Знаток Торы в роли политика и экономиста




В других религиях принято отделять духовность от политики. Многие люди неодобрительно воспринимают, а иногда решительно осуждают вмешательство духовных руководителей в управление страной. С точки зрения иудаизма такое вмешательство оправданно. Еврейские мудрецы не раз говорили, что в идеале знаток Торы должен выполнять также функции политического лидера и заботиться о повседневных нуждах своей общины. В перечне добродетелей, которыми должен отличаться человек, посвятивший себя изучению Торы, есть и такая: "У него можно получить совет и рекомендацию". В жизни еврейских общин так всегда и было. Можно вспомнить, например, как выполняли политические миссии мудрецы Талмуда. В Риме за еврейский народ ходатайствовали исключительно составители Мишны.

Как правило, великие подвижники Торы, благополучно преодолев опасность, нередко стремились выразить благодарность Творцу своим участием в том или ином важном общественном деле. Этому они научились у праотца Яакова, который создал для жителей Шхема рынки (по мнению других комментаторов, бани и денежное обращение), когда Б-г спас его от грозной опасности.

Известно также, что мудрецы брали на себя функции "строительного инспектора". Каждый год перед началом сезона дождей Рав Гуна, руководивший йешивой в вавилонском городе Сура, проходил по городским улицам, внимательно осматривая стены зданий и требуя сноса тех построек, которые могли обрушиться. Кроме того, наши мудрецы считались знатоками в определении фальшивых монет.

Иллюстрацией к этому может служить следующая галаха: "Жителям города разрешается устанавливать цены и зарплату рабочих...и вводить необходимые санкции, чтобы добиваться осуществления своих постановлений". Но все это возможно лишь при одном условии: "К чему это относится? К городу, в котором нет выдающегося мудреца, способного проводить в жизнь политические решения, защищающие интересы местных жителей. Но если такой мудрец, почитаемый деятель, присутствует, то их решения теряют силу... разве что он согласен с ними и они действовали в соответствии с мнением мудреца".

Отсюда следует, что знаток Торы считается самым подходящим человеком для принятия решений в управлении городом.

Далеко не каждый мудрец, как мы увидим позже, обладает достаточной квалификацией для этого. Однако в идеале знаток Торы должен соответствовать уровню того "выдающегося мудреца", о котором говорилось выше. Он должен уметь "вести политику, отвечающую интересам местных жителей". Реальность такого идеала обоснована известным фактом: чем лучше мудрец знает окружающий мир, тем выше его способность постигать Тору, о чем наглядно свидетельствуют примеры Магарала (раби Иегуда Лева из Праги, 1520-1609) и Гаона из Вильны, и тем больше его умение применять положения Торы в суде, о чем говорилось в начале этой лекции.

В эпоху составления Талмуда некоторые мудрецы, как и сейчас, не следили за событиями в мире, но такая отстраненность отнюдь не поощрялась. Однажды рав Папа спросил Раву: "Римский цезарь и царь Персии - кто из них более велик?" На что Рава с осуждением ответил: "Этот человек, должно быть, всю жизнь скрывался в лесах, если он не слышал о размерах Римской империи и задает такие вопросы!"

Важность принципа 'Тора и дерех эрец" проявлялась, однако, не только в способности мудрецов проявлять конкретную заботу о нуждах общества, но и в том, что они не отгораживались от повседневной жизни и считали своим долгом следить за событиями в политике и экономике, применять свои способности и в этих областях. Мы видим также, что мирская деятельность не отражалась на их величии в мире Торы; наоборот, она помогала им глубже понимать истинное значение Б-жественной мудрости. Благодаря такому участию в жизни своих общин гиганты Торы приобретали еще большее величие.

Итак, мы убедились, что Тора с большим уважением относится к принципу дерех эрец. Несколько ранее мы узнали о том важном значении, которое иудаизм придает красоте, и рассмотрели позитивное отношение Торы к йецер га-ра и добрым поступкам. Сюда можно добавить много других примеров, но и уже сказанного достаточно, чтобы по достоинству оценить широту еврейского подхода к явлениям нашего мира.

Что означает на практике 'Тора и дерех эрец"?

В заключение следует отметить большую разницу между тем, что мы здесь обсуждали, между той важностью, которую иудаизм придает идее 'Тора и дерех эрец", и нынешним положением в мире йешив, о чем подробно говорилось в одной из предыдущих лекций. Современный мир Торы сосредоточен, главным образом, в крупных йешивах и колелях, где, как мы знаем, наблюдается тенденция к принижению некоторых аспектов "дерех эрец".

У этого явления две главные причины:

1. Изучение философии и наук с давних времен (по крайней мере, начиная с эпохи Рашба - раби Шломо бен Адереса, 1235-1310) пагубно отражалось на религиозности учащихся. В результате начались споры о том, какие ограничения необходимо ввести, чтобы защитить еврейство от этой угрозы. Причины для опасений до сих пор не устранены. С другой стороны, подобные ограничения могут препятствовать молодежи не только в познании окружающего мира, но и в приобретении профессии, особенно такой, где требуется академическое образование.

2. Некоторые круги принципиально выступают против любой профессиональной подготовки. Это сравнительно новая тенденция. (В эпоху Рашба изучение "греческих дисциплин" действительно находилось под запретом для молодежи, но, во-первых, запрет действовал только ограниченное время - пятьдесят лет, и во-вторых, он не распространялся на медицину.)

Я слышал от некоторых крупных авторитетов Торы, что этот запрет носит временный характер (гораат шаа). В тяжелые времена действительно бывает необходимо отойти от некоторых положений Торы, чтобы спасти саму Тору, на это есть намек в книге Тегилим: "Время действовать ради Г-спода: они нарушили Тору Твою!" (119:126).

В нынешние времена, после ужасной Катастрофы европейского еврейства это требование приобрело особую важность. Знание Торы настолько ослабло в среде еврейского народа, что приходится допустить отступление от одного из важных принципов иудаизма ради того, чтобы Тора вообще не была забыта. С учетом экстремальной ситуации ведущие авторитеты Торы нынешнего поколения сочли необходимым поощрить более энергичное и целенаправленное изучение Торы (часто в ущерб другим сторонам жизни), стремясь восстановить требуемый уровень еврейской учености. Но те же авторитеты убеждены, что в нормальных условиях Тора по-прежнему требует от каждого из нас сочетать учебу с приобретением профессии и работой по специальности, опять-таки, если это не мешает человеку стать знатоком Торы в соответствии с его способностями.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://www.judaicaru.org/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: