Несовершеннолетнего преступника с умственным отклонением
Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:
Курсовая работа*
Код | |
Дата создания | 05 апреля 2015 |
Страниц | |
Мы сможем обработать ваш заказ 9 декабря в 8:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа. |
990руб.
КУПИТЬ
Описание
ВВЕДЕНИЕ
1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРЕСТУПНИКА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
1.1 Характеристика личности несовершеннолетнего преступника
1.2 Виды преступлений, совершаемые несовершеннолетними преступниками с умственной отсталостью и причины совершения именно этих видов преступлений
2. ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ
2.1 Статистические показатели преступности несовершеннолетних с умственным отклонением в России
2.2 Мероприятие по профилактики и недопущению рецидивов совершения преступлений несовершеннолетними
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
...
Содержание
В течение последних лет отмечается тенденция к снижению абсолютных показателей подростковой преступности: если в 2013 г. в РФ было зафиксировано 60761 правонарушение, совершенное лицами, не достигшими 18-летнего возраста, то в 2014 г. этот показатель составил 54369. В то же время уровень криминальной агрессии среди подростков в РФ по-прежнему остается очень высоким, а его показатели значительно различаются в отдельных субъектах.
Введение
Целью курсовой работы является криминалистическая характеристика личности несовершеннолетних преступников с умственной отсталостью. Изучение личности несовершеннолетнего преступника представляет повышенный интерес, поскольку происходит выявление и оценка особенностей механизма его преступного поведения, выявления специфических причин, порождающих преступное поведение и совершение преступлений в этом возрасте преступлений. С другой стороны, изучение личности дает ключ для выработки воспитательно-предупредительных мер, особенно индивидуального характера и предоставляет возможность прогнозирования будущего поведения несовершеннолетнего преступника.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть личность несовершеннолетнего преступника и изучить причины и усло вия, детерминирующие делинквентность и преступность несовершеннолетних;
- изучить виды правонарушений, совершенных несовершеннолетними правонарушителями с нарушением интеллекта;
- проанализировать статистические показатели преступности несовершеннолетних в России за десятилетний период, позволившие определить ее современные тенденции;
- разработать мероприятия по профилактики и недопущению рецидивов совершения преступлений несовершеннолетними.
Объектом курсовой работы является личность несовершеннолетнего преступника с умственной отсталостью. Предметом – причины и условия, способствующие появлению несовершеннолетнего преступника с умственной отсталостью.
|
Фрагмент работы для ознакомления
Касаясь характера правонарушений, совершаемых умственно отсталыми лицами, исследователи отмечают преобладание корыстных правонарушений. Однако достаточно часто отмечаются хулиганские действия, нанесение телесных повреждений окружающим. Установлено, что какой-либо специфичности общественно опасных действий психически больных нет, как не выявлено и их отличий по последствиям уголовно наказуемых деликтов, совершенных психически здоровыми преступниками. Это говорит о том, что, несмотря на изменчивость личности лиц с умственной отсталостью, сами по себе потребности и мотивы их поступков являются отражением патологического состояния, следствием биологической и социальной дезадаптации. Тот факт, что лица с умственной отсталостью редко становятся инициаторами и организаторами групповых правонарушений, можно объяснить их внушаемостью и подчиняемостью. Но если все же умственно отсталые совершают тяжкие преступления против личности, то обычно это происходит без заранее обдуманного намерения и продуманного плана действий.Риск совершения общественно опасных деяний умственно отсталыми лицами носит динамический характер, обусловлен многими факторами. Само общественно опасное деяние является результатом сложных сочетаний и взаимовлияния патологических характеристик, ситуационных воздействий и личностных установок.К неблагоприятным факторам, способствующим проявлению преступного поведения умственно отсталых, относится алкоголизация одного или обоих родителей, большинство из которых привлекались к уголовной ответственности; неполные семьи; гипоопека и безнадзорность, асоциальный образ жизни лиц с умственной отсталостью с ранних лет, в связи с чем они состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних; злоупотребление спиртными напитками, приводящее к усугублению свойственной им внушаемости, усилению эксплозивности, возникновению дисфорических состояний, снижению интеллектуального контроля, особенно при наличии эмоционально-волевых нарушений по дисфорическому типу.Результаты исследования Е.А. Гордиенко и Г.Г. Запрягаева показали, что в подавляющем большинстве случаев в условиях жизни несовершеннолетних олигофренов, проявивших криминогенное поведение, прошедших судебно-психиатрическую экспертизу и признанных вменяемыми, обнаруживается ряд отрицательных средовых факторов, в частности: неполный состав семьи (отсутствие одного из родителей); неупорядоченность семейно-брачных отношений родителей; наличие у родителей (родителя) психических аномалий; бытовые конфликты, пьянство, аморальный образ жизни родителей (или одного из них); невыполнение родителями коррекционно-воспитательных функций по надзору за умственно отсталыми подростками; негативное влияние ближайших родственников; отрицательное влияние микросреды (соседи, друзья и т.д.); наличие в ее составе лиц, совершающих преступления; контакты с неформальными группами лиц с асоциальной направленностью поведения.По мнению О.Е. Фрейерова, общественно опасные действия умственно отсталых лиц могут быть обусловлены импульсивностью, которая отражает как недостаточность волевой сферы, так и неспособность адекватного осмысления ситуации. Большое значение исследователи придают повышенной внушаемости, пассивной подчиняемости, недостаточной функции прогнозирования и оценки своих поступков. Практически у всех лиц с умственной отсталостью имеются эмоционально-волевые нарушения, выраженные в разной степени. Наиболее «криминогенными» из них являются психопатоподобные, дисфорические, мориоподобные, вялоапатические. Нарушения эмоционально-волевой сферы связывают с органической неполноценностью нервной системы, то есть это осложненные формы умственной отсталости, при которых резидуально-органический радикал особенно нарушает адаптивное поведение и способствует совершению правонарушений.Другим немаловажным фактором, способствующим противоправному поведению лиц с умственной отсталостью, является злоупотребление спиртными напитками. Указанное обстоятельство обусловливает как совершение лицами с умственной отсталостью противоправных деяний, так и увеличение риска совершения или повторных правонарушений. Установлено, что ранний алкоголизм встречается у 30 % учащихся вспомогательных школ. У лиц с умственной отсталостью, находящихся на принудительном лечении, злоупотребление спиртными напитками отмечается в 70 % случаев. Особую роль в формировании механизмов общественно опасных действий у умственно отсталых играет микросреда как основа, предопределяющая социально-личностные ориентации в становлении модуса социального поведения. Умственно отсталые люди в любом возрасте зачастую оказываются в жесткой зависимости от отрицательной микросреды, где господствуют асоциальные установки, аморальная атмосфера и где нормой считаются нарушения моральных и правовых требований, потребительское отношение к обществу, формирование групповой криминальной направленности.В работе Г.Г. Запрягаева выявлена роль личностных и социально-психологических факторов в поведении умственно отсталых подростков, показано значение семьи, школы, ближайшего окружения для формирования отклоняющегося поведения, сделан вывод о том, что дефект выполняет сопутствующую, но не основную роль в принятии и реализации негативных намерений при совершении правонарушения, а поведение подростка зависит от его социально-психологических отношений и предшествующих условий развития, сформированности нравственного сознания, уровня развития эмоционально-волевой сферы и конкретной жизненной ситуации.Изучение нравственного отношения умственно отсталых учащихся к окружающим, проведенное в исследовании О.Е. Фоменко, показало, что наименее сформированными у умственно отсталых школьников являются отношения к хулиганам и нарушителям правил поведения. При этом нравственное отношение к ним понималось как осуждение их действий, как умение и желание противопоставить им собственное мнение. Негативное отношение рассматривалось, как желание подражать хулиганским поступкам, стремление помочь таким личностям избежать заслуженного наказания, отношение к нарушению правил поведения как к проявлению смелости.Низкий уровень сформированности нравственного отношения умственно отсталых школьников к хулиганам и нарушителям правил поведения подтверждает факт сильной внушаемости учащихся вспомогательной школы, их подверженность негативным воздействиям и говорят о необходимости особого внимания к формированию у них нравственного отношения к данной группе окружающих.