ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ.




 

Каждая конституция как самостоятельное явление социальной и правовой действительности характеризуется совокупностью основных черт и юридических свойств. Это такие сущностные проявления конституции, которые выражают индивидуальность, качественное своеобразие высшего закона государства. В них раскрывается правовая природа конституции.

Основные черты и юридические свойства конституции отражают её особое место в системе права, специфику механизма конституционного регулирования общественных отношений. К числу этих характеристик можно отнести 1. Легитимность, 2. Итоговый характер предписаний, 3. Перспективность, 4. Преемственность, 5. Реальность, 6.верховенство, 7. Стабильность, 8 фундамент системы права.

Легитимность конституции проявляется в том, что она принимается либо законно избранным государственной власти, либо учредительным собранием, созданным специально для принятия конституции, либо непосредственно самим народом путем референдума. Легитимность конституции связана с её учредительным характером. Легитимный характер Конституции РФ 1993 года проявляется в том, что она принята референдумом, который проводился впервые в России. Гражданам предстояло оценить проект, представленный Президентом и одобренный Конституционным совещанием. В референдуме участвовало 58 187 775 зарегистрированных избирателей (54,8%), большинство из которых - 32 937 630 или 58,4% проголосовало за принятие Конституции.

Конституции присущ итоговый характер предписаний. Как итоговый документ конституция закрепляет достигнутый уровень развития общественных отношений, сложившихся к моменту её принятия. Каждая новая конституция выступает юридическим отражением хода исторического развития общества и государства. Содержание конституции обусловлено соц-эк. и общ.-политическими процессами, она является правовой формой закрепления общественного прогресса, социальных завоеваний народа, революционного или эволюционного развития общества.

Будущее коренится в прошлом и настоящем. Закрепляя итоги пройденного пути, конституция вместе с тем содержит программные положения, определяет тенденции, основные направления и, цели социального прогресса. Вот почему её присущ прогностический характер, такая черта как перспективность. Программные положения включаются как правило в преамбулу, а цели и задачи, определяющие направления и развития в области экономики, политике, социального прогресса, национальных отношений, культуру и других, получают выражение в главе об основах конституционного строя. Конституция призвана обеспечить опережающее воздействие на общественные процессы, стимулировать социальную активность и правомерное поведение субъектов права.

Важной чертой является преемственность. Она обусловлена непрерывностью исторического развития государственности. Каждая новая конституция связана с предшествующими. В обществе складываются определенные правовые традиции, которые получают конституционное закрепление. Конституционная преемственность требует сохранять всё ценное, что создано опытом предшествующего развития государства: национальную историко-культурную окраску государственности; идею самоопределения наций и равноправия народов; форму правления; государственное устройство. Идея преемственности новой конституции содержится в её преамбуле, где выражена воля народа к сохранению исторического сложившегося государственного единства, незыблемости демократического строя, уважение к памяти предков, передавших нам любовь к Отечеству, веру в добро и справедливость, осознание ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями. Ядро преемственности новой конституции - российский народ, суверенная государственная власть, государственное единство России; уважение к правам народов, соединенных общей судьбою на земле России; признание Российской Федерации полноправным субъектом морового сообщества.

Важной чертой конституции правового государства является её реальность, Главным критерием для оценки реальности конституции служит её соответствие действительности. Если конституция и действительность находятся в единстве, если обеспечивается соответствие конституционных предписаний социально-экономическим условиям развития общества, можно говорить о реальности конституции.

Реальность конституции во многом зависит от политической, экономической м социальной стабильности, упрочения режима законности и правопорядка.

Реальность как одна из основных черт конституции имеет несколько аспектов: 1) соответствие конституционных предписаний характеру общественных отношений, сложившихся в данный исторический период; 2) учет конкретных исторических, политических, этнографических и иных особенностей страны; 3) выбор приемов и средств воздействия, адекватных характеру регулируемых общественных отношений; 4) предвидение социальных последствий действий тех или иных конституционных установлений; 5) гарантированность конституции.

Однако было бы упрощенчеством считать, что раз конституционное правило отражает существующие общественно-экономические отношения, это совершенно автоматически обеспечивает её реальность. Исполнимость конституционных предписаний, высокая степень эффективности их действия во многом зависят от повседневной деятельности органов законодательной и исполнительной власти, суда, прокуратуры, милиции. Реальность конституции предполагает правовые и организационные гарантии народовластия, действенность механизма обеспечения их реализации, высокую политическую сознательность, социальную активность и правовую культуру граждан.

Конституция гарантирована государством. Важнейшим условием реальности конституции являются стабильный конституционный строй, развивающаяся экономика, авторитет институтов власти, режим законности и правопорядка, прямое действие конституционных норм. Граждане могут обратиться в судебные органы для защиты своих прав, непосредственно ссылаясь на конкретные статьи конституции.

О фиктивности конституции речь может идти при несоответствии устоям соц.-эк. и общ.-полит. жизни, систематическом нарушении декларированных прав и свобод человека и гражданина., игнорировании суверенитета народов и национальных групп. Реальным конституциям противостоят фиктивные, которые наполнены демагогией и декларациями. Они порождают конституционные иллюзии, т.е. обманчивую веру в конституцию. Конституционные иллюзии появляются когда конституция есть, но фактически она игнорируется. Считается, что Конституция 1993 года приближена к действительности ближе, чем предшествующие ей.

Одним из юридических свойств конституции является её верховенство в правовой системе. Верховенство конституции служит проявлением доктрины господства права и означает её приоритетное положение в системе законодательства. Верховенство Конституции обеспечивается: 1) особым порядком её принятия и изменения; 2) приданием конституционным предписаниям высшей юридической силы; 3) созданием специального органа охраны конституционной законности (конституционным судопроизводством).

За соблюдение конституционных предписаний и обеспечение соответствия Конституции РФ федеральных конституционных законов, законодательных актов субъектов РФ отвечают федеральные органы - Президент и Конституционный Суд РФ (ст.125 Конституции).

Важным юридическим свойством конституции является её стабильность, т.е. незыблемость конституционных предписаний.

Конституция - акт долговременного действия. Стабильность проявляется во взаимодействии с субъектами права, в постоянном, целенаправленном воздействии на общественные отношения, составляющие объект конституционного регулирования, на правосознание граждан. Стабильная конституция - важнейшее условие правопорядка и законности, устойчивости всей системы права, укрепления федеративных связей, механизма осуществления властных государственных функций, гуманных отношений между личностью, обществом, государством.

Гарантией стабильности российской Конституции служит особый порядок её принятия, изменения и дополнения. Ограничен круг субъектов, которые могут потребовать изменение или принятия новой Конституции. Это Президент РФ. Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или Государственной Думы (ст.134 Конституции).

Установлено, что положения глав 1,2, и 9 - “Основы конституционного строя”, “Права и свободы человека и гражданина”, “Конституционные поправки и пересмотри Конституции” - не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре этих глав Конституции поддержано 3/5 голосов от общего числа членов каждой из палат, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание, которое либо подтверждает неизменность конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов от общего числа его членов иди выносится на конституционный референдум.

Поправки к главам 3-8 Конституции РФ (“Федеративное устройство”, “Президент РФ”, “Федеральное Собрание”, Правительство РФ”. “Судебная власть”, “Местное самоуправление”), принимаются Федеральным Собранием по процедуре, установленной для федерального конституционного закона. Поправка должна быть одобрена большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (300 голосов) и не менее трех четвертей голосов членов Совета Федерации (103) голоса. Принятая таким образом поправка вступает в силу только после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъе5ктов РФ (58 субъектов). Эти законы не подлежат “отлагательному” вето Президента РФ. Изменения в ст.65 вносятся в упрощенном порядке (состав федерации - на основе федерального конституционного закона о принятии или образовании нового субъекта РФ, изменение статуса и.д. вводятся Указом Президента).

Конституция является фундаментом системы права. Выступая ядром, фундаментом системы права, Конституция действует не изолированно, а в рамках этой системы. Конституция - органическая составная часть и центральное звено, главный структурообразующий элемент системы права, её основной юридический источник. Значение конституции проявляется и в том, что она устанавливает исходные начала функционирования всей системы права и одновременно входит в систему каждой отрасли права и законодательства как базовый источник.

Комплексное развитие всех отраслей права на базе новой Конституции обеспечивает наилучшие условия для формирования демократического правового государства, упрочения режима законности и правопорядка.

Для Конституции РФ важное значение имеет определение соотношения её юридической силы не только с федеральными конституционными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами, актами субъектов РФ, но и с международно-правовыми актами, ратифицированными СССР и РФ. Общепризнанные нормы и принципы международного права трансформируются во внутригосударственные. Это отражает процесс унификации законодательного регулирования в мировом масштабе.

Таким образом, можно сделать вывод; юридическая природа конституции проявляется в её чертах и юридических свойствах, которые отражают специфику её нормативно-правового содержания. Каждая черта Конституции характеризует определенный аспект её содержания как сложного, многопланового правового феномена. Только взятые вместе эти черты и свойства дают исчерпывающее представление о конституции в целом.

Основные черты и юридические свойства конституции взаимосвязаны и взаимозависимы, существуют не изолированно друг от друга и проявляются в системе, оказывая друг на друга влияние. Они представляют собой не простую совокупность, а органическое единство, целостную систему и выражают качественную определенность содержания конституции.

 

Виды конституций.

 

Федеративная природа России обуславливает действие одновременно Конституции Федерации и конституций Республик в её1 составе. Часть 2 ст.5 Конституции РФ гласит: “Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство”. Совокупность действующих в РФ конституций образуют систему конституций или конституционную систему. Основой является федеральная конституция. Свобода конституционного правотворчества республик, их конституционная самобытность имеют пределы. Они выражаются в требовании непротиворечивости республиканских конституций федеральной конституции (ч.1 ст.15).

Соотношение Конституции РФ и конституций республик в её составе подчиняются ряду требований. Все российские конституционные акты взаимосвязаны: им присуща однородная направленность правового регулирования; уважение к правам и свободам человека и гражданина; признание суверенных прав наций и народностей; сохранение государственного единства и территориальной целостности России.

Федеральная Конституция закрепляет не только государственно-правовой статус России как федеративного государства, его состав, но и основы конституционного статуса её субъектов; не только систему федеральных органов власти, но и принципы построения системы органов власти субъектов федерации; разграничение предметов ведения между органами государственной власти Федерации и её субъектов. Конституция гарантирует представительство субъектов федерации в парламенте, их участие в разработке федеральных законов и общефедеральных государственных программ.

Республиканские конституции - органическая структурная часть системы государственно-правового законодательства и конституционной системы Российской Федерации.

Конституции Федерации и конституциям республик присущи общие черты. В то же время эти конституции различаются между собой по содержанию, объекту регулирования, юридической силе, территории действия, процедуре принятия. Они обладают спецификой, отражающей исторические и национальные особенности республик.

Значительная часть республиканских конституций принята в 1978 году и действует до настоящего времени в измененном виде (конституции Карелии). Одновременно идет процесс обновления республиканского конституционного законодательства, т.к. принимаются новые конституции (Адыгея, Башкортостан, Бурятия и т.д.).

 

СИСТЕМА КОНСТИТУЦИИ.

 

Каждая часть конституции - это элемент её композиции как юридического акта. Если категория “содержание” отвечает на вопрос, что в конституции заключено, то “система” дает представление о том, какова внутренняя организация этого нормативно-правового акта.

Содержание конституции оказывает непосредственное воздействие на её систему. Изменение содержания конституции влечет за собой изменение её системы.

Система конституции - это обусловленная предметом конституционного регулирования субъективная организация норм, создаваемая законодателем с учетом требования законодательной техники и национальных традиций в праве. Иначе говоря, система конституции - это способ организации заключенного в её тексте нормативного материала. Помимо других причин систем конституции обусловлена удобством пользования актом, максимальной компактностью, доступностью их для понимания гражданами.

Элементами системы конституции выступают преамбула, разделы, главы, статьи. Система конституции представляет собой определенную взаимосвязь её элементов - преамбулы, разделов, глав, статей. Она обеспечивает внутреннюю согласованность этих элементов, отсутствие логических противоречий внутри акта, последовательность расположенных структурных элементов конституции.

Как правило, каждый раздел, равно как и глава, имеет конкретное наименование..

Действующая Конституция РФ состоит из двух разделов - первый содержит главы (1-9) второй - заключительные и переходные положения..

Преамбула, т.е. вводная часть, дана для уяснения содержания Конституции, её особенностей. Она имеет вспомогательное значение. Воздействие конституционной преамбулы усиливается в сочетании с конкретными нормативными предписаниями этого основного закона государства.

В преамбуле Конституции России 1993 года провозглашаются основные устремления народа и его нравственные идеалы. Подчеркивается преемственность российской государственности, необходимость сохранения исторически сложившегося государственного единства, преемственность демократического строя. В преамбуле отражены нравственные ценности - гуманизм, стремление к счастью, добру, благополучию и процветанию России, гражданский мир, согласие, свободы, права человека. Преамбула провозглашается от имени народа России, осознающего себя как единое целое. Подчеркивается ценность патриотизма, любви к Отечеству, памяти предков. Преамбула - своеобразная увертюра к тексту Конституции.

На первое место в Конституции выдвигаются разделы и главы, закрепляющие основы конституционного строя, механизм народовластия.

Раздел первый можно условно назвать по наименованию первой главы - “Основы конституционного строя “ и состоит из девяти глав.

Основы конституционного строя.

Права и свободы человека и гражданина.

Федеративное устройство.

Президент Российской Федерации.

Федеральное Собрание.

Правительство Российской Федерации.

Судебная власть.

Местное самоуправление.

Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Характер отношений личности - общества - -государства производен от общественно-политической и социально-экономической систем. Поэтому и глава, регулирующая эту группу отношений следует за главой об основах конституционного строя.

Второй раздел Конституции Российской Федерации 1993 года составляют заключительные и переходные положения, обеспечивающие процедуру реализации отдельных конституционных установлений.

Объективную обусловленность системы конституции нельзя понимать как раз и навсегда установленный жесткий механизм взаимосвязей. Речь идёт о наличии таких групп норм, которые обязательно присутствуют в конституции и объединяются не произвольно, а на основе внутренних закономерностей. Расширение объекта конституционного регулирования отражается в системе конституции. Сейчас система конституции более сложна, чем прежде.

 

Понятие основ правового статуса личности.

 

Важное место в системе отрасли государственного права занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового положения (статуса) личности. Конституционного воплощение этот институт получил в гл.2 действующей Конституции “Права и свободы человека и гражданина”. В её нормах конкретизирована одна из важнейших основ конституционного строя России, провозглашенная в ст.2 Конституции и устанавливающая, что “человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”. Кроме Конституции нормы данного института выражены в широкой системе законодательных актов, в которых раскрываются содержание и порядок реализации закрепленных Конституцией прав и свобод. К таким актам относятся Законы “О гражданстве Российской Федерации” от 28 ноября 1991 года, “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” от 25 июня 1993 года, “О свободе вероисповеданий” от 25 октября 1990 года и другие.

Во всех сферах отношений, регулируемых правом, человек и гражданин выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей, которые установлены нормами конкретной отрасли права. Всеми отраслями права предусмотрены и условия его участия в качестве субъекта в данном виде правоотношений, реализации своей правоспособности.

Иначе говоря, правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.

Государственное право выполняет особую роль в закреплении правового положения человека и гражданина.

Каждая из других отраслей права закрепляет совокупность прав и обязанностей в определенной сфере общественных отношений: имущественных, семейных, трудовых и т. д.

К предмету же государственного права в данной области относится закрепление основ правового статуса личности. Это прямо выражено в ст. 64 - заключительной статье гл2 Конституции: положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации.

Понятие “основы” отражают прежде всего систему взаимоотношений государства и личности и включает в себя следующие элементы

правовые установления, связанные с принадлежностью к гражданству и регулированием отношений по поводу гражданства. Гражданство - один из главных элементов правового статуса личности, определяющий её взаимоотношения с государством, то общее условие, которое необходимо для распространение на неё всего объема прав, свобод и обязанностей, установленных для граждан, а также для защиты лица государством, где бы оно не находилось. Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица.

юридически закрепленные общие принципы статуса личности, которые проявляются во всех сферах реализации её правоспособности, независимо от того, какой отраслью права регулируется данное общественное отношение. Речь идет о таких принципах правового статуса как равенство прав и свобод человека и гражданина, обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы, их гарантированность, приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации и др.

основные права, свободы и обязанности, т.е. те, которые неотделимы от человека и гражданина, принадлежат всякому лицу как субъекту права независимо от реализации им своей правоспособности, составляют неотъемлемую её черту.

Институт, устанавливающий основы правового статуса личности, занимает важное место в системе государственного права РФ, непосредственно следуя за институтом, закрепляющим основы конституционного строя РФ. Такая последовательность закономерна. Именно основы конституционного строя определяют те начала устройства общества, от которых производно правовое положение человека и гражданина.

..... Конституционные права - совокупность закрепленных в конституции прав, обязанностей гражданина, которая предоставлена человеку под условием гражданства.

Из истории. В Конституции США 1787 года не было указаны права человека, но в 1791 году было принято 10 поправок к конституции США (право на оружие, неприкосновенность жилища и т.д.). В Конституции Франции не содержалось отдельного раздела по правам человека, однако в преамбуле это нашло отражение, в 1946 приняли, а 1957 году признали все права человека.

1211 г - “Великая хартия вольностей” - через суд, неприкосновенность.

16 век, Англия - Habeas corpus act подтверждает принадлежащие человеку права.

“Псковская судная грамота” - нащупывались подходы к процессу защиты прав.

В реформах Петра 1 17.04.1722 года. “Охранения прав граждан”.

Сперанский в Своде законов ввел большой раздел национальных отношений.

1906 год - последняя редакция Свода законов был раздел 8 тома 1 - права и обязанности российских поданных - подтверждались общие права на судебную защиту, неприкосновенность жилища, свободное избрание места жительства, приобретать имущество, беспрепятственно выезжать за пределы государства, устраивать собрания. Свобода веры допускалась ещё с 18 века - в России всегда была большая степень веротерпимости.

Теоретический раздел - вопрос когда возникли права человека?

В науке существует концепция трех поколений:

первое поколение прав - гражданские и политические свободы, совесть, петиции и т.д.

к началу 20 века (революции в России, Европе) - второе поколение пав - социально-экономические, культурные права. Впервые в советском законодательстве - право на труд, образование, здравоохранение, жилища - распространилось по всему миру “Социальная хартия Европы” - 1953 год - признали права инвалидов.

третье поколение прав - НТР. Достижение в биологии (трансплантация, клонирование), глобальные катастрофы (Чернобыль), экологические, демографические - человек имеет право на здоровую окружающую среду, свободу от экспериментов. Это всё должно быть закреплено международными актами.

 

Понятие “право” - юридическая возможность (разрешено). Признанная государством возможность лица совершать определенные действия в своих интересах, требовать совершения действий от других лиц, добиваться защиты своих интересов в случае их нарушения.

Две возможности - первая - действовать в своих интересах свобода позитивного действия, вторая - имеет полномочия требовать от других - свободы притязаний, третья - юридическая возможность ставить вопрос о защите прав - свобода поиска защиты.

Обязанность - юридически признаваемая государством необходимость совершения лицом действий в пользу государства, общества или других лиц (предписание).

 

Понятие гражданства.

 

Обладание гражданством - предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав, свобод и обязанностей, признаваемых законом, защиты этого лица государством не только внутри страны, но и за её пределами.

В настоящее время все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией и Законом о гражданстве от 28 ноября 1991 года с изменениями, внесенными Законом от 17 июня 1993 года.

Действующая Конституция РФ расширила число норм, регулирующих гражданство, причем наиболее важные нормы в этой области отнесены к основам конституционного строя (ст.6).

Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона о гражданстве. Оно определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Гражданство - правовое, а не фактическое состояние.

Отношения гражданства не связаны напрямую с фактом проживания человека в стране. Немало граждан России проживают за границей, а население России включает не только граждан, но и постоянно пребывающих на её территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое.

Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, в следствии существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства.

Эти связи основаны на юридическом оформлении отношений государства.

Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.

Гражданство каждого индивидуального человека юридически оформляется документами, подтверждающими это его гражданство. Ими являются паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождение, иной документ, содержащий указание на гражданство. Государство регистрирует такие акты гражданского состояния как рождение и смерть гражданина.

Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отнош6ений гражданства по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты.

 

Развитие законодательства о гражданстве.

 

В царской России существовало подданство, а не гражданство. Причем законодательство о подданстве сохраняло черты средневековых, феодальных начал, не основывалось, в отличии демократических государств того периода, на юридическом равенстве всех подданных.

В бывшей Российской империи подданные подразделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом:

природные подданные, в составе которых в свою очередь выделялись: а) дворяне (потомственные и личные) б) духовные лица (делились по вероисповеданиям), в) городские обыватели (разбивались на группы: почетные граждане, купцы, мещане и цеховые) г) сельские обыватели;

инородцы (евреи и восточные народы);

финляндские обыватели.

Кроме того, четыре группы природных подданных законодательство делило на лиц податного и неподатного состояния. Лица неподатного состояния (дворяне и почетные граждане)б пользовались свободой передвижения и получали бессрочные паспорта для проживания на всей территории империи; лица податного состояния (мещане и крестьяне) не обладали этими правами. С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма существенные различия в правах и обязанностях.

После прекращения существования царской империи первым актом по вопросам гражданства был Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов от 10(23) ноября 1917 г. В нем провозглашалось, что все существовавшие сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, всякие звания (дворянина, купца, мещанина и т.д.), титулы и наименования гражданских чинов уничтожаются и устанавливается одно общее для всего населения России наименование - граждане Российской Республики.

1 апреля 1918 года ВЦИК принял Декрет “О приобретении прав российского гражданства”. Право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих в пределах РСФСР, было предоставлено местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам регистрировал принятых в гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения.

С образованием СССР было установлено гражданство СОЮЗА. В ст.7 Конституции СССР 1924 г. закреплялось единое гражданство для граждан союзных республик.

К предмету ведения верховных органов власти СССР относилось основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев.

29 октября 1924 г. было утверждено положение о союзном гражданстве. В соответствии с ним правом принятия в союзное гражданство обладали ЦИК союзных республик. Трудящихся иностранцев могли принимать в гражданство исполкомы губернских, областных съездов Советов или ЦИК АССР. Утратившими советское гражданство считались лишенные его на основании законов, принятых до Конституции 1924 года; не возвратившиеся из-за границы; лишенные гражданства по приговору суда. Положение регламентировало вопрос о гражданстве детей в случае изменения гражданства родителей.

Новое Положение о гражданстве Союза ССР от 13 июня 1930 г. и от 23 ноября 1930 введен упрощенный порядок приема в гражданство и выхода из него.

Это положение, отправляясь от конституционного принципа единого союзного гражданства, полно урегулировало вопросы, связанные с признанием лица гражданином СССР, порядком принятия и выхода из гражданства, с гражданством детей. Каждое лицо, находившееся на территории СССР, признавалось гражданином СССР, поскольку не доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Положение закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, в которой он постоянно проживает. Если считает, что связан с другой республикой, то мог избрать гражданство этой республики.

Лишение гражданства решалось в том же порядке, что и принятие в гражданство.

Согласно Положению от 1931 года иностранные граждане - рабочие и крестьяне, проживающие в пределах СССР для трудовых занятий, пользовались всеми политическими правами граждан СССР.

Положение устанавливало упрощенный порядок приема в гражданство и выхода из него а) иностранцев - рабочих и крестьян, проживающих в пределах СССР для трудовых занятий, а также иностранцев, пользующихся правом убежища вследствие преследования их за революционно-освободительную деятельность; б) лиц. меняющих гражданство в связи с вступлением в брак (в этом случае приобретение и выход из гражданства осуществлялся по постановлению областного, краевого исполкома).

В соответствии с Конституцией 1936 года был принят Закон о гражданстве 19 августа 1938 года. Закрепив все, что было до этого Закон ввел ряд новшеств - гражданами ССР являются все состоявшие к 1 ноября 1917 года подданными бывшей Российской империи и не утратившие советского гражданства; лица, которые прибрели советское гражданство в установленном законом порядке.

Лица, не отвечающие данным условиям и проживающие в СССР, признавались лицами без гражданства (апатридами).Закон изменил порядок решения вопросов о выходе из гражданства и его лишении. Данные вопросы были отнесены к исключительной компетенции Президиума Верховного Совета СССР.

Конституция СССР 1977 года впервые закрепила, что основания, порядок приобретения и утраты гражданства определяются Законом о гражданстве СССР. Получил конституционное выражение важный принцип гражданства: граждане СССР за рубежом пользуются защитой и покровительством советского государства.

На основании этого 1 декабря 1978 г. был принят Закон о гражданстве СССР, который вступил в силу с 1 июля 1979 года - закреплялись законодательные права союзных республик в сфере гражданства.

С введением поста Президента СССР полномочия от Президиума ВСССР по вопросам гражданства отошли к Президенту.

 

Принципы гражданства Российской Федерации.

 

Конституция и Закон о гражданстве устанавливает прежде всего те общие принципы, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Среди них надо выделить следующие.

Гражданство РФ является единым. В силу федеративного устройства этот принцип важнейший и закрепляется а Конституции (ст.6). Конституция не определяет понятие единого гражданства РФ. В ст.2 Закона о гражданстве оно раскрывается следующим образом: граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в её составе, являются одновременно гражданами этой республики.

Гражданство в РФ является равным независимо от оснований приобретения. Законодательством не предусмотрены какие-либо отличия и особенности в правовом статусе лиц, ставших гражданами РФ по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и т.д. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

3) Гражданство РФ имеет открытый и свободный характер. Оно выражается в том, что в РФ каждый человек имеет право на гражданство, в наличии такой формы приобретения гражданства как приём. РФ стремится к сокращению лиц без гражданства - ст.7 Закона о гражданстве так и называется “Сокращение безгражданства”. Россия поощряет приобретение гражданства и не препятствует приобретению ими другого гражданства. В ст.17 Закона установлено, что ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является её гражданином. Свободный характер гражданства России выражается и в том, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина изменить гражданство. Этого права никто не может быть лишен

4) Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства. Этот принцип является новым в законодательстве о гражданстве. Лишение - это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина. Раньше это широко применялось.

5) Гражданину РФ предоставляется возможность иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответст



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: