Экспериментальное изучение мышления умственно отсталых детей.
Особенности мышления умственно отсталых детей
1. Конкретность и ситуативность мышления.
2. Нарушения операционной стороны мышления умственно отсталых (в большей степени операций: обобщения и абстрагирования).
3. Низкая активность мыслительных процессов.
4. Личностные нарушения мышления:
а) нарушение мотивации мышления;
б) нарушение критичности мышления;
в) нарушение целенаправленности мышления.
5.Нет потребности осмыслить ситуацию путем анализа своих действий во внешней речи.
6. Характерна слабая взаимосвязь между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом.
Есть два аспекта изучения мышления умственно отсталых детей:
Первый аспект: мышление рассматривается как процесс. При этом изучаются его основные операции — анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация.
Второй аспект: мышление рассматривается как деятельность. При этом изучаются особенности мотивации мышления, целенаправленности, самостоятельности, критичности и т. д. Таким образом, проблему мышления умственно отсталых необходимо изучать в связи с потребностями, интересами, направленностью личности.
Методики изучения мышления умственно отсталых детей.
Доски Сегена.
Доски Сегена позволяют выявить особенности наглядно-действенного мышления, координированность, ловкость движений, состояние мелкой моторики пальцев рук.
Методика, представляет собой доски с углублениями, в которые вставляются соответствующие различные по форме геометрические фигуры. Доска № 1 предлагается детям с 3-летнего возраста. Умственно отсталые дети дошкольного возраста с трудом понимают цель задания и начинают просто манипулировать с фигурками-вкладками. Только показ экспериментатором способа действия помогает некоторым детям понять задание. Большинство умственно отсталых нуждается в многократном совместном с экспериментатором выполнении этого задания. Глубоко умственно отсталые дети задание не понимают.
|
«Почтовый ящик».
Методика помогает выявить особенности наглядно-действенного мышления, особенности восприятия, координированность, ловкость движений, состояние мелкой моторики пальцев рук и т.д.
В верхней крышке ящика имеются разные по форме прорези, в которые ребенок должен опустить объемные фигуры. Предлагается детям с 3 лет. Ребенок должен понять принцип соотнесения основания объемной фигуры с формой прорези ящика. Наблюдения специалистов свидетельствуют, что при нормальном интеллекте дети старше 6 лет должны выполнять задание при зрительном соотнесении. Умственно отсталым это задание оказывается непосильным. Они не могут произвести разворот фигуры и не ориентируются на форму прорези. Дети производят хаотические действия с фигурками, суют пальцы в прорези и т.п. Только при совместных со взрослыми действиях возможно выполнение задания. Для глубоко умственно отсталых детей это задание недоступно.
«Выделение существенных признаков»,
Исследование уровня развития процессов обобщения и отвлечения.
Необходимый материал: набор карточек с изображением различных предметов.
Экспериментатор раскладывает на столе один из наборов карточек (демонстрационный вариант). Объясняет испытуемым смысл задания - карточки надо сгруппировать так, чтобы в группах были родственные предметы, - например, картинки с изображением ножа, карандаша, книги, стакана, циркуля, тарелки можно разделить на две группы: 1) нож, стакан, тарелка — посуда; 2) карандаш, книга, циркуль — школьные принадлежности.
После этого на столе раскладывается другой набор карточек и испытуемым предлагается выполнить аналогичное задание самостоятельно. Умственно отсталые дети, выполняя это задание, обычно ориентируются на случайные признаки предметов.
|
Разрезные картинки.
Методика помогает выявить особенности наглядно-действенного мышления, уровень развития зрительного восприятия.
Знакомые детям изображения предметов разрезаны на две части по горизонтали и вертикали, на три части по вертикали и на четыре части по диагоналям. Составлять разрезные картинки умственно отсталым дошкольникам трудно, особенно если у них не сформировано пространственное восприятие, Они не представляют конечной цели - целого изображения, поэтому их работа сводится к приставлению одной части картинки к другой без учета их местоположения (голова оказывается на месте ног, хвост впереди головы и т.д.). В качестве помощи можно расположить части картинки так, чтобы ребенку нужно было лишь соединить части (голова вверху, ноги внизу). Особую сложность для умственно отсталых детей представляет составление картинок, разрезанных по диагоналям.
Набор геометрических фигур разной формы (круг, квадрат, треугольник).
|
Исследование способности объединять предметы по общему признаку (простейшие обобщения).
Детям предлагается разложить их по группам (по форме). Фигуры могут быть использованы и для проверки счета, построения по образцу и т.д. Умственно отсталые не всегда понимают цель, но после показа дети с легкой степенью к 6 годам выполняют задание.
«Классификация»
Исследование процесса обобщения и других особенностей мыслительной деятельности
В процессе исследования у умственно отсталых испытуемых могут быть обнаружены такие особенности мыслительной деятельности: (слабая критичность к своим действиям и решениям, низкий уровень обобщающих операций, склонность к конкретному или ситуативному мышлению, элементы его разноплановости, опора на несущественные признаки, соскальзывание на яркие, чувственные, необычные признаки, склонность к излишней детализации, инертность мышления, непоследовательность суждений при раскладывании изображений, при объяснении причин объединения предметов в одну группу, особенности при подборе обобщающего слова.
Методика «Сюжетные картинки», Методика "Последовательность событий" (модифицированная методика А.Н. Берштейна)
Исследование развития наглядно-образного и словесно-логического мышления, речи, способности к обобщению.
Необходимый материал: серия картинок с изображением какого-либо сюжета, например: «Пожар», «Наводнение» и др. На картинках должны быть изображены отдельные события: ребенок в отсутствие взрослых играет со спичками; воспламеняется какая-нибудь часть интерьера; из окна дома валит дым; едут пожарные; пожарные тушат огонь; пожарник держит на руках испуганного мальчика.
Экспериментатор раскладывает на столе картинки, нарушая последовательность развития сюжетной линии. Испытуемому предлагается разложить картинки соответственно логике развития сюжета. Деятельность учеников протоколируется. В заключение делается вывод о правильности, быстроте и глубине осмысленности выполнения предложенного задания.
Методика "Исключение предметов (4-й лишний)".
Исследование процессов образно – логического мышления, умственные операции анализа и обобщения детей с 4 лет.
Ребёнку предлагается серия картинок на которых представлены разные предметы (3 – из одной серии классификации, 1 – из другой), в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырёх предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
«Понимание смысла пословиц и поговорок»
Исследование процесса абстракции
Испытуемому называют пословицы и метафоры: «Семь раз отмерь — один раз отрежь», «Яблоко от яблони недалеко падает», «Золотые руки», «Каменное сердце», «Заячья душа». Предлагается истолковать переносное значение этих пословиц и метафор. Буквальное истолкование метафоры или пословицы свидетельствует о нарушении процессов абстракции и обобщения.