6%) — невменяемыми.Возраст совершения криминальной агрессии умственно отсталыми подростками представлен на рис. 1.Как видно из рис. 1, в 52 (71,3%) случаях — криминальная агрессия совершалась подростками в возрасте 17-18 лет, значительно реже (28,7%) — от 14 до 16 лет. 24 (36,4%) подростка учились во вспомогательной школе, 20 (30,3%) — в общеобразовательной (окончили ее с трудом), 24,2% — закончили восемь и менее классов. В значительном числе случаев подростки с установленным диагнозом умственной отсталости, несмотря на неуспеваемость практически по всем дисциплинам, тем не менее учились в общеобразовательной школе. В результате они не приобрели ни школьные знания, ни профессию, что в сочетании с чувством ущербности по отношению к сверстникам без умственной отсталости нередко провоцировало с их стороны криминальную агрессию.Рис. SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Диаграмма возрастных характеристик подростков с умственной отсталостьюНа период совершения криминальной агрессии 24 (36,4%) подростка не работали, а 23 (34,8%) занимались преимущественно неквалифицированным трудом. В школах и профессионально-технических училищах на период совершения криминальной агрессии учились 19 (28,8%) подэкспертных.При анализе условий микросоциального окружения было установлено, что 8 (12,1%) из них воспитывались в неполной семье либо родственниками, 8 (12,1%) совершали побеги из дома. У 19,7% подростков с умственной отсталостью близкие родственники страдали психическими и поведенческими расстройствами (преимущественно умственная отсталость и хронический алкоголизм родителей). Тяжелые инфекции и черепно-мозговые травмы в раннем детстве перенесли 9 (13,6%).Диагноз умственной отсталости был установлен в дошкольном возрасте у 4 подростков (6,1%), в периоде обучения в школе — у 40 (60,6%). При прохождении медицинского психиатрического освидетельствования при призыве в Вооруженные Силы умственная отсталость была диагностирована в 9 (13,6%) случаях и при проведении судебно-психиатрической экспертизы — в 11 (16,7%). В 2 актах СПЭ какие-либо сведения о возрасте установления диагноза подэкспертным отсутствовали. Таким образом, у большинства (80,3%) умственно отсталых подростков диагноз был установлен задолго до совершения ими криминальной агрессии.До совершения правонарушения 40 (60,6%) подростков наблюдались у психиатра, 11 из них (27,5%) проходили в периоде, предшествующем совершению криминальной агрессии, лечение в психиатрическом стационаре. Умственная отсталость с психопатоподобным синдромом была диагностирована более чем у трети подростков, ранее наблюдавшихся у психиатра, — у 42,5% (17). 26 (39,4%) человек находились вне наблюдения врачей-психиатров, причем у 13 из них диагноз умственной отсталости был установлен до настоящей судебно-психиатрической экспертизы.У всех обследованных при прохождении СПЭ диагностирована легкая умственная отсталость (по критериям МКБ-10). У подавляющего большинства подростков, признанных вменяемыми (83,3%), был установлен диагноз олигофрении в степени легкой дебильности, при этом у 21 (38,1%) из них имел место психопатоподобный синдром, в степени умеренной дебильности — у 11 (16,7%), с психопатоподобным синдромом — у 54,5%.Анализ криминологических данных о подростках с умственной отсталостью свидетельствует о склонности к противоправному поведению еще детском возрасте (25,8%), а также о наличии уголовного опыта (25,7% лиц ранее совершали правонарушения, в том числе криминальную агрессию, и были судимы).Структура криминальной агрессии подростков с умственной отсталостью, признанных вменяемыми в различные периоды социально-экономического развития России, представлена в таблице 1.Таблица 1Структура криминальной агрессии у подростков с умственной отсталостью, признанных вменяемыми в различные периодыТипология криминальной агрессии1980-19841985-19892010-2014Всегоабс.%абс.%абс.%абс.%Преступления против жизни и здоровья граждан--320721,91015,2Преступления против собственности526,3213,31031,31725,8Хулиганство947,56401237,52740,9Преступления на половой почве526,3426,739,41218,2Итого19100151003210066100Как видно по данным таблицы 1, имеется тенденция к неуклонному росту удельного веса преступлений против жизни и здоровья граждан (убийства – ст. 105 УК РФ, причинение телесных повреждений различной тяжести и побоев – ст. 111 УК РФ, истязания по УК РФ). Если в советский период этот вид криминальной агрессии среди подростков отсутствовал, то в условиях современной России он составляет почти 22%. Отмечается также некоторое увеличение доли преступлений против собственности, связанных с агрессией (разбойное нападение – ст. 162 УК РФ, грабеж – ст. 161 УК РФ), с 26,3 до 31,3%. Удельный вес хулиганских действий, совершенных подростками с умственной отсталостью, снизился на 10% по сравнению с таковым в советском периоде. В 3 раза в настоящее время снизилась доля преступлений против половой неприкосновенности и свободы (ст. 131, 132 УК РФ) среди исследуемого контингента — с 26,3 до 9,4%.Наиболее распространенным мотивом криминальной агрессии подростков с умственной отсталостью было завладение имуществом — в 25 (37,9%) случаях. Примерно с одинаковой частотой среди других мотивов встречались конфликт, вызванный поведением потерпевшего, — 16,7%, попытка изнасилования — 18,2%, а также безмотивная агрессия — 18,2%. При этом более половины случаев криминальной агрессии (51,5%) были совершены подростками с умственной отсталостью в состоянии алкогольного опьянения.Криминальная агрессия подростков с умственной отсталостью более чем в половине случаев (63,6%) была направлена против ранее незнакомых людей, в 2 раза реже (34,8%) — против своих знакомых и приятелей. При этом в 81,2% случаев криминальная агрессия была направлена на одного человека.В различных общественных местах умственно отсталые подростки, признанные вменяемыми, совершили криминальную агрессию в 50 (75,8%) случаях, а в доме потерпевшего (жертвы) — в 24,2%. Примечательно также, что большая часть преступлений совершена подростками в группе — 41 (62,1%) случай. Смерть как исход криминальной агрессии умственно отсталых подростков имела место в 6,1% случаев, причинение тяжких и менее тяжких телесных повреждений — в 15,2%, легких телесных повреждений — в 43,9%, без вреда здоровью потерпевшего — в 34,8%.Корреляционный анализ показал, что наиболее жестокие виды криминальной агрессии, повлекшие за собой смерть потерпевшего, совершали подростки с умственной отсталостью, не имеющие образования (r=0,48; p<0,05).

Список литературы

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гурьева В.А., Макушкин Е.В., Вострокнутов Н.В. и др. Криминальное агрессивное поведение подростков // Агрессия и психическое здоровье. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2010. - С. 111-142
2. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2013 году // Здравоохранение Российской Федерации. — 2014. — №5. - С. 3—19.
3. Запрягаев Г.Г. Трудновоспитуемые учащиеся вспомогательной школы // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталого ребенка: межвуз. сб. науч. тр. М., 1985.
4. Максудов Р.Р. Проведение программ восстановительного правосудия для несовершеннолетних: Методическое пособие. М.: ООО «Информполиграф», 2009. С.33—57.
5. Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процессаи криминологии / Э.Б. Мельникова. - М., 2001. - С. 11-12.
6. Определение Рязанского областного суда от 19 марта 2009 г. N 22-309/2009. СПС «Консультант Плюс»
и т.д

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: