Крымский инженерно-педагогический университет
Факультет английского языка и литературы, русского языка и литературы
Кафедра русской филологии
ДОКЛАД
на тему:
«Продуктивные способы образования имен прилагательных»
Выполнила:
студентка группы АР-18
Ислямова Хатидже Айдеровна
Принял ст. преподаватель
кафедры русской филологии:
Бахича Эльнара Арифовна
Симферополь, 2019
План
1. Введение.
2. Способы образования имен прилагательных.
3. Морфологическое словообразование.
4. Неморфологический способ.
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Раздел словообразования в лингвистике сравнительно новый, свою историю он ведет с сороковых годов двадцатого века. Большую роль в развитии науки сыграли такие ученые, как И. А. Бодуэн де Куртенэ, Ф. Ф. Фортунатов, Н.В. Крушевский. Терминологическую базу словообразования составляют морфологические и неморфологические способы словообразования. Среди морфологических способов выделяют:
1. префиксальный (играешь →поиграешь, приставка по- имеет добавочное значение начала действия),
2. суффиксальный (молодой→молодость, суффикс –ость- привносит значение отвлеченного термина),
3. аффиксальный или приставочно-суффиксальный (окно→подоконник, приставка под- и суффикс –ник- добавляются одновременно),
4. безаффиксный – способ, при котором к производящей основе прибавляется так называемый нулевой суффикс (переходить→переход, нулевой аффикс добавляет значение результата действия, которое обозначается производящей основой),
5. сложение целых слов (плащ+палатка→плащ-палатка)
6. сложение основ с помощью соединительных гласных (каша+варить→кашевар)
7. сложение части основы с целым словом или частью основы, в результате чего получаются сложносокращённые слова и аббревиатуры: стенная газета - стенгазета, Московский государственный университет – МГУ.
Как мы видим, особый интерес представляет значение, которое добавляют аффиксы к исходному производящей основы.
Среди неморфологических способов выделяют следующие:
1. лексико-семантический (слово мышь, кроме обозначения мелкого грызуна, приобрело значение компьютерное устройство для ввода информации),
2. лексико-синтаксический (сказанное + выше→вышесказанное),
3. морфолого-синтаксический (ванная комната→ванная), то есть переход из одной части речи в другую.
В именах прилагательных представлены следующие способы словообразования: суффиксация, префиксация, сложение, сращение, а также смешанные способы: префиксально-суффиксальный, суффиксально-сложный, сращение в сочетании с суффиксацией.
Кроме способов словообразования, в научной грамматике выделены два типа словообразования: продуктивный и непродуктивный тип. Продуктивным называют тип, по которому в настоящее время образуются новые слова; непродуктивным называется тип, который в современном русском языке больше не используется как образец для образования новых слов. Применительно к прилагательным большинство словообразовательных типов являются продуктивными.
Целью доклада является рассмотрение продуктивных способов образования имен прилагательных.
СПОСОБЫОБРАЗОВАНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Имена прилагательные в современном русском языке образуются:
1. лексико-синтаксическим способом (заблаговременный, сногсшибательный и др.)
2. морфолого-синтаксическим способом (изысканные блюда, известный певец, образованный человек и т.д.).
морфологическим способом.
Морфологический способ является основным в русском словообразовании. Из разновидностей морфологического способа словообразования продуктивными в кругу прилагательных являются - аффиксация (с тремя ее видами: суффиксальный, префиксальный, суффиксально-префиксальный) и сложение основ. Безаффиксный способ оказывается самым непродуктивным.
Новые слова могут создаваться и неморфологическими способами словообразования. К ним принадлежат следующие:
Морфолого-синтаксический способ словообразования, при котором новые слова, появляются в результате перехода их из одной части речи в другую. Сюда относятся:
а) субстантивация (переход в имена существительные): дежурный по классу (ср.: дежурный ученик); обедать в столовой (ср.: столовая посуда);
б) адъективация (переход в имена прилагательные): блестящие способности (ср.: блестящие на солнце паутинки), организованный человек (ср.: организованный студентами митинг);
в)прономинализация (переход в местоимения): данное событие, т. е. это событие то, о котором идет речь (ср.: данное мною обещание), зашел к одному знакомому, т. е. к какому-то знакомому (ср.: дать по одному карандашу);
г)адвербиализация (переход в наречия): сделаю no-вашему (ср.: сделаю по вашему совету)
Лексико - синтаксический способ словообразования, при котором новые слова возникают в результате сращения в одну лексическую единицу целого сочетания слов сейчас (из сей час), сегодня (из сего дня), сумасшедший (из с ума сшедший).
Словообразовательная система, как и лексическая, характеризуются многозначными, омонимическими и синонимическими отношениями.