Мышление — это высший когнитивный процесс. Это форма творческого отражения человеком реальности, порождающая такой результат, который в действительности сам или у субъекта в настоящий момент не существует. Ж. Пиаже утверждал, что «Мышление человека... можно также понимать, как творческую трансформацию представлений и образов памяти. Разница между мышлением и другими психологическими процессами знания заключается в том, что оно всегда связано с активным изменением в условиях, в которых человек находится. В процессе мышления делается целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Мышление — это особый вид умственной и практической деятельности, включающий систему действий и операций трансформационно-познавательной (ориентировочно-исследовательской) природы» [2, С. 79].
В понятие «мышление» входит понятие «логическое мышление». В кратком словаре системы понятий логическое мышление определяется как «тип мышления, суть которого заключается в том, чтобы работать с понятиями, суждениями и выводами, используя законы логики». Механизм логического мышления состоит в операциях логического мышления, основанных на четырех законах логики: тождества, непротиворечия, исключённого третьего, достаточного основания.
Логическое мышление человека - самый важный момент в процессе познания. Все методы логического мышления неизбежно используются человеком в процессе познания окружающей действительности в повседневной жизни с раннего возраста. Способность мыслить логически позволяет человеку понять, что происходит вокруг, выявить существенные аспекты, связи в объектах и явлениях окружающей действительности, сделать выводы, решить различные проблемы, проверить эти решения, доказать, опровергнуть, одним словом, все, что необходимо для жизни и успешной деятельности любого человека. Логические законы действуют независимо от воли людей, они не созданы по своей воле, они являются отражением связей и отношений вещей материального мира.
|
Развитие логического мышления ребенка — это процесс перехода мышления с эмпирического уровня знания (визуально-эффективное мышление) на научно-теоретический уровень (логическое мышление), за которым следует структура взаимосвязанных компонентов, где компоненты — это методы логического мышления (логические навыки), которые обеспечивают целостное функционирование логического мышления [15, С.97].
В современной науке существуют различные области изучения формирования логических структур мышления. Все согласны с тем, что основы этой структуры заложены в дошкольном возрасте. Однако сторонники одного из направлений считают, что процесс структурирования логического мышления происходит естественным образом, без «внешней стимуляции», в то время как другие утверждают возможность целевого педагогического влияния, что в конечном итоге способствует развитию логического мышления.
В своих работах Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, М. Монтессори обосновывают ведущую роль обучения как основного стимула развития, указывают на неправомерность противопоставления развитию психологических структур и обучения.
Эксперименты по изучению детского мышления, детского понимания причинно-следственных связей, их обучение научным концепциям позволили определить возраст, в котором это возможно и целесообразно успешно развивать исходные логические навыки детей [12, С.87].
|
Возможность системного поглощения логических знаний и приемов детьми старшего дошкольного возраста показана в работах Х. М. Веклеровой, С.А. Ладымир, Л.А. Левитова. Л.Ф. Обуховой, А.Г. Лидерса. Они доказали возможность формирования отдельных логических операций (сериация, классификация, вывод, основанный на транзитивности отношений между ценностями) у детей старших классов, с учетом их возраста, особенно лобового методами (С.А. Ладымир, Л.А. Левитов). В условиях индивидуального обучения прием подведения под понятие был сформирован в эксперименте Х. М. Веклеровой у детей 6-7 лет на материале «искусственных понятий» (Веклерова, 1998).
Хорошо развитое логическое мышление «способных учащихся» позволяет им применять приобретенные знания в новых условиях, решать нетиповые задачи, находить рациональные способы их решения, творчески подходить к образовательной деятельности, активно участвовать в своем образовательном процессе с интересом. Явления детского мышления показывают только спонтанность его развития в умственной деятельности детей.
Проблема развития логического мышления широко отражена в психолого-педагогической литературе. Опубликованы научные исследования, посвященные этой проблеме, теоретически обоснована возможность и необходимость развития логического мышления ребенка, изложены пути решения проблемы. Однако возрастные ограничения начала формирования логического мышления четко не указаны [6, с.54].
|
Так, А.А. Столяр, понимая идею простой логической подготовки дошкольников, разработала методику введения детей в мир логических и математических понятий о свойствах, о множестве, операций над ними [7, С. 87].
«Любознательность ребенка — это постоянное внимание к знанию мира и построению его собственной картины мира. Ребенок играет, экспериментирует, пытается установить различные причинно-следственные связи и зависимости. Логическое мышление является основным типом мышления старшего дошкольника. Старший дошкольный возраст чувствителен к обучению на основе доказательств», - так сказала Белошистая А.В. [4, С. 61]
С развитием мышления, связанного с появлением таких важных возрастных новообразований, как анализ, внутренний план действий, рефлексия, синтез, обобщение. Дошкольный возраст имеет большое значение для развития основных умственных действий и методов: сравнение, выбор существующих и несуществующие функции, обобщения, определения и т. д.
Хотя логическое мышление дает возможность решать более широкий круг задач, осваивать научные знания, не стоит торопиться сформировать у дошкольника этот вид мышления как можно раньше. Сначала важно создать прочный фундамент в виде развитых образных форм. Именно образное мышление позволяет ребенку находить решения, исходя из конкретной ситуации. Предельная обобщенность, схематичность логического мышления часто оборачивается слабостью, порождая явление, которое носит название "формализм мышления". Сознание ребенка оперирует сухими схемами, не улавливая богатства, полноты жизненных явлений, и потому оказывается неспособным к адекватному решению задач развития.
Анализ психолого-педагогических исследований позволяет прийти к выводу, что развитие логических методов мышления также имеет определенную последовательность. Понятно, что невозможно начать работу с произвольно взятой операцией, поскольку в системе логических методов мышления существует строгая связь, один метод основан на другом.
Таким образом, понятие мышление в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и выходит за его пределы. Открываемые мышлением свойства окружающего мира очень важны, так как позволяют человеку успешно приспосабливаться к нему. Благодаря мышлению мы можем предвидеть те или иные факты и события, потому что мышление всякий раз, как бы добывает знания являющийся общими для целого класса явлений, а не только для одного какого-то случая. Мышления обнаруживает в окружающем мире схожие классы предметов и явлений, родственных по тем или иным признакам. Активное взаимодействие преобразовании предметов, различные действия человека являются существенной особенностью мышления, ведь только в ходе действий с предметами выявляются несовпадения чувственно данного познаваемого в ощущениях и восприятии, и ненаблюдаемого, скрытого. Эти несовпадения явлении и сущности вызывают намек, мыслительного активности человека, в результате которой достигается познание, открытие существенно нового.