Обязательное резервирование как инструмент денежно-кредитной политики. Порядок расчета резервов.




Min рез. треб-ия -часть кредитных рес-сов банков, содержащиеся по требованию Ц.б-ка на открытом в нем счете (%-ом или бес%).Монетарная пол-ка Ц.б-ка основана на изменении треб-ий к обяз. (min) резервам ком. банков.

В наст. время обяз. рез-вы вып-т след. 2 ф-ции:

1. обеспечивают постоянный уровень ликв-ти ком. банков за счет аккум-ния min рез-ва, кот не подлежит исп-нию ком. банком для кредит-ния.; 2. явл-ся инструментом Ц.б-ка для регул-ния денеж. массы в стране, а так же платеже- и ликвидноспос-ти ком банков.

Посредством измен-ия нормы резервирования ср-в Ц.б-к регул-ет масштабы актив. оп-ции ком. банков, в т.ч. объемы выдаваемых кредитов, а => возм-ти осущ-ния банками депозит. эмиссии. Если денеж. масса в обороте превосходит необх-ую, Ц.б-к проводит рестрикционную пол-ку путем увеличения нормы рез. треб-ний. При этом сниж-ся объем актив. оп-ций, а => огранич-ся расх. ден. массы в обращении.

ОТ Нормы min обяз. рез-вов зависят:

1. величина и динамика актив. оп-ций банков; 2. V и стр-ры привлеченных ресурсов 3. стоим-ть ресурсов 4. прибыльности банков…

Норматив резерв. треб-ний предст-ет собой верхнюю границу и величина по странам. Цель нормы в РБ-сдерживание инфляции. 2005г.-9%, от привлеч. Рес-сов в бел.р. ФЛ-5%

Норма обяз. рез-вов может быть диффер-на в зависимости от:

-величины активов и пассивов банков; -сроков деят-ти банков; -видов и размеров привлеченных ими депозитов; -гражд-ва (резидент, нерезидент); -региона деят-ти банка.

Ср-ва фонда обяз. рез-вов могут храниться в Ц.б-ке в 2 видах:

1. на отдельно открытых счетах; 2. на основном корресп. счете, открытом в ЦБ

В РБ обяз. рез-вы хранятся на спец. счетах, в др.странах- на корсчетах виде неснижаемого остатка. Ком. банки должны поддерживать ср-ва обяз. рез-вов в необх-мых размерах. Невозм-но определить величину, кот. может быть постоянной, т.к. размер привлеч. срв колеб-ся. Происходит непрерыв. приток и отток ср-в на депозитных счетах. В практике больш-ва стран (и в РБ) в 2003-04 исп-ся метод усредненного расчета.Опр-ся среднеарифм. величина за месяц и опр-ся сумма этого рез-ва. Т.к. сумма фактически начисленного резерва по этой схеме и сумма реально зарезервированных ср-в могут отличаться, то осущ-ся регул-ние размера этого рез-ва.Недоперечисленная сумма дополнительно вносится в этот фонд, а излишняя – возвращается ком. банку. Если ком. банки по каким-то причинам своевременно не пополняют фонд обяз. рез-вов, то НБ применяет эк. санкции в виде начисления ден. штрафов.Совершенствование системы норм обяз. резервов:-универсализация порядка резервирования; -снижение ур. рез. Требований; -введение платы за хранение этих средств

Обязательное резервирование (резервные требования) относится к числу инструментов привлечения ресурсов банков. Коммерческие банки в законодательном порядке должны постоянно хранить часть денежных резервов на специальных счетах в центральном банке или в ценных бумагах в качестве обеспечения своих обязательств по привлеченным средствам.

30. Кредитование ЦБ коммерческих банков. Кроме взаимного кредитования банки могут пользовать­ся также кредитами Национального банка Республики Беларусь. Система предоставления кредитов НБ называется рефинансированием. (на сегодняшний день – 25%) В целях регулирования ликвидности банков РБ Национальный банк осуществляет:· краткосрочное рефинансирование, ·среднесрочное рефинансирование Условия предоставления и погашения кредитов регули­руются Правилами НБ РБ. Кредиты НБ предоставляются на условиях обеспе­ченности, срочности, возвратности и платности в соответст­вии с заключенным с банком генеральным кредитным дого­вором. Обеспечением кредитов является залог ценных бу­маг, включенных в Ломбардный список.
Залог должен компенсировать раз­мер основного долга по кредиту, проценты по кредиту, а также расходы НБ (при их наличии) по обслуживанию этого кредита и реализации залога.
В Лом­бардный список могут быть включены только государствен­ные ценные бумаги и ценные бумаги НБ (за исключением векселей). При наличии достаточного обеспечения и соблюдении определенных условий, банк может получить несколько кредитов в один день. В рамках краткосрочного рефинансирования совершаются следующие операции:
1.покупка ценных бумаг на условиях РЕПО - коммерческий банк, нуждающийся в средствах, продает ценные бумаги, включенные в ломбардный список с обязательством их выкупа через определенный срок по более высокой цене. 2.покупка валюты на условиях СВОП - НБ РБ покупает валюту у коммерческого банка по курсу, действующему на дату совершения операции. Впоследствии НБ продает эту сумму валюты этому же банку по более высокому курсу. Срок такой сделки не должен быть менее 3-х дней. 3.кредиты овернайт - предоставляются НБ для обеспечения бесперебойности расчетов. Кредиты овернайт предоставляются НБ на срок, предусматривающий в качестве даты погаше­ния кредита и уплаты процентов по нему следующий рабо­чий день за днем выдачи кредита (зачисления денежных средств на корреспондентский счет банка).(28.02.2016 на сайте НБ РБ – 35% - с 2015 года) Ломбардные кредиты предоставляются банкам в рамках среднесрочного рефинансирования на срок до 30 дней включительно. Ломбардные кредиты предоставля­ются двумя способами: 1. по заявлениям банков (ломбардный кредит предоставляется в любой рабочий день по фиксированной ломбардной процентной ставке; срок кредита определяется банком; кредит предоставляется по фиксир. процентной ставке, установленной Комитетом по операциям НБ); 2. по результатам проведенного ломбардного кредитного аукциона (в этом случае ломбардные кредиты предостав­ляются после проведения аукциона по процентной ставке, определяемой условиями и итогами аукциона; сумма и срок кредита определяется НБ). Для получении ломбардного кредита коммерческий банк должен открыть счет ДЕПО по учету ценных бумаг и перевести ценные бумаги со своего счета на счет НБ. При погашении кредита НБ возвращает коммерческому банку ценные бумаги таким же способом. При непогашении кредита в случае реализации ценных бумаг сумма, полученная свыше задолженности, зачисляется на корсчет банка-заемщика. Целевые кредиты предоставляются банкам в текущую и инвестиционную деятельность их клиентов. Кредиты используются на финансирование государственных программ в проведение высокоэффективных и окупаемых проектов. Кредит выдается путем открытия банку кредитной линии. Предварительно банк предоставляет ходатайство на получение кредита, в котором указываются показатели, характеризующие финансовое состояние субъекта хозяйствования, которому предоставляется кредит, содержится обоснование потребности в кредите, сроки и источники погашения, а также доля собственных средств клиента и банка, участвующих в реализации проекта. Кредит выдается под залог любого имущества банка или под гарантии Правительства. Банк, получивший кредит должен обеспечит надлежащий контроль за целевым использованием ресурсов. В противном случае кредит подлежит досрочному возврату.

31. Процентная политика ЦБ, сущность, цели, реализация. Важными и тесно взаимосвязанными элементами системы достижения целей денежно-кредитной политики Республики Беларусь являются процентная и эмиссионная политика Национального банка. Правовой основой для осуществления Национальным банком процентной и эмиссионной политики является Конституция Республики Беларусь, Банковский кодекс Республики Беларусь, основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год и другие нормативные правовые акты.

Процентная политика Нац банка представляет собой комплекс мероприятий, направленных на регулирование цены денег в экономике и является частью денежно-кредитной политики, осуществляемой в русле общеэкономической политики государства. Целью процентной политики Национального банка является поддержание всего комплекса процентных ставок в экономике на уровне, эффективно способствующем достижению приоритетов социально-экономического развития республики, включая защиту и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. Объектом процентной политики является уровень процентных ставок по различным инструментам заимствования, в совокупности представляющий собой цену денег в экономике.

В качестве основных субъектов, непосредственно осуществляющих процентную политику, выступают Национальный банк РБ, Мин фин, банки. В целом круг участников отношений, подпадающих под целенаправленное воздействие процентной политики, гораздо шире и включает так же другие органы государственного управления, юридических и физических лиц. При осуществлении процентной политики Нац банк РБ стремится обеспечивать ее соответствие следующим базовым принципам: – обеспечение доходности по срочным инструментам сбережения в белорусских рублях на уровне, как правило, превышающим уровень инфляции, то есть поддержание ставок на положительном уровне в реальном выражении; – достижение доходности по срочным инструментам сбережения в белорусских рублях, превышающей доходность от вложения средств в основные иностранные валюты с учетом темпов изменения валютных курсов и доходности по инструментам сбережения в этих валютах; – формирование ставок по кредитным операциям банков на уровне, обеспечивающим доступность этих кредитов для юридических и физических лиц. Таким образом, ставки привлечения срочных рублевых депозитов населения и организаций должны в среднесрочной перспективе устойчиво превышать уровень инфляции, обеспечивая сохранность соответствующих сбережений от обесценения. Кроме того, в целях повышения спроса на белорусские рубли и стимулирования дедолларизации экономики доходность этих инструментов поддерживается на уровне, превышающем доходность традиционных альтернативных способов создания сбережений для населения, таких как хранение средств в иностранной валюте вне банков, размещение их в депозиты в долларах США и другие.

Основными инструментами, при помощи которых Национальный банк реализует свою процентную политику, являются установление ставки рефинансирования Национального банка и проведение операций по регулированию уровня банковской ликвидности.

Данные инструменты оказывают прямое влияние на уровень процентных ставок на рынке межбанковского кредитования, а через их, уже косвенно, на все прочие ставки денежного рынка, включая ставки по кредитам и депозитами населения и предприятий. В то же время, в соответствии со статьей 31 Банковского кодекса Республики Беларусь Национальный банк для укрепления белорусского рубля, регулирования и стабилизации денежного рынка и рынка кредитных ресурсов вправе напрямую устанавливать в исключительных случаях предельные (максимальные и (или) минимальные) размеры процентных ставок по операциям банков с денежными средствами физических и (или) юридических лиц.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: