Разработка средств и способов формирования орнаментального образа в рисунках детей на материале Вологодского кружевного промысла




Целью формирующего педагогического эксперимента являлся выбор наиболее эффективного способа формирования орнаментального образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста на материале Вологодского кружевного промысла.

Характерной особенностью раздела «Художественно-эстетическое воспитание» (подготовительной к школе группы) Программы воспитания и обучения детей является расширение представления детей о разнообразии народного искусства, художественных промыслов, а также о формировании эстетического отношения к художественно-творческой деятельности.

Дети учатся создавать узоры по мотивам народных промыслов, в том числе и текстильных; закрепляется умение создавать орнаментальные композиции на силуэтах предметов по мотивам того или иного вида текстильного промысла, используют характерные для него орнаменты и цветовую гамму.

Содержание формирующего эксперимента наметилось исходя из задач и методов, разработанных с учетом анализа констатирующего эксперимента. Оно включает 4 занятия по следующим темам: «Возникновения образов в народном искусстве» (Приложение 1), «Беседа о Вологодском орнаменте»(Приложение 2), «Образ птицы, знака-символа в кружевных изделиях» (Приложение 3), «Образы и мотивы в орнаментах Вологодского кружева (рисование по мотивам Вологодского кружева) (Приложение 4).С целью закрепления умения изображать геометрические кружевные орнаменты в рисунках детям было предложено три задания(Приложение № 5). Занятия проводились с целью вызвать у детей эмоциональный отзыв на предметы Вологодского кружевного промысла, поупражнять в изображении отдельных элементов орнамента Вологодского кружева.

Задачи:

1. Подвести детей к изображению орнамента Вологодского кружева.

2. Показать существенную разницу между орнаментом Вологодского кружева и другими текстильными промыслами (русская вышивка, украинская вышивка).

3. Научить детей способам изображения текстильных орнаментов.

4. Создать условия для формирования у детей орнаментов Вологодского кружева.

5. Разработать упражнения, направленные на формирование орнаментального образа.

Занятия с детьми способствовали проявлению интереса к народным текстильным промыслам. Наибольший интерес у детей вызвало Вологодское кружево. Придавалось большое значение качеству изображения орнаментов, их разнообразие, умению правильно его рисовать. Главное, о чем мы не забывали, это о необходимости ненавязчивом и твердом ведении ребенка вперед, учитывая его индивидуальность, его возможности.

При разработке комплекса мероприятий - мы опирались на следующие источники:

- программы, направленные на художественно-эстетическое воспитание дошкольников: "Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию» (под редакцией Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, 1979), "Рисование в дошкольном детстве» (Н.П. Сакулина, 1965), " Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду по разделу «Изобразительная деятельность» (М.А.Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова, 2007), "Программа по изобразительной деятельности в детском саду (Г.С. Швайко, 1997);

В работе с дошкольниками по формированию у них орнаментального образа мы использовали интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, изобразительной деятельности, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, а также организации самостоятельной деятельности детей.

Нами проводилась работа с педагогами ДОУ, в частности, была проведена консультация на тему «Орнамент сквозь века». Материалы представлены в приложение 6.

Таким образом, экспертиза показала, что детям необходимо дать хорошую базу в приобретение умения изображать орнамент Вологодского кружева.

Взрослому необходимо выражать одобрение по поводу каждой удачи самого юного творца, постоянно поощрять детей, делая любую ошибку легко исправимой.

Занятия проходили в доверительной обстановке и спокойной атмосфере, где мы стремились к тому, чтобы все дети проявляли себя. В группе ребята рисовали охотно и свободно. Свои работы выполняли увлеченно, непринужденно и ответственно. Необходимо отметить, что при сопоставлении работ формирующего и констатирующего экспериментов видно полную динамику.

2.3. Проверка эффективности разработанной методики формирования в рисунках детей 6-7 лет орнаментального образа на материале Вологодского кружева.

Завершив намеченный план работы, был проведен контрольный эксперимент.

Цель- выявление результатов проведенной работы по формированию орнаментального образа в рисунках детей на материале Вологодского кружевного промысла.

Задачи:

1. Закрепить особенности изображения орнаментального образа Вологодского кружева;

2. Побуждать эмоциональные чувства, удовольствие и радость.

Дети из экспериментальной группы использовали те знания и практический опыт, которые они получили на занятиях в формирующем эксперименте. Результаты представлены в таблице № 3 и № 4.

 

№ п/п Фамилия, имя ребенка Знания о текстильных промыслах народного декоративно-прикладного искусства знания об особенностях орнаментального образа различных текстильных промыслов Умение рисовать орнаментальные образыв различных геометрических формах, используя геометрические и растительные элементы умения украшать бумажный силуэт в соответствии с представленной формой и особенностями народного промысла Средняя оценка в баллах Общий уровень
Оценка в баллах Уровень развития Оценка в баллах Уровень развития Оценка в баллах Уровень развития Оценка в баллах Уровень развития
  Настя П.   В   С   В   В 2,75 В
  Вова М.   В   В   С   С 2,5 С
  Лиза Т.   В   В   В   В   В
  Женя Т.   С   С   В   В 2,5 В
  Настя Т.   С   С   В   В 2,5 В
Средний рез. 2,6 В 2,4 С 2,8 В 2,8 В 2,65 В

Таблица 3 Результаты контрольного эксперимента в экспериментальной группе.


 

№ п/п Фамилия, имя ребенка Знания о текстильных промыслах народного декоративно-прикладного искусства знания об особенностях орнаментального образа различных текстильных промыслов Умение рисовать орнаментальные образыв различных геометрических формах, используя геометрические и растительные элементы умения украшать бумажный силуэт в соответствии с представленной формой и особенностями народного промысла Средняя оценка в баллах Общий уровень
Оценка в баллах Уровень развития Оценка в баллах Уровень развития Оценка в баллах Уровень развития Оценка в баллах Уровень развития
  Настя Ш.   С   С   НС   НС 1,5 С
  Максим П.   С   НС   С   НС 1,5 С
  Саша Р.   С   НС   С   С 1,75 С
  Катя К.   С   С   С   С 2,0 С
  Коля О.   С   НС   С   С 1,75 С
Средний рез.   С 1,4 НС 1,8 С 1,6 С 1,7 С

Таблица 4 Результаты контрольного эксперимента в контрольной группе.

 

Проанализировав работу контрольного эксперимента можно сделать следующие выводы:

· У детей контрольной группы отличительные успехи незначительные. Такие результаты говорят о том, что формирование орнаментального образа у детей данной группы проводится без определенной системы занятия с детьми разного уровня развития. Работы детей не смогли достичь высшего уровня, вследствие недостаточного усвоения основ формирования орнаментального образа.

· У детей экспериментальной группы заметно расширились знания. Женя Т. Активно принимал участие на занятиях. Упрочнил свои знания об народных текстильных промыслах. Умело соблюдал композиционное и ритмическое распределение орнамента в рисунках и предложенных силуэтах изделий Вологодского кружева.(- Сделаю такую же скатерть, как у моей бабушки.- сказал мальчик при предложении воспитателя украсить прямоугольник орнаментом. – А какая у бабушки скатерть?- Как паутинка, легкая и воздушная- обобщил Женя). У Лизы Т. успехи значительнее, она стала активнее на занятиях, использовала полученные знания и умения, творчески подошла к работе, правильно использовала ритм и симметрию в построении орнаментов и узоров. Настя П. стала проявлять устойчивый интерес к народному текстильному промыслу, а именно к Вологодскому кружеву («Оно похоже на волшебные снежинки…»). Умело выделяет характерные особенности орнамента русской вышивки и Вологодского кружева («- Орнамент вышивки разноцветный, а кружева только белые или черные, редко когда цветные» - констатировала девочка. «Кружево, как волшебство, как фата у невесты, красивое…»). Самостоятельно осуществляет перенос имеющихся знаний и навыков с целью совершенствования изображения орнамента Вологодского кружева. У Насти Т. так же возрос интерес к народным текстильным промыслам, к предметам Вологодского кружева. (При рассмотрении иллюстраций изделий Вологодского кружева девочка увидела кружевную игрушку собачку:– Она, как живая. Как мой белый пудель Тоша. Такая же веселая и белоснежная. Я когда вырасту, то же сделаю такую. -Девочка нарисовала собачку и украсила её почти таким же орнаментом.) Девочка научилась выполнять узоры на треугольнике, квадрате и круге. Умеет украшать предметы с помощью орнаментов и узоров, используя ритм и симметрию. Вова М. знает и правильно называет виды народных текстильных промыслов («- Вязание – это бабушка вяжет варежки, носки спицами и крючком. Вышивка – это мы в старшей группе делали подарок на 8-е марта маме, на тряпочке и пяльцах, я вышил солнышко и слово мама. Кружево – это у мамы воротничок на платье, как паутина тоненькое.» - сделал для себя вывод мальчик), находит отличительные особенности одного вида от другого.

Динамика формирования орнаментального образа детей в экспериментальной и контрольных группах представлена в рис. 2,3.

 

Рис.2 Динамика формирования орнаментального образа детей в экспериментальной группе (на материале констатирующего и контрольных экспериментов).

 

Условные обозначения:

Номер в диаграмме Имя и фамилия ребенка по цвету, соответствующему в диаграмме.
  Настя П.
  Вова М.
  Лиза Т.
  Женя Т.
  Настя Т.

 

Рис.4 Динамика формирования орнаментального образа детей в контрольной группе (на материале констатирующего и контрольных экспериментов).

 

Условные обозначения.

Номер в диаграмме Имя и фамилия ребенка по цвету, соответствующему в диаграмме.
  Настя Ш.
  Максим П.
  Саша Р.
  Катя К.
  Коля О.

 

Все дети в процессе занятий по изобразительной деятельности рисуют самостоятельно, ни прибегая к помощи взрослого.

Таким образом, эффективность проделанной работы подтверждена следующими результатами (таблица 5 и 6)


 

Фамилия, имя ребенка Средний результат констатирующего эксперимента Средний результат контрольного эксперимента Качественный уровень
Настя П. 1,5 2,75 1,5
Вова М. 1,25 2,5 1,25
Лиза Т. 1,5   1,5
Женя Т.   2,5 1,5
Настя Т. 1,5 2,5 1,0
Средний результат 1,35 2,65 1,3

Таблица 5 Сравнительная таблица результатов данных констатирующего и контрольного экспериментов в экспериментальной группе (в баллах).

 

Фамилия, имя ребенка Средний результат констатирующего эксперимента Средний результат контрольного эксперимента Качественный уровень
Настя Ш. 1,75 1,5 - 0,25
Максим П. 1,5 1,5  
Саша Р. 1,5 1,75 0,25
Катя К. 1,75 2,0 0,25
Коля О. 1,5 1,75 0,25
Средний результат 1,6 1,7 0,1

Таблица 6 Сравнительная таблица результатов данных констатирующего и контрольного экспериментов в экспериментальной группе (в баллах).


Рис. 4 Сравнительные показатели констатирующего и контрольного этапов эксперимента в контрольной и экспериментальной группах.

 

Как видно качественный уровень в экспериментальной группе составил 1,3 балла, а в контрольной 0,1 балл, что подтверждает эффективность и результативность проделанной работы.


Заключение

 

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы.

1. Изучив теоретические исследования по проблеме формирования орнаментального образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста, анализируя результаты проведенного эксперимента, можно с уверенностью говорить о необходимости ознакомления детей с народными текстильными промыслами, которые способствуют формированию орнаментального образа в рисунках старших дошкольников.

2. Занятия по формированию орнаментального образа развивают эстетически правильное отношение к предметам народного искусства.

3. Проведение обучения по экспериментальной методике является эффективным средством формирования орнаментального образа и оказывает особое воздействие на создание рисунка.

