Консультация для воспитателей
«Музыка в режимных моментах
И в образовательной деятельности дошкольников»
По мнению известного психолога Б. М. Теплова, музыка – это зеркало души человеческой, эмоциональное познание, модель человеческих эмоций. Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребенок – сама эмоция, и потому значение его встречи с музыкой трудно переоценить.
К сожалению, музыкальная деятельность в детском саду чаще ограничивается традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями.
Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта ее восприятия происходит благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.
Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях ДОУ и помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:
· создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей;
· развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;
· активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
· переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;
· психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток;
· создание интереса к музыкальной культуре.
Педагог-воспитатель оказывает помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара: разучивает слова песен, хороводов, показывает образцы точного выполнения движений; принимает активное участие в подготовке и проведении праздников, музыкальных развлечений, готовит тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам; помогает в оформлении зала и изготовлении атрибутов для праздников. Использует имеющие у детей музыкальные умения и навыки в других образовательных областях, а также в режимных моментах.
В каких режимных моментах, по вашему мнению, может звучать музыка?
-Утренняя гимнастика
-НОД
-Подготовка ко сну (засыпание)
-Пробуждение (подъем)
-Закрепление песен, хороводов
-Музицирование в свободной деятельности
-Релаксация
-Повторение песен и хороводов
В отличие от музыкальных занятий, использование музыки в группе организует воспитатель. Но следует помнить о том, что неправильно подобранная музыка может оказывать отрицательное влияние и на самочувствие, и на деятельность ребенка. Поэтому воспитатель при выборе музыкального материала должен непосредственно консультироваться у музыкального руководителя.
В связи с этим были разработаны рекомендации для воспитателей по использованию музыки в режимных моментах, а также в непосредственной образовательной деятельности.
Рекомендации по использованию музыки в режимных моментах
и в образовательной деятельности дошкольников
1. Утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом.
2. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.
3. Пробуждению детей после дневного сна поможет: тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.
4. Музыка должна быть фоновой, т. е. музыка, звучащая "вторым планом", без установки на осознанное восприятие, на занятиях и в свободной деятельности. Степень звучания «не громко». Музыка не должна давить (на уши) и вызывать дискомфорт.
5. Задания, требующие особого внимания, лучше выполнять без музыкального сопровождения. Это разучивание нового материала, сложные упражнения. Даже знакомые мелодии в этот момент могут отвлекать внимание, замедлять время реагирования, снижать качество работы;
6. В детском саду музыка может звучать в течение всего дня. Но это не значит, что она должна звучать непрерывно. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.
7. Музыкальные произведения следует чередовать каждые 2–3 недели, возвращаясь к одним и тем же мелодиям через 2–3 месяца;
8. Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей и должна определяться самим воспитателем;
9. Классические произведения, в оригинальном исполнении, лучше использовать в старшем возрасте. А для младшего и среднего возраста лучше подойдет стилизованная музыка, т. е. музыка, где аранжировка сделана специально для малышей, например, СD «Моцарт для малышей».
Руководствуясь данными рекомендациями было составлено расписание звучания музыки в режимных моментах, а также подобран перечень музыкальных произведений фоновой музыки. Он является примерным и может варьироваться воспитателем с учетом его музыкального вкуса.