Min рез. треб-ия -часть кредитных рес-сов банков, содержащиеся по требованию Ц.б-ка на открытом в нем счете (%-ом или бес%).Монетарная пол-ка Ц.б-ка основана на изменении треб-ий к обяз. (min) резервам ком. банков.
В наст. время обяз. рез-вы вып-т след. 2 ф-ции:
1. обеспечивают постоянный уровень ликв-ти ком. банков за счет аккум-ния min рез-ва, кот не подлежит исп-нию ком. банком для кредит-ния.; 2. явл-ся инструментом Ц.б-ка для регул-ния денеж. массы в стране, а так же платеже- и ликвидноспос-ти ком банков.
Посредством измен-ия нормы резервирования ср-в Ц.б-к регул-ет масштабы актив. оп-ции ком. банков, в т.ч. объемы выдаваемых кредитов, а => возм-ти осущ-ния банками депозит. эмиссии. Если денеж. масса в обороте превосходит необх-ую, Ц.б-к проводит рестрикционную пол-ку путем увеличения нормы рез. треб-ний. При этом сниж-ся объем актив. оп-ций, а => огранич-ся расх. ден. массы в обращении.
ОТ Нормы min обяз. рез-вов зависят:
1. величина и динамика актив. оп-ций банков; 2. V и стр-ры привлеченных ресурсов 3. стоим-ть ресурсов 4. прибыльности банков…
Норматив резерв. треб-ний предст-ет собой верхнюю границу и величина по странам. Цель нормы в РБ-сдерживание инфляции. 2005г.-9%, от привлеч. Рес-сов в бел.р. ФЛ-5%
Норма обяз. рез-вов может быть диффер-на в зависимости от:
-величины активов и пассивов банков; -сроков деят-ти банков; -видов и размеров привлеченных ими депозитов; -гражд-ва (резидент, нерезидент); -региона деят-ти банка.
Ср-ва фонда обяз. рез-вов могут храниться в Ц.б-ке в 2 видах:
1. на отдельно открытых счетах; 2. на основном корресп. счете, открытом в ЦБ
В РБ обяз. рез-вы хранятся на спец. счетах, в др.странах- на корсчетах виде неснижаемого остатка. Ком. банки должны поддерживать ср-ва обяз. рез-вов в необх-мых размерах. Невозм-но определить величину, кот. может быть постоянной, т.к. размер привлеч. срв колеб-ся. Происходит непрерыв. приток и отток ср-в на депозитных счетах. В практике больш-ва стран (и в РБ) в 2003-04 исп-ся метод усредненного расчета.Опр-ся среднеарифм. величина за месяц и опр-ся сумма этого рез-ва. Т.к. сумма фактически начисленного резерва по этой схеме и сумма реально зарезервированных ср-в могут отличаться, то осущ-ся регул-ние размера этого рез-ва.Недоперечисленная сумма дополнительно вносится в этот фонд, а излишняя – возвращается ком. банку. Если ком. банки по каким-то причинам своевременно не пополняют фонд обяз. рез-вов, то НБ применяет эк. санкции в виде начисления ден. штрафов.Совершенствование системы норм обяз. резервов:-универсализация порядка резервирования; -снижение ур. рез. Требований; -введение платы за хранение этих средств
|
Обязательное резервирование (резервные требования) относится к числу инструментов привлечения ресурсов банков. Коммерческие банки в законодательном порядке должны постоянно хранить часть денежных резервов на специальных счетах в центральном банке или в ценных бумагах в качестве обеспечения своих обязательств по привлеченным средствам.
30. Кредитование ЦБ коммерческих банков. Кроме взаимного кредитования банки могут пользоваться также кредитами Национального банка Республики Беларусь. Система предоставления кредитов НБ называется рефинансированием. (на сегодняшний день – 25%) В целях регулирования ликвидности банков РБ Национальный банк осуществляет:· краткосрочное рефинансирование, ·среднесрочное рефинансирование Условия предоставления и погашения кредитов регулируются Правилами НБ РБ. Кредиты НБ предоставляются на условиях обеспеченности, срочности, возвратности и платности в соответствии с заключенным с банком генеральным кредитным договором. Обеспечением кредитов является залог ценных бумаг, включенных в Ломбардный список.
Залог должен компенсировать размер основного долга по кредиту, проценты по кредиту, а также расходы НБ (при их наличии) по обслуживанию этого кредита и реализации залога.
В Ломбардный список могут быть включены только государственные ценные бумаги и ценные бумаги НБ (за исключением векселей). При наличии достаточного обеспечения и соблюдении определенных условий, банк может получить несколько кредитов в один день. В рамках краткосрочного рефинансирования совершаются следующие операции:
1.покупка ценных бумаг на условиях РЕПО - коммерческий банк, нуждающийся в средствах, продает ценные бумаги, включенные в ломбардный список с обязательством их выкупа через определенный срок по более высокой цене. 2.покупка валюты на условиях СВОП - НБ РБ покупает валюту у коммерческого банка по курсу, действующему на дату совершения операции. Впоследствии НБ продает эту сумму валюты этому же банку по более высокому курсу. Срок такой сделки не должен быть менее 3-х дней. 3.кредиты овернайт - предоставляются НБ для обеспечения бесперебойности расчетов. Кредиты овернайт предоставляются НБ на срок, предусматривающий в качестве даты погашения кредита и уплаты процентов по нему следующий рабочий день за днем выдачи кредита (зачисления денежных средств на корреспондентский счет банка).(28.02.2016 на сайте НБ РБ – 35% - с 2015 года) Ломбардные кредиты предоставляются банкам в рамках среднесрочного рефинансирования на срок до 30 дней включительно. Ломбардные кредиты предоставляются двумя способами: 1. по заявлениям банков (ломбардный кредит предоставляется в любой рабочий день по фиксированной ломбардной процентной ставке; срок кредита определяется банком; кредит предоставляется по фиксир. процентной ставке, установленной Комитетом по операциям НБ); 2. по результатам проведенного ломбардного кредитного аукциона (в этом случае ломбардные кредиты предоставляются после проведения аукциона по процентной ставке, определяемой условиями и итогами аукциона; сумма и срок кредита определяется НБ). Для получении ломбардного кредита коммерческий банк должен открыть счет ДЕПО по учету ценных бумаг и перевести ценные бумаги со своего счета на счет НБ. При погашении кредита НБ возвращает коммерческому банку ценные бумаги таким же способом. При непогашении кредита в случае реализации ценных бумаг сумма, полученная свыше задолженности, зачисляется на корсчет банка-заемщика. Целевые кредиты предоставляются банкам в текущую и инвестиционную деятельность их клиентов. Кредиты используются на финансирование государственных программ в проведение высокоэффективных и окупаемых проектов. Кредит выдается путем открытия банку кредитной линии. Предварительно банк предоставляет ходатайство на получение кредита, в котором указываются показатели, характеризующие финансовое состояние субъекта хозяйствования, которому предоставляется кредит, содержится обоснование потребности в кредите, сроки и источники погашения, а также доля собственных средств клиента и банка, участвующих в реализации проекта. Кредит выдается под залог любого имущества банка или под гарантии Правительства. Банк, получивший кредит должен обеспечит надлежащий контроль за целевым использованием ресурсов. В противном случае кредит подлежит досрочному возврату.
|
|
31. Процентная политика ЦБ, сущность, цели, реализация. Важными и тесно взаимосвязанными элементами системы достижения целей денежно-кредитной политики Республики Беларусь являются процентная и эмиссионная политика Национального банка. Правовой основой для осуществления Национальным банком процентной и эмиссионной политики является Конституция Республики Беларусь, Банковский кодекс Республики Беларусь, основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год и другие нормативные правовые акты.
Процентная политика Нац банка представляет собой комплекс мероприятий, направленных на регулирование цены денег в экономике и является частью денежно-кредитной политики, осуществляемой в русле общеэкономической политики государства. Целью процентной политики Национального банка является поддержание всего комплекса процентных ставок в экономике на уровне, эффективно способствующем достижению приоритетов социально-экономического развития республики, включая защиту и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. Объектом процентной политики является уровень процентных ставок по различным инструментам заимствования, в совокупности представляющий собой цену денег в экономике.
В качестве основных субъектов, непосредственно осуществляющих процентную политику, выступают Национальный банк РБ, Мин фин, банки. В целом круг участников отношений, подпадающих под целенаправленное воздействие процентной политики, гораздо шире и включает так же другие органы государственного управления, юридических и физических лиц. При осуществлении процентной политики Нац банк РБ стремится обеспечивать ее соответствие следующим базовым принципам: – обеспечение доходности по срочным инструментам сбережения в белорусских рублях на уровне, как правило, превышающим уровень инфляции, то есть поддержание ставок на положительном уровне в реальном выражении; – достижение доходности по срочным инструментам сбережения в белорусских рублях, превышающей доходность от вложения средств в основные иностранные валюты с учетом темпов изменения валютных курсов и доходности по инструментам сбережения в этих валютах; – формирование ставок по кредитным операциям банков на уровне, обеспечивающим доступность этих кредитов для юридических и физических лиц. Таким образом, ставки привлечения срочных рублевых депозитов населения и организаций должны в среднесрочной перспективе устойчиво превышать уровень инфляции, обеспечивая сохранность соответствующих сбережений от обесценения. Кроме того, в целях повышения спроса на белорусские рубли и стимулирования дедолларизации экономики доходность этих инструментов поддерживается на уровне, превышающем доходность традиционных альтернативных способов создания сбережений для населения, таких как хранение средств в иностранной валюте вне банков, размещение их в депозиты в долларах США и другие.
Основными инструментами, при помощи которых Национальный банк реализует свою процентную политику, являются установление ставки рефинансирования Национального банка и проведение операций по регулированию уровня банковской ликвидности.
Данные инструменты оказывают прямое влияние на уровень процентных ставок на рынке межбанковского кредитования, а через их, уже косвенно, на все прочие ставки денежного рынка, включая ставки по кредитам и депозитами населения и предприятий. В то же время, в соответствии со статьей 31 Банковского кодекса Республики Беларусь Национальный банк для укрепления белорусского рубля, регулирования и стабилизации денежного рынка и рынка кредитных ресурсов вправе напрямую устанавливать в исключительных случаях предельные (максимальные и (или) минимальные) размеры процентных ставок по операциям банков с денежными средствами физических и (или) юридических лиц.