В других религиях принято отделять духовность от политики. Многие люди неодобрительно воспринимают, а иногда решительно осуждают вмешательство духовных руководителей в управление страной. С точки зрения иудаизма такое вмешательство оправданно. Еврейские мудрецы не раз говорили, что в идеале знаток Торы должен выполнять также функции политического лидера и заботиться о повседневных нуждах своей общины. В перечне добродетелей, которыми должен отличаться человек, посвятивший себя изучению Торы, есть и такая: "У него можно получить совет и рекомендацию". В жизни еврейских общин так всегда и было. Можно вспомнить, например, как выполняли политические миссии мудрецы Талмуда. В Риме за еврейский народ ходатайствовали исключительно составители Мишны.
Как правило, великие подвижники Торы, благополучно преодолев опасность, нередко стремились выразить благодарность Творцу своим участием в том или ином важном общественном деле. Этому они научились у праотца Яакова, который создал для жителей Шхема рынки (по мнению других комментаторов, бани и денежное обращение), когда Б-г спас его от грозной опасности.
Известно также, что мудрецы брали на себя функции "строительного инспектора". Каждый год перед началом сезона дождей Рав Гуна, руководивший йешивой в вавилонском городе Сура, проходил по городским улицам, внимательно осматривая стены зданий и требуя сноса тех построек, которые могли обрушиться. Кроме того, наши мудрецы считались знатоками в определении фальшивых монет.
Иллюстрацией к этому может служить следующая галаха: "Жителям города разрешается устанавливать цены и зарплату рабочих...и вводить необходимые санкции, чтобы добиваться осуществления своих постановлений". Но все это возможно лишь при одном условии: "К чему это относится? К городу, в котором нет выдающегося мудреца, способного проводить в жизнь политические решения, защищающие интересы местных жителей. Но если такой мудрец, почитаемый деятель, присутствует, то их решения теряют силу... разве что он согласен с ними и они действовали в соответствии с мнением мудреца".
|
Отсюда следует, что знаток Торы считается самым подходящим человеком для принятия решений в управлении городом.
Далеко не каждый мудрец, как мы увидим позже, обладает достаточной квалификацией для этого. Однако в идеале знаток Торы должен соответствовать уровню того "выдающегося мудреца", о котором говорилось выше. Он должен уметь "вести политику, отвечающую интересам местных жителей". Реальность такого идеала обоснована известным фактом: чем лучше мудрец знает окружающий мир, тем выше его способность постигать Тору, о чем наглядно свидетельствуют примеры Магарала (раби Иегуда Лева из Праги, 1520-1609) и Гаона из Вильны, и тем больше его умение применять положения Торы в суде, о чем говорилось в начале этой лекции.
В эпоху составления Талмуда некоторые мудрецы, как и сейчас, не следили за событиями в мире, но такая отстраненность отнюдь не поощрялась. Однажды рав Папа спросил Раву: "Римский цезарь и царь Персии - кто из них более велик?" На что Рава с осуждением ответил: "Этот человек, должно быть, всю жизнь скрывался в лесах, если он не слышал о размерах Римской империи и задает такие вопросы!"
|
Важность принципа 'Тора и дерех эрец" проявлялась, однако, не только в способности мудрецов проявлять конкретную заботу о нуждах общества, но и в том, что они не отгораживались от повседневной жизни и считали своим долгом следить за событиями в политике и экономике, применять свои способности и в этих областях. Мы видим также, что мирская деятельность не отражалась на их величии в мире Торы; наоборот, она помогала им глубже понимать истинное значение Б-жественной мудрости. Благодаря такому участию в жизни своих общин гиганты Торы приобретали еще большее величие.
Итак, мы убедились, что Тора с большим уважением относится к принципу дерех эрец. Несколько ранее мы узнали о том важном значении, которое иудаизм придает красоте, и рассмотрели позитивное отношение Торы к йецер га-ра и добрым поступкам. Сюда можно добавить много других примеров, но и уже сказанного достаточно, чтобы по достоинству оценить широту еврейского подхода к явлениям нашего мира.
Что означает на практике 'Тора и дерех эрец"?
В заключение следует отметить большую разницу между тем, что мы здесь обсуждали, между той важностью, которую иудаизм придает идее 'Тора и дерех эрец", и нынешним положением в мире йешив, о чем подробно говорилось в одной из предыдущих лекций. Современный мир Торы сосредоточен, главным образом, в крупных йешивах и колелях, где, как мы знаем, наблюдается тенденция к принижению некоторых аспектов "дерех эрец".
У этого явления две главные причины:
1. Изучение философии и наук с давних времен (по крайней мере, начиная с эпохи Рашба - раби Шломо бен Адереса, 1235-1310) пагубно отражалось на религиозности учащихся. В результате начались споры о том, какие ограничения необходимо ввести, чтобы защитить еврейство от этой угрозы. Причины для опасений до сих пор не устранены. С другой стороны, подобные ограничения могут препятствовать молодежи не только в познании окружающего мира, но и в приобретении профессии, особенно такой, где требуется академическое образование.
|
2. Некоторые круги принципиально выступают против любой профессиональной подготовки. Это сравнительно новая тенденция. (В эпоху Рашба изучение "греческих дисциплин" действительно находилось под запретом для молодежи, но, во-первых, запрет действовал только ограниченное время - пятьдесят лет, и во-вторых, он не распространялся на медицину.)
Я слышал от некоторых крупных авторитетов Торы, что этот запрет носит временный характер (гораат шаа). В тяжелые времена действительно бывает необходимо отойти от некоторых положений Торы, чтобы спасти саму Тору, на это есть намек в книге Тегилим: "Время действовать ради Г-спода: они нарушили Тору Твою!" (119:126).
В нынешние времена, после ужасной Катастрофы европейского еврейства это требование приобрело особую важность. Знание Торы настолько ослабло в среде еврейского народа, что приходится допустить отступление от одного из важных принципов иудаизма ради того, чтобы Тора вообще не была забыта. С учетом экстремальной ситуации ведущие авторитеты Торы нынешнего поколения сочли необходимым поощрить более энергичное и целенаправленное изучение Торы (часто в ущерб другим сторонам жизни), стремясь восстановить требуемый уровень еврейской учености. Но те же авторитеты убеждены, что в нормальных условиях Тора по-прежнему требует от каждого из нас сочетать учебу с приобретением профессии и работой по специальности, опять-таки, если это не мешает человеку стать знатоком Торы в соответствии с его способностями.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://www.judaicaru.org/