В силу интеллектуальной неполноценности учащиеся с умственной отсталостью не всегда в полной мере критически оценивают свои действия и их последствия. Особенности мотивационной и эмоционально-волевой сферы приводят к неадекватным поступкам и действиям в различных ситуациях. Внушаемость, подражательность, нарушения подконтрольности и критичности поведения прослеживаются в характере и мотивах правонарушающих действий.Кроме того, все правонарушители с умственной отсталостью, по данным исследования Г.Г. Запрягаеева, находились в условиях неблагоприятного воздействия среды. В данном случае подростки приобретали неправильные нравственно-правовые установки. Такие особенности их психической деятельности, как преобладание конкретного мышления, эмоционально-волевая неустойчивость, внушаемость, не критичность поведения и т.д., приводят к тому, что учащиеся попадают под негативное влияние, оценивают события, факты и свое поведение с позиций антиобщественных взглядов и норм поведения в семье и ближайшем окружении.Исследования показали, что признаки, качественно отличающие умственно отсталых подростков с социально нормальным поведением от умственно отсталых, совершающих правонарушения, характеризуются в основном наличием у последних негативных нравственных черт и свойств личности, отражающих в той или иной мере степень деформации их моральных и социальных позиций (отношение к учебе, родителям, педагогам, нормам поведения в общественных местах, общественно-полезной работе в школе, моральные и нравственные принципы, уровень правосознания и готовности к выполнению правовых норм и т.д.).В исследовании Е.Г. Дозорцевой была показана личностная незрелость несовершеннолетних правонарушителей с признаками психического недоразвития.При оценке общественно опасного поведения умственно отсталых исследователи большое значение придают вопросам мотивации. Реально-бытовые мотивы противоправного поведения больных с расстройствами не психотического регистра и без признаков выраженного слабоумия, к каковым относятся и лица с умственной отсталостью, объясняется материальной заинтересованностью, затруднениями межличностного общения, личной неприязнью, самоутверждением, эгоцентризмом, пренебрежением к общественным нормам поведения, эгоцентрическими установками. При анализе мотивации преступного поведения лиц с умственной отсталостью необходимо отметить бессодержательный характер его мотивов.Таким образом, правонарушения несовершеннолетних с умственной отсталостью обусловлены сочетанием действия биологических и социальных факторов. Наличие отклонений в нервно-психической сфере не означает неизбежности формирования правонарушающих тенденций и совершения ими правонарушений. Следует отметить, что интеллектуальная недостаточность, особенно при наличии выраженных нарушений эмоционально-волевой сферы, может создать почву для возникновения социальной дезадаптации и совершения правонарушений умственно отсталыми подростками. Особую же роль в формировании механизмов общественно опасных действий играют неблагоприятные микросоциальные условия, а именно: аморальный образ жизни, злоупотребление алкоголем одного или обоих родителей, привлечение их к уголовной ответственности, гипоопека и безнадзорность, злоупотребление подростка спиртными напитками.В условиях неблагоприятного воздействия среды у подростков с интеллектуальной недостаточностью быстрее и легче формируются негативные правонарушающие тенденции в поведении, повышается вероятность совершения преступных действий.2. ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ2.1 Статистические показатели преступности несовершеннолетних с умственным отклонением в РоссииВ течение последних лет отмечается тенденция к снижению абсолютных показателей подростковой преступности: если в 2013 г. в РФ было зафиксировано 60761 правонарушение, совершенное лицами, не достигшими 18-летнего возраста, то в 2014 г. этот показатель составил 54369. В то же время уровень криминальной агрессии среди подростков в РФ по-прежнему остается очень высоким, а его показатели значительно различаются в отдельных субъектах. По данным ВОЗ, собранным в 53 странах Европы, уровень агрессии среди несовершеннолетних в РФ превышает общеевропейские показатели примерно в 2,5-3 раза. Следует отметить, что Красноярский край находится на 3-м месте среди регионов с наибольшим удельным весом преступлений, совершенных несовершеннолетними лицами. Согласно данным НИИ МВД, на долю лиц, не достигших 18-летнего возраста, приходится около трети преступлений против личности.При этом более половины таких деликтов совершаются подростками и юношами с различными психическими расстройствами. Подростковый возраст сопровождается не только значительными особенностями психической деятельности, но и возрастной декомпенсацией резидуальноорганических и личностных расстройств. К особенностям подростковой психики относится не сформированность и мозаичность личностных структур, определяющих тип реагирования, а также своеобразие последствий различных психогенных воздействий с нарушением социализации и адаптации личности. Раннее проявление агрессии, сопровождающееся криминальными поступками, может оказаться предвестником формирования или манифестацией наиболее тяжелых форм психической патологии. В свою очередь определение основных микро - и макросоциальносредовых и клинико-психопатологических особенностей личности подростков и их влияние на формирование криминальной агрессии несовершеннолетних могут быть важными аспектами для разработки профилактических мер, направленных на предупреждение развития агрессивных тенденций.Проанализировав ранее криминалистическую характеристику личности несовершеннолетнего преступника с умственной отсталостью, рассмотрим далее структуру криминальной агрессии среди подростков с умственной отсталостью и установим факторы риска криминальной агрессии для данной категории умственно отсталых лиц.Автором на основании изученных материалов была проанализирована сплошная выборка, состоящая из 10328 актов амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы по уголовным делам, проведенных в отделении амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы Белгородской областной клинической психоневрологической больницы в различные периоды социально-экономического устройства общества: 1980 - 1984 гг. — советский период, 1985 - 1989 гг. — «перестройка», 2010 - 2014 гг. — современная Россия. Из всей выборки было отобрано 1305 актов амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы лиц с психическими расстройствами, совершивших различные виды криминальной агрессии. Среди них удельный вес подростков (14—18 лет) с умственной отсталостью составил 73 человека (21,4%) (все мужского пола), или 5,6% от всех обследованных с психическими расстройствами, совершивших криминальную агрессию. Из них 66 человек (90,4%) были признаны судебно-психиатрической экспертизой вменяемыми и 7 (9,6%) — невменяемыми.Возраст совершения криминальной агрессии умственно отсталыми подростками представлен на рис. 1.Как видно из рис. 1, в 52 (71,3%) случаях — криминальная агрессия совершалась подростками в возрасте 17-18 лет, значительно реже (28,7%) — от 14 до 16 лет. 24 (36,4%) подростка учились во вспомогательной школе, 20 (30,3%) — в общеобразовательной (окончили ее с трудом), 24,2% — закончили восемь и менее классов. В значительном числе случаев подростки с установленным диагнозом умственной отсталости, несмотря на неуспеваемость практически по всем дисциплинам, тем не менее учились в общеобразовательной школе. В результате они не приобрели ни школьные знания, ни профессию, что в сочетании с чувством ущербности по отношению к сверстникам без умственной отсталости нередко провоцировало с их стороны криминальную агрессию.Рис. SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Диаграмма возрастных характеристик подростков с умственной отсталостьюНа период совершения криминальной агрессии 24 (36,4%) подростка не работали, а 23 (34,8%) занимались преимущественно неквалифицированным трудом. В школах и профессионально-технических училищах на период совершения криминальной агрессии учились 19 (28,8%) подэкспертных.При анализе условий микросоциального окружения было установлено, что 8 (12,1%) из них воспитывались в неполной семье либо родственниками, 8 (12,1%) совершали побеги из дома. У 19,7% подростков с умственной отсталостью близкие родственники страдали психическими и поведенческими расстройствами (преимущественно умственная отсталость и хронический алкоголизм родителей). Тяжелые инфекции и черепно-мозговые травмы в раннем детстве перенесли 9 (13,6%).Диагноз умственной отсталости был установлен в дошкольном возрасте у 4 подростков (6,1%), в периоде обучения в школе — у 40 (60,6%). При прохождении медицинского психиатрического освидетельствования при призыве в Вооруженные Силы умственная отсталость была диагностирована в 9 (13,6%) случаях и при проведении судебно-психиатрической экспертизы — в 11 (16,7%). В 2 актах СПЭ какие-либо сведения о возрасте установления диагноза подэкспертным отсутствовали. Таким образом, у большинства (80,3%) умственно отсталых подростков диагноз был установлен задолго до совершения ими криминальной агрессии.До совершения правонарушения 40 (60,6%) подростков наблюдались у психиатра, 11 из них (27,5%) проходили в периоде, предшествующем совершению криминальной агрессии, лечение в психиатрическом стационаре. Умственная отсталость с психопатоподобным синдромом была диагностирована более чем у трети подростков, ранее наблюдавшихся у психиатра, — у 42,5% (17). 26 (39,4%) человек находились вне наблюдения врачей-психиатров, причем у 13 из них диагноз умственной отсталости был установлен до настоящей судебно-психиатрической экспертизы.У всех обследованных при прохождении СПЭ диагностирована легкая умственная отсталость (по критериям МКБ-10). У подавляющего большинства подростков, признанных вменяемыми (83,3%), был установлен диагноз олигофрении в степени легкой дебильности, при этом у 21 (38,1%) из них имел место психопатоподобный синдром, в степени умеренной дебильности — у 11 (16,7%), с психопатоподобным синдромом — у 54,5%.Анализ криминологических данных о подростках с умственной отсталостью свидетельствует о склонности к противоправному поведению еще детском возрасте (25,8%), а также о наличии уголовного опыта (25,7% лиц ранее совершали правонарушения, в том числе криминальную агрессию, и были судимы).Структура криминальной агрессии подростков с умственной отсталостью, признанных вменяемыми в различные периоды социально-экономического развития России, представлена в таблице 1.Таблица 1Структура криминальной агрессии у подростков с умственной отсталостью, признанных вменяемыми в различные периодыТипология криминальной агрессии1980-19841985-19892010-2014Всегоабс.%абс.%абс.%абс.%Преступления против жизни и здоровья граждан--320721,91015,2Преступления против собственности526,3213,31031,31725,8Хулиганство947,56401237,52740,9Преступления на половой почве526,3426,739,41218,2Итого19100151003210066100Как видно по данным таблицы 1, имеется тенденция к неуклонному росту удельного веса преступлений против жизни и здоровья граждан (убийства – ст. 105 УК РФ, причинение телесных повреждений различной тяжести и побоев – ст. 111 УК РФ, истязания по УК РФ). Если в советский период этот вид криминальной агрессии среди подростков отсутствовал, то в условиях современной России он составляет почти 22%. Отмечается также некоторое увеличение доли преступлений против собственности, связанных с агрессией (разбойное нападение – ст. 162 УК РФ, грабеж – ст. 161 УК РФ), с 26,3 до 31,3%. Удельный вес хулиганских действий, совершенных подростками с умственной отсталостью, снизился на 10% по сравнению с таковым в советском периоде. В 3 раза в настоящее время снизилась доля преступлений против половой неприкосновенности и свободы (ст. 131, 132 УК РФ) среди исследуемого контингента — с 26,3 до 9,4%.Наиболее распространенным мотивом криминальной агрессии подростков с умственной отсталостью было завладение имуществом — в 25 (37,9%) случаях. Примерно с одинаковой частотой среди других мотивов встречались конфликт, вызванный поведением потерпевшего, — 16,7%, попытка изнасилования — 18,2%, а также безмотивная агрессия — 18,2%. При этом более половины случаев криминальной агрессии (51,5%) были совершены подростками с умственной отсталостью в состоянии алкогольного опьянения.Криминальная агрессия подростков с умственной отсталостью более чем в половине случаев (63,6%) была направлена против ранее незнакомых людей, в 2 раза реже (34,8%) — против своих знакомых и приятелей. При этом в 81,2% случаев криминальная агрессия была направлена на одного человека.В различных общественных местах умственно отсталые подростки, признанные вменяемыми, совершили криминальную агрессию в 50 (75,8%) случаях, а в доме потерпевшего (жертвы) — в 24,2%. Примечательно также, что большая часть преступлений совершена подростками в группе — 41 (62,1%) случай. Смерть как исход криминальной агрессии умственно отсталых подростков имела место в 6,1% случаев, причинение тяжких и менее тяжких телесных повреждений — в 15,2%, легких телесных повреждений — в 43,9%, без вреда здоровью потерпевшего — в 34,8%.Корреляционный анализ показал, что наиболее жестокие виды криминальной агрессии, повлекшие за собой смерть потерпевшего, совершали подростки с умственной отсталостью, не имеющие образования (r=0,48; p<0,05).
|
|
Список литературы
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гурьева В.А., Макушкин Е.В., Вострокнутов Н.В. и др. Криминальное агрессивное поведение подростков // Агрессия и психическое здоровье. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2010. - С. 111-142
2. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2013 году // Здравоохранение Российской Федерации. — 2014. — №5. - С. 3—19.
3. Запрягаев Г.Г. Трудновоспитуемые учащиеся вспомогательной школы // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталого ребенка: межвуз. сб. науч. тр. М., 1985.
4. Максудов Р.Р. Проведение программ восстановительного правосудия для несовершеннолетних: Методическое пособие. М.: ООО «Информполиграф», 2009. С.33—57.
5. Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процессаи криминологии / Э.Б. Мельникова. - М., 2001. - С. 11-12.
6. Определение Рязанского областного суда от 19 марта 2009 г. N 22-309/2009. СПС «Консультант Плюс»
и т.д