Структура работы состоит из 2-х частей: теоретической и практической. Опытно-экспериментальная часть состояла из 3- этапов:

1. Констатирующий эксперимент.

2. Формирующий эксперимент.

3. Контрольный эксперимент.

На контрольном этапе исследования были обнаружены положительные изменения в формировании орнаментального образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе.

Подводя итоги проведенной исследовательской работы, появилась необходимость в рекомендации для педагогов:

чаще обращать внимание и оговаривать орнаменты рисунков народных текстильных промыслов, как на занятиях по изобразительной деятельности, так и в повседневной жизни.

В целом задачи исследования можно считать выполненными. Однако, в связи с тем, что данная проблема изучена недостаточно, она требует дальнейших теоретических и практических разработок.


Список используемой литературы

 

1. Афанасьева Р. Руководство коллективными работами по рисованию и аппликации // Дошкольное воспитание - 1985 - № 7 – 11-17 с.

2. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество – М., Просвещение - 1985 – 193с.

3. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве – Изд. Просвещение - 1965-215с.

4. Саккулина Н.П., Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию – М., Просвещение- 1979 – 272с.

5. Соломенникова Основные и дополнительные программы ДОУ- М., Айрис-Пресс – 2007 -185с.

6. Бадяева Т.А. Орнамент в народном искусстве.// Народные художественные промыслы. Теория и практика. Сб. Научных трудов к 50- летию НИИХП. – М.: 1982-104-118с.

7. Береснева В.Я Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. М.: Искусство – 1982 -368с.

8. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Книга для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение - 1986 - 207 с.

9. Богатеева З.А. Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду: Пособие для воспитателя детсада. - М.: Просвещение, 1982 - 175 с.

10. Богатеева З.А Тканые орнаменты прибалтийских республик // Дошкольное воспитание - 1982 - № 8 - 34-39 с.

11. Богуславская ИЛ. О трансформации орнаментальных мотивов, связанных с древней мифологией в русской народной вышивке. М., 1964. — 11 с

12. Воспитание детей во второй младшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детсада /Сост. Г.Лямина. - М.: Просвещение,1981. - 255 с.

13. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Книга для воспитателя детсада / Под ред. Л.Парамоновой. - М.: Просвещение, 1987 - 160 с.

14. Воспитание детей в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада / Сост. Г.Лямина. – М.: Просвещение, 1984 - 288 с.

15. Герчук Ю. Я. Что такое орнамент: структура и смысл орнаментального образа - М., 1998 – 87 с.

16. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для уч-ся пед. училищ / Под ред. В.И.Ядэшко. - М.: Просвещение, 1978. - 416 с.

17. Зернова Т. Коллективные детские работы // Дошкольное воспитание - 1963 - №3 – 35-38 с.

18. Зиннуров Ф.А. Эстетические воззрения В.В. Стасова.//Диссертация на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. М., 1953-202с

19. Каган М.С. Роль взаимодейстивя искусств в педагогическом процессе// Музыка в школе - 1987- № 3-29-31с

20. Климова Н. Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. Цветное коклюшечное кружево. — М., 1991-66с.

21. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006 - 192 с.

22. Лейзеров Н. Л. Образность в искусстве / Н. Л. Лейзеров. - М.: Наука, 1974 - 206с

23. Мухина В.С. Психология дошкольника: Учеб. пособие для студ. пед. институтов. - М.: Просвещение, 1975 - 239 с.

24. Некрасова М.А. Народное искусство России в современной культуре. XX-XXI век - М., 2003 – 154 с.

25. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд-М.: Просвещение, 2005 -156 с.

26. Романова Н.В. Фаворский В. Об орнаменте // Декоративное искусство СССР – 1963 - № 7- 24 -28с.

27. Салтыкова А.А. Образ в декоративно-прикладном искусстве. Избранные труды- М.: 1962 – 89с.

28. Эльконин Д.Б. Детская психология: Развитие ребенка от рождения до семи лет. – М.: Просвещение, 1960 - 326 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: