Банковский надзор, практика применения в Республике Беларусь.




В РБ сложилась сис-ма банковского надзора (СБН), в целом соответ. мировым стандартам. СБН включает: 1. регистрацию и лиценз. банков и небанковских кредитно-финансовых орг-ций; 2. осущ-ие дистанционного над-зора на основании отчетности; 3. надзора на местах в виде инспекционных проверок; 4. применение соответствующих мер надзорного реагирования к банкам в случае нарушения ими банковского законодательства, ухудшения их фин. состояния, реорганизации и ликвидации банков; 5. также системный анализ рисков банк.сектора. Орган БН – НБРБ. Цель БН - поддержание стабильности банк.системы и защита интересов вкладчиков и иных кредиторов. Стратегическая задача БН - недопущение сист-ных банк.кризисов. Основной законодательный акт, регулирующий банк. Дея-тельность в РБ–банковский кодекс РБ (определяет полномочия НБРБ в сфере БН). БН в РБ осущ. путем установления пруденциальных требований и надзорных процедур к банк.деятельности, основанных на общепризнанных междунар. стандартах БН, разраб-ых Базельским комитетом (БК) по БН и осуществления контроля со стороны НБРБ за их выполнением путем проведения дистанционного надзора и инспектирования банков. Система пруденциальных требований вкл. в себя след. требования: 1.достаточности капитала для покрытия основных рисков банковской деят-ти;2.управления ликвидностью банка и ограничения риска ликвидности;3.ограничения концентрации рисков;4.создания спец. резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе;5.наличия систем корп. управления, управления рисками и внутр. контроля;6.раскрытия банками инф-ции для участников рынка.Основные ориентиры и направления развития БН на среднесрочную перспективу определены в Программе развития банковского сектора экономики РБ (5-ти летний период). Ориентиры развития БН на краткосрочную перспективу находят свое отражение в ежегодных Основных направлениях денежно-кредитной политики РБ.Ежегодно издается Отчет о развитии банк. системы и БН.Полученная в порядке БН инф-ция не подлежит разглашению, за искл. случаев, предусмотренных закон. актами РБ.НБРБ в целях выявления ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и кредиторов, осущ. анализ деятельности банков. В случае выявления таких ситуаций НБРБ вправе применить меры воздействия, предусмотренные Банковским кодексом.НБРБ также является членом Группы банковских надзорщиков стран Центральной и Восточной Европы (BSCEE).В соответствии с рекомендациями БК по БН НБРБ проводит активную работу по закл. двусторонних согл. с органами БН др. гос-в. Соглашения ориентированы на обмен инф-цией в таких сферах, как создание и лиценз. деят-ти трансграничных учреждений, надзор за текущей деятельностью трансгран. учреждений, проведение проверок, принятие решения о выдаче разрешения на приобретение акций кредитной орг-ции в целях эффективного выполнения функций орг-ми БН и стабильного функц. банковских систем. В настоящее время НБРБ подписано 17 двусторонних согл. в области трансграничного БН.

 

56. Золотовалютные резервы представляют собой высоколиквидные финансовые активы органов денежно-кредитного регулирования и, как правило, складываются из монетарного золота, СДР, резервной позиции в МВФ, активов в иностранной валюте и других резервных активов. Золотовалютные резервы играют важную роль в обеспечении устойчивого социально-экономического положения государства, составляют основу его международной ликвидности, могут служить источником погашения внешнего долга, а в критических ситуациях – источником покрытия дефицита торгового или платежного баланса.

Увеличение объема золотовалютных резервов является приоритетной задачей государственной политики в сфере обеспечения устойчивого финансового положения государства. В то же время, для проведения комплексной и эффективной программы действий по обеспечению стабильного роста золотовалютных резервов необходимо, в первую очередь, определить тот оптимальный объем международных резервов, который необходим Республике Беларусь при сложившихся экономических и политических обстоятельствах. Таким образом, вопрос о реальной потребности Республики Беларусь в золотовалютных резервах приобретает особую актуальность.

Основными критериями, в соответствии с которыми осуществляется оценка достаточности резервов государства, являются: критерий валютного правления (сравнивается объем золотовалютных резервов с объемом денежной базы), критерий МВФ (объем золотовалютных резервов сравнивается с объемом трех- или шестимесячного импорта), «Правило Гидотти» (производится сравнение объема золотовалютных резервов с объемом годовых выплат по внешнему долгу), критерий Редди (сравнивается объем золотовалютных резервов с объемом трехмесячного импорта и годовых выплат по валовому внешнему долгу). Идеальным для Беларуси можно считать уровень золотовалютных резервов, удовлетворяющий критерию Редди – 29,3 млрд. долл. США. Учитывая факт открытости белорусской экономики, достигнутый объем международных резервов на сегодняшний день, направления их использования и возможные источники пополнения, оптимальным для страны является объем золотовалютных резервов, удовлетворяющий критерию МВФ, – 9,4 млрд. долл. США. Таким образом, Республике Беларусь необходимо наращивать объем золотовалютных резервов. В свою очередь, это может быть обеспечено за счет привлечения иностранных инвестиций, кредитных ресурсов и увеличения объемов экспорта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: