Рецензент
Л.Ф. Белякова - зав. секцией русского языка для студентов основных факультетов ВолгГТУ, к. филол. наук, доцент
Составители: Фомина Т.К., Кудрявцева И.И., Ковенева С.Б.,
Утверждено на заседании цикловой методической комиссии предметов гуманитарного цикла «21 » сентября 2018 г.
Методические указания по самостоятельной работе для студентов медицинского колледжа. Дисциплина «Русский язык и культура речи»/ Т.К. Фомина [и др.] – Волгоград: Издательство ВолГМУ, 2018. – 32 с.
Пособие предназначается для студентов колледжа. Цель пособия – учебно-методическое обеспечение процесса изучения русского языка и культуры речи. Содержание пособия соответствует требованиям ФГОС+, целям и задачам изучения дисциплины «Русский язык и культура речи».
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
(ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России)
Кафедра русского языка и
социально-культурной адаптации
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по самостоятельной работе для студентов медицинского колледжа ВолгГМУ
Дисциплина «Русский язык и культура речи»
2018 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка …………………………………………. 5 стр.
Тема 1. Научный стиль ………………………………………….. 6 стр.
Тема 2. Официально-деловой стиль ……………………………. 9 стр.
Тема 3. Орфоэпические нормы………………………………….. 12 стр.
Тема 4. Лексические нормы……………………………………. 16 стр.
Тема 5. Морфологические нормы. ……………………………. 20 стр.
Тема 6. Синтаксические нормы………………………………... 24 стр.
|
Тема 7. Словари – источники знаний…………………………… 28 стр.
Рекомендуемая литература ……………………………………… 31 стр.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В процессе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» студенты должны обладать уровнем практического владения современным русским литературным языком специалистов нефилологического профиля.
Задачи самостоятельной работы:
· сформировать и развить навыки выполнения самостоятельной работы;
· совершенствовать орфографическую, пунктуационную и стилистическую грамотность;
· сделать речь грамотной, яркой и выразительной;
· пользоваться словарями русского языка разных типов;
· формировать и развивать необходимые знания о языке.
В процессе внеаудиторной самостоятельной работы студенты развивают умения и навыки владения нормами русского литературного языка.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется в объёме 10 часов для студентов по специальности «Стоматология ортопедическая», 10 часов – «Стоматология профилактическая», 18 часов – «Фармация».
Форма выполнения: выполнение заданий в форме тестов.
Тестовые задания можно найти на сайте кафедры русского языка и социально-культурной адаптации.
Критерии оценки работ:
«отлично» – при выполнении тестовых заданий нет ошибок;
«отлично с недочёт.» – допускается одна ошибка при выполнении тестовых заданий;
«хорошо» - допускается две ошибки при выполнении тестовых заданий;
«хорошо с недочёт.» – допускается три ошибки при выполнении тестовых заданий;
«удовлетворительно» – допускается 4 ошибки при выполнении тестовых заданий;
|
«удовлетворительно с недочёт.» – допускается 5 ошибок при выполнении тестовых заданий;
«неудовлетворительно» – в работе допущено 6 и более ошибок.
Методические рекомендации по выполнению
Тестовых заданий
Тема «Научный стиль»
Научный стиль характерен для научной литературы: статей, учебников, монографий, рецензий, курсовых и дипломных работ, тезисов, лекций (в письменной форме), сообщений (в устной форме). Этот стиль требует точности, логичности, объективности. Для научного стиля характерно: наличие терминов, использование слов с абстрактным значением, отсутствие разговорных эмоционально-экспрессивных слов.
Кроме того, для данного стиля характерно использование единственного числа в значении множественного, частое употребление причастий и деепричастий, использование сложных предлогов и союзов.
Научные тексты состоят из доказательств, суждений, выводов, обобщений, анализа явлений. Дня них характерно наличие прямого порядка слов, преобладание сложных предложений, широкое использование вводных слов и выражений.
При выполнении заданий по данной теме необходимо использовать лекционный материал и материал практического занятия. Кроме того, рекомендуется следующая литература:
Орлова Е. В. Русский язык и культура речи для медицинских вузов [Текст]: учеб. пособие для студентов мед. вузов / Орлова Е. В. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 462, [1] с.: ил.
Введенская Л. А. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. пособие для студентов сред. проф. образования / Введенская Л. А., Черкасова М. Н. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2017. - 380, [2] с.. - Среднее профессиональное образование.
|
Выполните тестовые задания
1. К научному стилю речи не относится:
а) реферат;
б) конспект;
в) рассказ;
г) аннотация.
2. Использование широко известных терминов предполагает подстиль научного стиля:
а) научно-популярного;
б) собственно научного;
в) учебно-научного;
г) научно-делового.
3. К числу жанров устной научной речи не относится:
а) доклад;
б) лекция;
в) научная дискуссия;
г) тезисы.
4. Является кратким, обобщенным описанием текста жанр:
а) реферат;
б) аннотация;
б) конспект;
г) тезисы.
5. К научному стилю речи относится:
а) объявление;
б) ода;
в) постановление;
г) учебный диалог.
6. К научному стилю речи относится:
а) приказ;
б) рассказ;
в) резолюция;
г) доклад.
7. Укажите специфические черты научного стиля речи:
а) логичность, абстрактность;
б) образность, эмоциональность;
в) призывность, экспрессивность;
г) точность, стандартизированность.
8. Чтение текста, выделение микротем и ключевых слов, сжатие и озаглавливание смысловых частей включает вид переработки текста:
а) конспект;
б) план;
в) тезисы;
г) аннотация.
9. Определите стиль текста.
Громадная мощность импульсных лазеров позволяет производить лазерную локацию Луны. Это позволяет определять фундаментальные параметры системы «Земля-Луна» и на этой основе решать многие проблемы геодинамики, геодезии, астрономии. (Акад. Н. Басов.)
а) публицистический;
б) официально-деловой;
в) научный;
г) художественный.
10. Определите стиль текста.
К этой группе млекопитающих нашей фауны относятся ежи, кроты, землеройки. Все они обладают довольно ограниченными умственными способностями, так что вряд ли подходят в качестве комнатных «друзей» зоолюбителя, но как объекты наблюдений и изучения могут представлять интерес. (В. Гусев.)
а) публицистический;
б) художественный;
в) научно-популярный;
г) разговорный.
11. Определите стиль текста.
Наверное, многие из нас слышали малопонятный термин, который отчасти упоминается в связи с именем знаменитого Эйнштейна: теория единого поля. Разработать эту теорию – то есть доказать математически, что нет отдельно магнитного поля, электрического и даже биополя, а все это – проявления единого энергетического поля Вселенной, было любимой и неосуществленной мечтой Эйнштейна. Такова официальная точка зрения, прочно утвердившаяся в истории науки: мечтал, но не успел… Но есть и другие. (М. Ветрова.)
а) научный;
б) научно-художественный;
в) научно-публицистический;
г) научно-популярный.
12. К числу жанров письменной научной речи не относится:
а) монография;
б) заявление;
в) диссертация;
г) словарь.
13. К числу жанров письменной научной речи не относится:
а) интервью;
б) учебник;
в) тезисы;
г) аннотация.