Деловая игра «Создай свое дело».
Группа разбивается на подгруппы. Все параметры фиксируются на бумаге, а затем представляются остальным группам для обсуждения.
Определить следующие составляющие:
1. Предполагаемое направление деятельности, необходимые ресурсы, собственную роль в работе предприятия (предполагается партнерское участие в равных долях), степень риска и ожидаемую прибыль.
2. Философию организации - ценностные предпосылки.
Миссию - направление деятельности организации, рыночные сегменты и ниши, которые она стремится занять, типы заказчиков, с которыми хочет поддерживать устойчивые отношения. Формулировка миссии включает в себя краткий перечень конкурентных преимуществ или сильных сторон организации.
Цели - конкретные показатели, к которым организация стремится в определенный период времени (например, в течение года, в ближайшие пять лет).
SMART критерии, согласно которым цель, которая ставится, должна соответствовать следующим пяти условиям:
o S pecific (Конкретность)
o M easurable (Измеримость),
o A chievable (Достижимость),
o R elevant (Согласованность),
o T imebound (Определеность во времени);
Организационную культуру (устойчивые нормы, представления, принципы и верования относительно того, как данная организация должна и может реагировать на внешние воздействия, как следует вести себя в организации, каков смысл ее функционирования и т.д).
Организационную структуру.
Анализ среды как исходный процесс стратегического управления.
Анализ среды предполагает изучение трех ее частей: (1) макроокружения; (2) непосредственного окружения; (3) внутренней среды.
Анализ макроокружения включает в себя изучение влияния таких компонентов среды, как состояние экономики; правовое регулирование и управление; политические процессы; природная среда и ресурсы; социальная и культурная составляющие общества; научно-техническое и технологическое развитие общества; инфраструктура и т.п.
|
Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам; покупатели; поставщики; конкуренты; рынок рабочей силы
Анализ внутренней среды вскрывает те внутренние возможности и тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения поставленных целей, а также позволяет более верно сформулировать миссию и лучше уяснить цели для организации.
Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям:
• кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.;
• организация управления;
• производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические характеристики, научные исследования и разработки;
• финансы фирмы;
• маркетинг,
• организационная культура.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (ко 2 семестру)
Индивидуальная работа психолога с предпринимателем.
Задания:
Составить психологический портрет знакомого предпринимателя.
Определение с помощью тестов: черты характера, лидерские качества, ценностные ориентиры, способность вести самостоятельный бизнес, конфликтность и т.д.
Разработать предложения по оказанию психологических услуг вашему потенциальному клиенту-предпринимателю.
Н-р, - Мотивация поведения работников. Умение предпринимателя распознать внутренние побуждения сотрудников и в соответствии с этим правильно расставлять их по рабочим местам. Управление персоналом.
|
- Эксперт-диагностика личности и определение менеджером стиля поведения в общении с соответствующим психотипом партнера или клиента.
- Коммуникативные способности предпринимателя: умение вести равноправный диалог с бизнес-партнерами, с корпоративными клиентами, сохранять устойчивые бизнес-связи.
Методики исследования личности предпринимателя.
1. Методика Я. Стреляу. Шкала оценки для измерения реактивности.
2. Методика Д. Кейрси.
3. Опросник структуры темперамента В.М. Русалова.
4. Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина.
5. Личностный опросник Г.Ю. Айзенка.
6. 16-ти факторный личностный опросник Р. Кеттела.
7. Адаптированный характерологический опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека.
8. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра.
9. Методика «Потребность в общении» Ю.М. Орлова.*
10. Методика «Потребность в общении» Ю.М. Орлова.
11. Методика «Оценка потребности в одобрении» Д.П. Краун и Д. Марлоу.
12. Методика М. Люшера.
13. Методика «Мотивация аффилиации» А. Меграбяна.
14. Методика «Измерение рациональности».
15. Методики «Мотивация к успеху» Т. Элерс; «Мотивация к избеганию неудач» Т. Элерс.
16. Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А. Реан.
17. Методика «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере».
18. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокич.
19. Методика «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э. Мильман.
|
20. Методика «Когнитивная ориентация (локус контроля)» Дж. Роттер.
21. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева.
22. Методика «Направленность личности» В. Смейкал и М. Кучер.
23. Методика «Опросник Лири».**
________________________________________________________________________________________
* Методики с 1 по 9: Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2000.
** Методики с 10 по 23: Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. Мастера психологии.
Перечень тем, которые необходимо раскрыть при подготовке 2-ой части задания.
1. Организационная структура.
2. Организационная культура.
3. Коммуникации в организации.
4. Лидерство и власть в организации.
5. Способы формирования команды в бизнесе.
6. Современные представления о методах мотивации персонала.
7. Методы подбора персонала.
8. Управление инновациями в организации.
9. Организационные конфликты, переговоры как метод управления конфликтами.
10. Значение тайм-менеджмента в деятельности предпринимателя.
11. Стресс-менеджмент в деятельности предпринимателя.
12. Деловые контакты и особенности ведения совместного бизнеса.
13. Психологические факторы повышения конкурентоспособности фирмы.
14. Проблема оптимального сочетания управленческих функций руководителя.
15. Функция планирования и организации в деятельности предпринимателя.
16. Разновидности контролирующей функции руководителя в малом бизнесе.
17. Стратегическое управление. Анализ внешней и внутренней среды. Метод SWOT.