ПАМЯТКА «Как написать ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ»
«Отцы и дети»
«Мечта и реальность»,
«Месть и великодушие»,
«Искусство и ремесло»,
«Доброта и жестокость ».
ПЛАН ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
Приступая к итоговому сочинению в 11 классе важно чётко сформулировать его план. Итоговое сочинение состоит из трёх ключевых частей:
I. Вступление (некое лирическое отступление по выбранной теме сочинения).
II. Основная часть включает в себя:
1. Первый тезис + аргумент. Микровывод
2. Второй тезис + аргумент.Микровывод
Тезис - это собственное мнение по предлагаемой теме. Аргумент - это подтверждение тезиса литературным примером.
III. Заключение.
Примечание. Основная часть должна быть больше по объему, чем вступление и заключение, вместе взятые. Тезис, подтверждённый аргументом, может быть всего один. Оптимальное количество – два. Для каждого тезиса формулируется свой аргумент!
ВСТУПЛЕНИЕ С чего начать сочинение? В первую очередь важно помнить, что во вступлении обязательно должна прозвучать тема сочинения. Вдаваться в абстрактные и отдалённые от темы рассуждения не стоит.
ТРАДИЦИОННОЕ ВСТУПЛЕНИЕ
Вступление включает в себя несколько ключевых компонентов:
· основных слов темы,
· общих рассуждений о значимости данных понятий в жизни человека,
· ключевого вопроса темы.
Основная часть может включать один либо нескольких тезисов, подкрепленных литературно обоснованным аргументами. Каждая пара «тезис+аргумент» обязательно выделяется в отдельный абзац.
ТРАДИЦИОННАЯ ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА
Очень важно помнить, что тезис - это первостепенно важный элемент в сочинении, ведь от него зависит раскрытие темы.
КОЛИЧЕСТВО ТЕЗИСОВ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ
|
В итоговом сочинении может быть всего один тезис. Однако развернуть рассуждение на 350 слов по одному тезису получается не всегда. Поэтому можно сформулировать два тезиса и более. Вместе с тем, некоторые темы уже изначально предполагают наличие как минимум двух тезисов (к примеру, тема «Война – печальней нету слова./ Война – святее нету слова…»).
При формулировке тезиса важно учитывать два серьёзных аспекта: · взаимосвязь тезиса и темы, специфику формулировки самого тезиса.
ТЕМА И ТЕЗИС
Формулировка тезиса, само собой, напрямую зависит от специфики темы. Рассмотрим несколько примеров.
Тема-вопрос
Если тема содержит вопрос, то требуется дать на него непосредственный ответ. Как правило, именно этим вопросом заканчивается вступительная часть сочинения. «Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?» Человек взрослеет, когда сталкивается с горем, трагедией, недетскими испытаниями, например в военное время. Взросление происходит, когда ребенок учится ответственности за свои поступки. Взрослеть человеку помогает забота о близких людях.
Тема-утверждение (в т.ч. цитата)
В этом случае требуется обосновать уже имеющееся утверждение. Вступительную часть мы закончили вопросами, почему так, а не иначе. В тезисной части нужно объяснить, почему так.
Тема Тезисы «Война – печальней нету слова./ Война – святее нету слова…» (А. Т. Твардовский) (Во вступительной части задаем вопросы: почему "война" - это самое печальное слово, почему это святое слово?) «Война – печальней нету слова», ведь она несет смерть, боль, горе. «Война – святее нету слова», потому что человек в годы тяжелых испытаний становится на защиту Отечества, проявляет мужество, самоотверженность, героизм.
|
Тема - номинативное предложение (ключевые слова)
Вступительная часть заканчивается вопросами о каждом из ключевых понятий. Нам нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы. «Гармония природы и несовершенство человека». (Во вступительной части задаем вопросы: В чем заключается гармония природы? В чем состоит несовершенство человека? Как они взаимосвязаны? Природа – это пример гармонии, красоты, совершенства. В ней все разумно и соразмерно. Человек же, напротив, несовершенен, имеет множество пороков: жестокость, эгоизм, жадность. Более того, в силу темных сторон своей натуры он может наносить вред природе.
СПОСОБЫФОРМУЛИРОВКИ ТЕЗИСА
Традиционное формулирование тезиса предполагает прямое выражение мысли. Прямое выражение главной мысли: Большинство людей понимает, как важно беречь природу, сохранять окружающий мир для будущих поколений. Формулировка тезиса оригинальная Что касается претензии на оригинальность, то тут возможно несколько путей. Например, можно написать о каком-то случае из жизни (если этот прием не был использован уже во вступлении). Самый удобный и легкий способ – вопросно-ответный ход, когда мы сами себе задаем вопрос и сами на него отвечаем. Этот способ удобен тем, что позволяет не сбиться с мысли. Можно применить метод аналогии – сравнение с миром природы. Пример из жизни В России Великая Отечественная война коснулась каждой семьи, принесла горе и страдания в каждый дом. Не стала исключением и моя семья. Узнав о том, что моя бабушка состояла в партизанском движении, фашисты пришли в дом к ее матери и пытали ее, чтобы выведать место расположения партизанского отряда. Прабабушка отказалась отвечать, и тогда немцы казнили ее. 9 мая в нашей семье – это не только всенародный праздник, это напоминание о страданиях, перенесенных нашими предками ради нашего мирного будущего. Вопросно-ответный вариант Что помогает человеку преодолевать трудности? Вероятней всего, у каждого из нас будет свой ответ на этот вопрос. По моему мнению, очень важную роль играет поддержка близких людей и семьи. Аналогия (сравнение с миром природы) Мне кажется, именно любовь помогает справиться с трудностями. Любовь дает человеку крылья, с помощью которых ему становится легче преодолевать препятствия, возникающие на пути. Примечание. Важно, чтобы все формулируемые тезисы соответствовали заданной теме, не отдалялись от нее.
|