Протекционизмборется со структурной безработицей, вызванной импортом более дешевой и эффективной продукции.




Политика экономического протекционизма: плюсы и минусы

Протекционизм - естественная реакция многих стран на экономический кризис. Государства стремятся сохранить рабочие места, защитить внутренний рынок от иностранной конкуренции через систему определенных ограничений. Такая политика, с одной стороны, оказывает содействие развитию национального производства и защиты отечественного производителя, а с другой – может привести к застойным явлениям в экономике, усилению монополизма и снижению конкурентоспособности национальных товаров.

Преимущества политики протекционизма:

1) Протекционизм защищает молодые отрасли хозяйства страны. Новые отрасли, зарождающиеся в одних странах, но уже развитые в других, без защиты, могут погибнуть, не развившись, в условиях конкуренции с иностранной продукцией. На стадии становления отрасли ее продукция часто не в состоянии конкурировать с продукцией из-за рубежа, в виду того, что ее цена выше, чем у товаров-конкурентов, а качество ниже. В данном случае внутренние потребители будут приобретать товар по более высоким ценам, но с надеждой на снижение их в перспективе.

Таможенные платежи являются важным источником дохода бюджета государства

Протекционизмборется со структурной безработицей, вызванной импортом более дешевой и эффективной продукции.

4) Протекционизм обеспечивает национальную и экономическую безопасность. Многие экономисты и политики считают, что самообеспечение (или ограничение импорта) необходимо в целях национальной и эк-ой безопасности. В соответствии с этим относительно неэффективные внутренние отрасли, производящие военно-стратегические материалы и продукцию, следует изолировать от иностранной конкуренции. Неизбежным следствием подобного протекционизма будет рост цен для внутренних потребителей.

Недостатки политики протекционизма:

1) Протекционизм создает благоприятные условия для возникновения и поддержки внутренних монополий в торговле, промышленности, финансовой сфере, что связано с ограничением конкуренции.

2) Протекционизм замедляет экономический рост. Тарифы ведут к сокращению объема международной торговли, в целом отрицательно воздействуя на мировую экономику и на уровень благосостояния страны. Защита отечественных производителей может привести к самоизоляции страны, консервации отсталых затратных производств. Протекционизм сводит на нет формирование и плоды специализации страны. При свободной торговле каждая страна имеет возможность выделять и развивать свои наименее затратные и наиболее конкурентоспособные отрасли, наиболее полно реализуя свои различные выгоды (например, географическое положение). Протекционизм препятствует этому, т.к. приходится перераспределять ресурсы между более и менее эффективными производствами, чтобы удовлетворять разнообразные потребности внутреннего рынка.

3) Протекционизм, в частности одностороннее введение тарифов, нередко приводит к торговым войнам и подрыву международной торговли.

4) Протекционизм не способствует снижению цен. Импортная продукция дорожает из-за тарифов. Происходит общее повышение цен

5) Протекционизм косвенно подрывает экспорт страны. Сокращая доходы других стран при защите внутреннего рынка от их производителей, государство сокращает их доходы и возможность экспортировать, в том числе и его продукцию.

Таким образом, политика протекционизма обладает привлекательными положительными и настораживающими отрицательными сторонами.

 

 
Но с другой стороны, Наше сельское хозяйство никогда не будет столь же эффективным, как в США или Западной Европе. При тех же затратах семян, топлива, удобрений, труда, мы всегда будем получать вдвое-втрое меньше готовой продукции, и она всегда будет худшего качества. А большинство видов продуктов мы вообще получать не можем (поскольку большинство видов, сортов и пород с/х растений и животных у нас просто не живет). То есть соотношение «затраты-выпуск» в сельском хозяйстве у нас всегда было, есть и будет хуже, чем в среднем по миру, то есть «эффективность» у нас всегда ниже. У нас не будет «конкурентоспособной» инфраструктуры, никогда. Издержки на получение одинакового уровня комфорта в нашей стране выше, чем в наиболее благоприятных регионах, в несколько раз. Транспортная доступность, обеспечение водой, связью и электроэнергией у нас всегда обходились, обходятся и будут обходиться дороже, чем в более благоприятных странах. Та же ситуация в обрабатывающей промышленности. Разумеется, речь идёт о сравнении экономик, управляемых одинаково хорошо (или одинаково плохо), и, разумеется, не находящихся в состоянии войны, блокады или экономических санкций. Мы можем быть более эффективными по сравнению с какой-нибудь страной, находящейся в конфликте – но к счастью большинство стран в мире благополучны. наши сельхоз- и промышленные предприятия неизбежно проиграют зарубежным конкурентам. Поэтому нельзя одновременно пытаться создать в России многоотраслевую экономику, занимающую всё работоспособное население, и «царство безграничной конкуренции». Конкуренция должна действовать внутри российского рынка, когда проигрыш одного предприятия компенсируется успехом другого, то же российского. Что же делать, если мы хотим получить развитую, диверсифицированную экономику, в условиях её внешней неконкурентоспособности. Ответ есть - Этот метод – протекционизм, протекционистская политика. Суть протекционизма или протекционистской политики проста: целью её является полное использование производительных сил государства (особенно – трудовых ресурсов), а главным методом – таможенно-тарифное регулирование внешней торговли.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: