Особенности канадской модели социального государства




В силу различных экономических, социальных и политических факторов в Канаде во второй половине ХХ века сложилась своеобразная модель социального государства.

В течение трех послевоенных десятилетий в Канаде были введены и, несмотря на последующие преобразования, в основном сохранились некоторые крупные общенациональные программы, не имеющие аналогов например в США. Речь идет о так называемых универсальных программах – охватывающих либо все население, либо большие социально-демографические группы. Главная такая программ - система всеобщего медицинского страхования, гарантирующая всем жителям Канады бесплатный доступ к широкому спектру медицинских услуг, включая лечение в больничных стационарах. Наличие подобной системы значительно сглаживает последствия неравенства в рыночных доходах и является важным элементом обеспечения социальной стабильности. С экономической точки зрения, социализация расходов на здравоохранение выгодна канадским предпринимателям, поскольку избавляет их от обязательных затрат на частное медицинское страхование (большие компании обычно оплачивают своим работникам некоторые дополнительные услуги по собственному усмотрению).

Однако, с 1998 г., после того, как федеральное правительство избавилось от хронических бюджетных дефицитов и стало получать профициты, размер налоговых льгот семьям неоднократно увеличивался. Для семей с низкими доходами были введены дополнительные денежные пособия, причем наибольшие по величине выплаты получают родители, которые работают или проходят профессиональное обучение. К 2003 г. доля семей, получающих поддержку в виде скидок с налога и (или) пособий повысилась до 95%. Таким образом, с одной стороны, данная программа вновь стала «почти универсальной» по охвату семей с детьми. С другой стороны, в нее были встроены элементы адресности и стимулирования экономической активности малообеспеченных граждан.

Как отмечалось выше, с 1951 г. всем престарелым канадцам (65 лет и старше) стали выплачиваться одинаковые по размеру пенсии по возрасту. С 1967 г. величина выплат была дифференцирована за счет так называемых гарантированных надбавок малообеспеченным индивидуумам и семейным парам, а с 1989 г. основная сумма пенсий включается в налогооблагаемый доход. При этом возможность получать пенсии по возрасту утратили только 2% пожилых граждан (из числа наиболее состоятельных), тогда как 95% канадцев старшего возраста продолжают получать выплаты в полном размере, в том числе 40% предоставляются гарантированные надбавки [17].

Таким образом, в Канаде несколько крупнейших социальных программ охватывают самые широкие слои населения разных возрастов и уровней доходов. По образному выражению одного из ведущих канадских экономистов – К. Бэнтинга, «социальная забота государства сопровождает канадских граждан на протяжении всего их жизненного цикла – от рождения до смерти»[18].

Социальная политика. В Канаде главную роль играют государственные и/или финансируемые преимущественно за государственный счет общественные учреждения некоммерческого характера.

Налоговая система в Канаде построена по принципу прогрессивного налогообложения доходов населения – т. е. к более высоким доходам применяются более высокие ставки. Однако в Канаде «социальная ориентированность» такой системы выражена гораздо сильнее, и после осуществленных в США в последние годы реформ различия углубились. В Канаде ставки, применяемые к доходам состоятельных слоев населения, выше, а режим налогообложения малообеспеченных граждан более льготный, чем в соседней стране. В ходе масштабной реформы, проведенной в Канаде в 2001–2004 гг., снижение налоговой нагрузки на население коснулось примерно в равной степени всех доходных групп, а значительная дифференциация уровня налоговых изъятий сохранилась. Почти 60% общей суммы прямых налогов на доходы физических лиц изымается из доходов 10% канадцев, относящихся к числу наиболее состоятельных граждан. И, напротив, от 60% граждан, получающих низкие и средние доходы, поступает немногим более 10% прямых налогов.

 

В свою очередь социальное государство оказывает сильное обратное влияние на развитие федерации, на взаимоотношения между центром и регионами и между отдельными провинциями, на полномочия федерального правительства и политические процессы в стране. В условиях быстро растущих и ставших преобладающими хозяйственных связей между канадскими провинциями и штатами США общенациональные социальные программы играют ключевую роль в поддержании экономического и политического единства Канады.

В целом налоговые льготы социального назначения в США используются гораздо шире, чем в других странах с развитой рыночной экономикой (см. табл. 2). По расчетам ОЭСР, в 2001 г. они составляли в США свыше 2% ВВП[24]. Активно применяются налоговые инструменты социальной политики и в Германии (1,6% ВВП), а также во Франции и Японии (по 1,1%). Канада в этом плане в 2001 г. отставала от лидеров, но все же по уровню использования целевых налоговых льгот намного превосходила средние показатели по ОЭСР – 0,8% ВВП в Канаде по сравнению с 0,2% в среднем по странам ОЭСР. Следует отметить, что в 2001–2006 гг. применение НЛСН в Канаде заметно активизировалось. По оценкам канадских экономистов, к 2005 г. объемы используемых в этих целях бюджетных ресурсов увеличились до уровня 32% от прямых расходов на социальное обеспечение[25].

Картина распределения государственных ассигнований между основными социальными программами весьма неоднозначна. По затратам на одни программы Канада занимает некие средние позиции, а по другим, либо примыкает к группе лидеров, либо, напротив, имеет низкие показатели. Это связано, как с особенностями канадской модели социального регулирования, так и с особенностями социально-демографической структуры населения.

США и Канада находятся в группе мировых лидеров по уровню государственных затрат на образование. Если же учитывать долю в ВВП совокупных – государственных и частных – расходов на данные цели, то обе страны занимают передовые позиции в «группе семи», несколько уступая таким странам, как Швеция, Финляндия и Республика Корея. Расходы на образование составляют в последние несколько лет в США и Канаде порядка 7% ВВП и более. Вместе с тем обе страны привлекают большое число высокообразованных иммигрантов. В целом, по данным ОЭСР, по уровню образования населения в трудоспособном возрасте Канада входит в тройку лидеров наряду с США и Японией.

США имеют самую дорогостоящую в мире систему здравоохранения – на эти цели в середине 2000-х годов затрачивалось свыше 15% национального ВВП, причем немногим более 6% приходилось на прямые государственные ассигнования. Канада же, где государство расходует на здравоохранение около 7% ВВП (а всего затрачивается порядка 11%), уступает по уровню государственной поддержки медицины только таким странам, как Германия, Швеция, Норвегия и Франция.

В то же время по прочим направлениям социальной политики, связанным с различными видами социального вспомоществования, а также с регулированием рынка труда, США и Канада расходуют относительно меньшую долю средств (в пропорции к ВВП), чем другие развитые страны.

В США, Канаде и Австралии государство выделяет более низкую долю ассигнований, чем европейские страны, на государственные пенсии престарелым гражданам. По данным ОЭСР, в 2001 г. в США и Канаде на пенсии по возрасту расходовалось, соответственно, 6,1% и 5,3% национального ВВП, а в западноевропейских странах – 10-11% и более. Следует учитывать, что здесь играет роль не только несколько более низкий уровень возмещения предпенсионных заработков. Важен и демографический фактор: США, Канада и Австралия – это страны, более «молодые» по возрастной структуре населения.

США и Япония выделяются среди развитых стран низкой долей государственных затрат на денежные пособия гражданам трудоспособного возраста. В США на эти цели в 2001 г. расходовалось 1,8% ВВП, в Японии – 1,5%. В Канаде на такого рода денежные пособия приходилось 2,8% ВВП, тогда как средний показатель по ОЭСР составлял 4,8%.

Вместе с тем, Канада отличается довольно высоким уровнем ассигнований на социальные услуги, осуществляемые в рамках программ вспомоществования малообеспеченным гражданам и семьям с детьми (в таблице 3 – графа «прочие социальные услуги»). Абсолютный лидер в этом плане – Швеция, где на финансирование таких услуг приходится 6,6% ВВП. За лидером следовали Канада (2,7%) и Германия (2,6%), тогда как средний показатель по ОЭСР составлял 1,9%.

Наконец, Канада и США заметно отличаются от других стран с развитой рыночной экономикой в области регулирования рынка труда. Сравнительные исследования по данной проблематике показывают, что рынки труда в Канаде и США являются наиболее «либерализованными» и «дерегулированными». Иными словами, вмешательство государства в процессы найма, увольнения, переобучения, а также в сферу трудовых отношений в частнопредпринимательском секторе в странах Северной Америки осуществляется гораздо менее активно, чем в европейских странах. По данным ОЭСР, доля затрат на соответствующие программы составляли в США и Канаде в 2001 г. порядка 0,5% ВВП, тогда как в большинстве стран Западной и Северной Европы аналогичный показатель был на уровне около 2-3% и более.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: