Рассматривая изображения предметов текстильного промысла, ребенок безошибочно называет их. Предложенные педагогом бумажные силуэты соотносить с реальными предметами и украшает в соответствии с особенностями орнамента того или иного текстильного промысла, изредка обращаясь к помощи взрослого. В отдельных случаях затрудняется подбирать цветовую гамму.
Уровень ниже среднего (1 балл)
Рассматривая изображения предметов текстильного промысла, ребенок затрудняется назвать и показать их. Предложенные педагогом бумажные силуэты не всегда соотносит с реальными предметами и украшает по своему усмотрению, без учета характерных особенностей орнамента текстильного промысла. Часто обращается к помощи взрослого. Затрудняется самостоятельно подбирать цветовую гамму для украшения.
Результаты диагностики дошкольников экспериментальной и контрольной групп представлены в таблицах 1-2 и рис.1.
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Знания о текстильных промыслах народного декоративно-прикладного искусства | знания об особенностях орнаментального образа различных текстильных промыслов | Умение рисовать орнаментальные образыв различных геометрических формах, используя геометрические и растительные элементы | умения украшать бумажный силуэт в соответствии с представленной формой и особенностями народного промысла | Средний балл | Общий уровень развития | ||||
Оценка в баллах | Уровень развития | Оценка в баллах | Уровень развития | Оценка в баллах | Уровень развития | Оценка в баллах | Уровень развития | ||||
Настя Ш. | С | НС | С | С | 1,75 | С | |||||
Лиза Т. | НС | НС | С | С | 1,5 | С | |||||
Женя Т. | НС | НС | НС | НС | НС | ||||||
Максим П. | НС | НС | С | С | 1,5 | С | |||||
Коля О. | НС | НС | С | С | 1,5 | С | |||||
Средний рез. | 1,2 | НС | НС | 1,8 | С | 1,8 | С | 1,45 | с |
Таблица 1 Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной группе.
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Знания о текстильных промыслах народного декоративно-прикладного искусства | знания об особенностях орнаментального образа различных текстильных промыслов | Умение рисовать орнаментальные образыв различных геометрических формах, используя геометрические и растительные элементы | умения украшать бумажный силуэт в соответствии с представленной формой и особенностями народного промысла | Средняя оценка в баллах | Общий уровень | ||||
Оценка в баллах | Уровень развития | Оценка в баллах | Уровень развития | Оценка в баллах | Уровень развития | Оценка в баллах | Уровень развития | ||||
Настя П. | С | НС | НС | НС | 1,5 | НС | |||||
Вова М. | С | НС | НС | НС | 1,25 | НС | |||||
Саша Р. | НС | НС | С | С | 1,5 | С | |||||
Катя К. | С | НС | С | С | 1,75 | С | |||||
Настя Т. | НС | НС | С | С | 1,5 | С | |||||
Средний рез. | 1,6 | С | НС | 1,6 | С | 1,6 | С | 1,5 | С |
Таблица 2 Результаты констатирующего эксперимента в контрольной группе.
Рис.1 Результаты диагностики детей контрольной и экспериментальной групп констатирующего эксперимента.
Сравнивая результаты диагностики экспериментальной и контрольной групп (табл. 1-2, рис.1), констатируем:
1. Дошкольники экспериментальной и контрольной групп в целом показали:
- уровень ниже среднего в разделе «Знания об особенностях орнаментального образа» - по 1 баллу в каждой группе;
2. Уровень сформированности знаний об текстильных промыслах декоративно-прикладном искусства у дошкольников экспериментальной группы ниже чем у контрольной на 0,4 балла.
3. Уровень умений рисовать орнаментальные образы в различных геометрических формах, используя геометрические и растительные элементы и умений украшать бумажный силуэт в соответствии с представленной формой и особенностями народного промысла в обоих группах соответствует среднему. В обоих случаях в экспериментальной группе показатель на 0,2 балла выше чем в контрольной.
Анализ проведенного с детьми эксперимента показал, что:
§ Малая, для своего возраста, база знаний об текстильном промысле, как виде народного декоративно- прикладного искусства;
§ У детей недостаточно знаний о составлении орнамента в рисунке, исходя из вида текстильного промысла;
§ Некачественное выполнение работ.
Женя Т. мало проявлял активность в процессе выполнения заданий. Имеет малую базу знаний о народных текстильных промыслах. Ребенок не знает многие виды текстильных промыслов, не соблюдает композиционное и ритмическое построение орнамента. Лиза Т. Характеризуется слабым проявлением интереса к текстильному промыслу и знаний о нем. В основном знает характерные особенности предложенных текстильных промыслов (орнамент, цвет). Настя П. знает, но всегда правильно называет виды текстильных промыслов. Затрудняется в выделении характерных особенностей каждого из предложенных видов текстильных промыслов. В процессе рисования не умеет составлять простейшие орнаменты и узоры. Вова М. характеризуется проявлением интереса к изделиям народного текстильного промысла. Ребенок знает, но не всегда правильно называет виды текстильных промыслов. Настя Т. Характеризуется слабым проявлением интереса к народному текстильному искусству. Ребенок не знает многие виды текстильных промыслов. В декоративном рисовании умеет составлять простейшие орнаменты и узоры.
Исходя из уровня развития данных детей, для дальнейшего исследования из них была сформирована экспериментальная группа.