СПОСОБЫ ФОРМУЛИРОВКИ ТЕЗИСА




ПАМЯТКА «Как написать ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ»

«Отцы и дети»

«Мечта и реальность»,

«Месть и великодушие»,

«Искусство и ремесло»,

«Доброта и жестокость ».

ПЛАН ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

Приступая к итоговому сочинению в 11 классе важно чётко сформулировать его план. Итоговое сочинение состоит из трёх ключевых частей:

I. Вступление (некое лирическое отступление по выбранной теме сочинения).

II. Основная часть включает в себя:

1. Первый тезис + аргумент. Микровывод

2. Второй тезис + аргумент.Микровывод

Тезис - это собственное мнение по предлагаемой теме. Аргумент - это подтверждение тезиса литературным примером.

III. Заключение.

Примечание. Основная часть должна быть больше по объему, чем вступление и заключение, вместе взятые. Тезис, подтверждённый аргументом, может быть всего один. Оптимальное количество – два. Для каждого тезиса формулируется свой аргумент!

ВСТУПЛЕНИЕ С чего начать сочинение? В первую очередь важно помнить, что во вступлении обязательно должна прозвучать тема сочинения. Вдаваться в абстрактные и отдалённые от темы рассуждения не стоит.

ТРАДИЦИОННОЕ ВСТУПЛЕНИЕ

Вступление включает в себя несколько ключевых компонентов:

· основных слов темы,

· общих рассуждений о значимости данных понятий в жизни человека,

· ключевого вопроса темы.

Основная часть может включать один либо нескольких тезисов, подкрепленных литературно обоснованным аргументами. Каждая пара «тезис+аргумент» обязательно выделяется в отдельный абзац.

ТРАДИЦИОННАЯ ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА

Очень важно помнить, что тезис - это первостепенно важный элемент в сочинении, ведь от него зависит раскрытие темы.

КОЛИЧЕСТВО ТЕЗИСОВ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ

В итоговом сочинении может быть всего один тезис. Однако развернуть рассуждение на 350 слов по одному тезису получается не всегда. Поэтому можно сформулировать два тезиса и более. Вместе с тем, некоторые темы уже изначально предполагают наличие как минимум двух тезисов (к примеру, тема «Война – печальней нету слова./ Война – святее нету слова…»).

При формулировке тезиса важно учитывать два серьёзных аспекта: · взаимосвязь тезиса и темы, специфику формулировки самого тезиса.

ТЕМА И ТЕЗИС

Формулировка тезиса, само собой, напрямую зависит от специфики темы. Рассмотрим несколько примеров.

Тема-вопрос

Если тема содержит вопрос, то требуется дать на него непосредственный ответ. Как правило, именно этим вопросом заканчивается вступительная часть сочинения. «Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?» Человек взрослеет, когда сталкивается с горем, трагедией, недетскими испытаниями, например в военное время. Взросление происходит, когда ребенок учится ответственности за свои поступки. Взрослеть человеку помогает забота о близких людях.

Тема-утверждение (в т.ч. цитата)

В этом случае требуется обосновать уже имеющееся утверждение. Вступительную часть мы закончили вопросами, почему так, а не иначе. В тезисной части нужно объяснить, почему так.

Тема Тезисы «Война – печальней нету слова./ Война – святее нету слова…» (А. Т. Твардовский) (Во вступительной части задаем вопросы: почему "война" - это самое печальное слово, почему это святое слово?) «Война – печальней нету слова», ведь она несет смерть, боль, горе. «Война – святее нету слова», потому что человек в годы тяжелых испытаний становится на защиту Отечества, проявляет мужество, самоотверженность, героизм.

Тема - номинативное предложение (ключевые слова)

Вступительная часть заканчивается вопросами о каждом из ключевых понятий. Нам нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы. «Гармония природы и несовершенство человека». (Во вступительной части задаем вопросы: В чем заключается гармония природы? В чем состоит несовершенство человека? Как они взаимосвязаны? Природа – это пример гармонии, красоты, совершенства. В ней все разумно и соразмерно. Человек же, напротив, несовершенен, имеет множество пороков: жестокость, эгоизм, жадность. Более того, в силу темных сторон своей натуры он может наносить вред природе.

СПОСОБЫФОРМУЛИРОВКИ ТЕЗИСА

Традиционное формулирование тезиса предполагает прямое выражение мысли. Прямое выражение главной мысли: Большинство людей понимает, как важно беречь природу, сохранять окружающий мир для будущих поколений. Формулировка тезиса оригинальная Что касается претензии на оригинальность, то тут возможно несколько путей. Например, можно написать о каком-то случае из жизни (если этот прием не был использован уже во вступлении). Самый удобный и легкий способ – вопросно-ответный ход, когда мы сами себе задаем вопрос и сами на него отвечаем. Этот способ удобен тем, что позволяет не сбиться с мысли. Можно применить метод аналогии – сравнение с миром природы. Пример из жизни В России Великая Отечественная война коснулась каждой семьи, принесла горе и страдания в каждый дом. Не стала исключением и моя семья. Узнав о том, что моя бабушка состояла в партизанском движении, фашисты пришли в дом к ее матери и пытали ее, чтобы выведать место расположения партизанского отряда. Прабабушка отказалась отвечать, и тогда немцы казнили ее. 9 мая в нашей семье – это не только всенародный праздник, это напоминание о страданиях, перенесенных нашими предками ради нашего мирного будущего. Вопросно-ответный вариант Что помогает человеку преодолевать трудности? Вероятней всего, у каждого из нас будет свой ответ на этот вопрос. По моему мнению, очень важную роль играет поддержка близких людей и семьи. Аналогия (сравнение с миром природы) Мне кажется, именно любовь помогает справиться с трудностями. Любовь дает человеку крылья, с помощью которых ему становится легче преодолевать препятствия, возникающие на пути. Примечание. Важно, чтобы все формулируемые тезисы соответствовали заданной теме, не отдалялись от нее.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: