Определение времени по часам. Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год). Длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1 секунда). Времена года, их закономерная смена.
Учащиеся должны уметь:
· целенаправленно выполнять действия по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога;
· дорисовывать незаконченные изображения;
· группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать словом;
· составлять цветовую гамму от тёмного до светлого тона разных оттенков;
· конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур;
· определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов;
· зрительно дифференцировать 2-3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом;
· классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;
· различать запахи и вкусовые качества, называть их;
· сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивать на руке;
· действовать по звуковому сигналу; адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов;
· определять время по часам.
Календарно-тематический план курса
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
для учащегося 1 класса
(1 раз в неделю – 33 ч год)
| Название раздела, тематика занятий | Количество часов | Форма проведения | Оборудование Информационное обеспечение | Дата проведения /По плану | |
| Обследование вновь принятых детей | Групповое и индивидуальное обследование | Диагностический пакет методик | |||
| Развитие моторики, графомоторных навыков 12ч | |||||
| Упражнения на развитие меткости («Кольцеброс», дартс, «Тир») | Занятие-игра в зале | Мячи скакалки стрелки-символы | |||
| Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога) | Занятие-игра в зале | «Дорожка следов» полоса препятствий | |||
| Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога (два шага вперед — поворот направо — один шаг назад и т. д.) | Занятие-путешествие | Мячи скакалки стрелки-символы | |||
| Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением | Занятие- игра | ||||
| Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание) | Занятие- практикум | Т.Томилина «Зарядка для пальчиков».-М.:Просвещение 2007г | |||
| Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях | Традиционное | Внутренние и внешние трафареты | |||
| Рисование бордюров по образцу | Традиционное | Игры со шнурками; пособие «Гусеница» | |||
| 9-10 | Графический диктант (зрительный и на слух) | Занятие- игра | Мат-алы для аппликации | ||
| 11-12 | Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений | Практическая работа | |||
| Работа в технике объемной и рваной аппликации | Занятие- игра | ||||
| Тактильно-двигательное восприятие | |||||
| Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы) | Дидактическая игра «Чудесный мешочек» | Набор разнообразных предметов | |||
| 15-16 | Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает... (пушистое)» | Практическая работа | Набор разнообразных предметов | ||
| Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи» | Практическая работа | Пластилин | |||
| Игры с сюжетной мозаикой | Практическая работа | Наборы мозаики | |||
| Кинестетическое и кинетическое развитие | |||||
| 19-20 | Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы), вербализация собственных ощущений | Занятие-игра в зале | сенсорная тропа для ног, пособие «акробаты», | ||
| 21-22 | Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий) | Занятие-игра в зале | сенсорная тропа для ног, пособие «акробаты», | ||
| Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов | |||||
| Сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4 предмета) | Традиционное | геометрические фигуры и (шар, куб) | |||
| Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала | Традиционное | Предметные картинки | |||
| Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции | Традиционное | Предметы разнообразные по форме | |||
| 26-27 | Составление сериационных рядов по величине из 4—5 предметов | Традиционное | Предметы разнообразные по величине | ||
| Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку | Традиционное | Предметы разнообразные по длине | . | ||
| Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные | Дидактическая игра «Что бывает такого цвета» | Предметы разнообразные по толщине | |||
| Составление сериационного ряда из 4—5 кругов разной насыщенности одного цвета | Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета» | Геометрический конструктор | |||
| Дидактическая игра «Цветик-семицветик» | Работа с геометричес-ким конструктором. | Геометрический конструктор | |||
| Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов | Традиционное | Предметные картинки | |||
| Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей | Работа с геометричес-ким конструктором. | пазлы, настольный «Лего» | |||
| Итого 33 часа |