Потенциальные опасности электромагнитных полей и их воздействие на окружающую среду




 

 

Текст, принятый Постоянной комиссией, действующей от имени Ассамблеи, 27 мая 2011 г. (см. док. 12608, доклад Комиссии по окружающей среде, сельскому хозяйству, местным и региональным вопросам, докладчик: г-н Хусс).

Резолюция 1815 (2011)

Режим доступа: https://www.coe.int/T/r/Parliamentary_Assembly/%5BRussian_documents%5D/%5B2011%5D/%5BKyiv2011%5D/Res1815_rus.asp

 

1. Парламентская ассамблея неоднократно подчеркивала важность обязательств государств по сохранению окружающей среды и экологического здоровья, зафиксированных в различных хартиях, конвенциях, декларациях и протоколах после Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей человека среде и принятия Стокгольмской декларации (Стокгольм, 1992 год). Ассамблея ссылается на свою работу в этой области в прошлом и, в частности, на рекомендацию 1863 (2009) "Окружающая среда и здоровье", рекомендацию 1947(2010) "Шумовое и световое загрязнение" и, в более общем плане, рекомендацию 1885 (2009) "Проект дополнительного протокола к Европейской конвенции о правах человека, касающегося права на здоровую окружающую среду", и рекомендацию 1430 (1999) "О доступе к информации, участии населения в принятии решений в природоохранной сфере и доступе к правосудию – применение Орхусской конвенции".

2. Потенциальные последствия для здоровья электромагнитных полей очень низкой частоты, окружающих линии электропередач и электрические устройства, являются предметом продолжающихся в настоящее время исследований и вызывают широкие общественные дискуссии. По мнению Всемирной организации здравоохранения, электромагнитные поля всех частот представляют собой один из наиболее распространенных и быстро растущих источников воздействия на окружающую среду, вокруг которого множатся беспокойство и спекуляции. В настоящее время в той или иной степени воздействию электромагнитных полей подвергается все население; по мере развития технологий, напряженность этих полей постоянно возрастает.

3. Мобильная телефония стала обычным явлением во всем мире. Эта беспроводная технология опирается на широкую сеть стационарных антенн или базовых станций, передающих информацию радиочастотными сигналами. В мире существует более 1,4 млн. базовых станций и число их существенно возрастает по мере внедрения технологий третьего поколения. Существуют беспроводные сети, которые обеспечивают высокоскоростной доступ в Интернет, и сетевые услуги, в частности, беспроводные местные компьютерные сети все шире применяются в домах, офисах и публичных местах (аэропорты, школы, жилые и городские кварталы). По мере роста числа базовых станций и беспроводных местных сетей, усиливается воздействие радиочастот на население.

4. Хотя электрические и электромагнитные поля с волнами определенной частоты в целом оказывают благотворное воздействие и применяются в медицине, другие неионизирующие частоты, источником которых могут быть сверхнизкие частоты, линии электропередач или некоторые высокочастотные волны, используемые в радиолокации, телекоммуникациях и мобильной телефонии, по-видимому, оказывают потенциально более или менее вредное нетепловое биологическое воздействие на растения, насекомых и животных, а также на человеческий организм, даже когда уровень воздействия ниже официально установленных пороговых значений.

5. В том что касается стандартов или пороговых значений эмиссий электромагнитных полей всех типов и частот, Ассамблея рекомендует применять принцип ALARA, то есть "настолько низкий, насколько это разумно достижимо", охватывающий как так называемые термальные виды воздействия, так и атермальные или биологические виды воздействия электромагнитных эмиссий или излучений. Кроме того, принцип предосторожности должен применяться всякий раз, когда научная оценка не позволяет с достаточной определенностью установить степень риска, особенно в контексте роста воздействия на население, включая наиболее уязвимые группы, такие как молодежь и дети, что может привести, в случае если пренебречь ранними предупреждениями, к чрезвычайно серьезным гуманитарным последствиям и экономическим издержкам.

6. Ассамблея сожалеет, что несмотря на призывы соблюдать данный принцип предосторожности и несмотря на все рекомендации, заявления и целый ряд уставных и законодательных подвижек, по-прежнему нет реакции на известные или новые риски для окружающей среды и здоровья и практически регулярно затягивается принятие и применение эффективных профилактических мер. Ожидание подготовленных авторитетными учеными научных и клинических доказательств, прежде чем принимать меры по предотвращению хорошо известных рисков, может привести к нанесению серьезного ущерба здоровью и экономическим потерям, как это было в случае с асбестом, этилированным бензином и табаком.

7. Кроме того, Ассамблея отмечает, что проблема электромагнитных полей или волн, а также их потенциальные последствия для окружающей среды и здоровья человека, имеют очевидные параллели с другими актуальными сегодня вопросами, такими как лицензирование производства лекарственных препаратов, химикаты, пестициды, тяжелые металлы и генетически модифицированные организмы. В связи с этим, Ассамблея отмечает, что вопрос независимости и достоверности научной экспертизы является исключительно важным для проведения транспарентной и взвешенной оценки потенциально негативных видов воздействия на окружающую среду и организм человека.

8. В свете изложенных соображений, Ассамблея рекомендует государствам-членам Совета Европы:

8.1. в общем плане:

8.1.1. принять все разумные меры для уменьшения воздействия электромагнитных полей, в частности радиочастот мобильных телефонов, особенно воздействия на детей и молодежь, которые, по-видимому, в наибольшей степени подвержены опасности возникновения опухолей головы;

8.1.2. пересмотреть научную базу действующих стандартов на воздействие электромагнитных волн, установленных Международной комиссией по защите от неионизирующего излучения, которая страдает серьезными недостатками, и применять принципы ALARA ("настолько низкий, насколько это разумно достижимо"), охватывающие, как виды термального воздействия, так и атермального или биологического воздействия электромагнитных эмиссий или излучения;

8.1.3. провести информационно-просветительские кампании в отношении опасности потенциально вредного долгосрочного биологического воздействия на окружающую среду и организм человека, особенно на детей, подростков и молодежь репродуктивного возраста;

8.1.4. обращать особое внимание на "электрочувствительных" людей, страдающих от синдрома непереносимости электромагнитных полей, и принять специальные меры для защиты таких людей, включая создание "безволновых" зон, не покрываемых беспроводными сетями;

8.1.5. для сокращения издержек, энергосбережения и защиты окружающей среды и здоровья людей активизировать исследования с целью разработки новых типов антенн, мобильных телефонов и устройств стандарта DECT, а также стимулировать исследования с целью разработки средств связи, основанных на других технологиях, которые были бы столь же эффективными, но менее вредными для окружающей среды и здоровья людей;

8.2. в отношении частного использования мобильных телефонов, телефонов стандарта DECT, WiFi, WLAN и WIMAX для компьютеров и других беспроводных устройств, таких как "радионяня":

8.2.1. в соответствии с принципом предосторожности установить во всех закрытых помещениях превентивные пороговые значения для уровней долгосрочного воздействия микроволн, не превышающие 0,6 вольт на метр, и в среднесрочном плане снизить их до 0,2 вольта на метр;

8.2.2. осуществлять надлежащие процедуры оценки рисков для всех новых типов устройств перед выдачей на них лицензии;

8.2.3. ввести ясную маркировку, указывающую на присутствие микроволн или электромагнитных полей, мощность передатчика или удельную мощность поглощения излучения устройства, а также любые угрозы для здоровья, с которыми сопряжено его использование;

8.2.4. повысить уровень информированности в отношении потенциальных угроз для здоровья беспроводных телефонов стандарта DECT, "радионянь" и других бытовых приборов, которые являются источником эмиссии постоянных пульсовых волн, в случае если электрооборудование постоянно находится в режиме ожидания, и рекомендовать использовать дома стационарные проводные телефоны или же модели, которые не испускают постоянно пульсовые волны;

8.3. в отношении защиты детей:

8.3.1. разработать в различных министерствах (образования, охраны окружающей среды и здравоохранения) адресные информационные кампании, предназначенные для учителей, родителей и детей, с тем чтобы предупредить их о специфических опасностях раннего, плохо продуманного и длительного использования мобильных и других устройств, являющихся источником микроволн;

8.3.2. применительно к детям в целом и, в частности в школах и классах, отдавать предпочтение проводным средствам подключения к сети Интернет и строго регулировать пользование учащимися мобильными телефонами в школьных помещениях;

8.4. в отношении планирования линий электропередачи и базовых релейных антенных станций:

8.4.1. принять на уровне городского планирования меры, предполагающие размещение высоковольтных линий электропередач и других электроустановок на безопасном расстоянии от жилых зон;

8.4.2. применять жесткие стандарты безопасности на акустические электросистемы в новых жилых зданиях;

8.4.3. снизить пороговые значения для релейных антенн, в соответствии с принципом ALARA, и устанавливать системы комплексного и непрерывного мониторинга всех антенн;

8.4.4. определять места размещения новых антенн GSM, UMTS, WiFi или WIMAX, не только руководствуясь интересами операторов, но и с учетом мнений представителей местных и региональных властей, местных жителей и объединений заинтересованных граждан;

8.5. в отношении оценки рисков и мер предосторожности:

8.5.1. в большей степени ориентировать работу по оценке рисков на их предотвращение;

8.5.2. поднять стандарты оценки рисков и повысить качество путем создания стандартной шкалы рисков, которая предусматривала бы обязательное указание уровня опасности, учитывала бы несколько гипотез вероятности рисков и учитывала бы совместимость с реальными условиями жизни;

8.5.3. учитывать мнения ученых, выступающих с "ранними предупреждениями", и защищать их;

8.5.4. сформулировать ориентированное на права человека определение принципов предосторожности и принципов ALARA;

8.5.5. увеличить государственное финансирование независимых исследований, в частности, путем предоставления грантов промышленными компаниями и путем налогообложения продуктов, в отношении которых проводятся государственные исследования на предмет оценки угроз, которые они создают для здоровья человека;

8.5.6. создать независимые комиссии для распределения государственных средств;

8.5.7. сделать обязательной транспарентность деятельности групп лоббирования;

8.5.8. способствовать проведению плюралистических и состязательных дебатов между всеми заинтересованными сторонами, включая гражданское общество (Орхусская конвенция).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: