Цель: развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета, профилактика спорных ситуаций среди детей, предотвращение конфликтных ситуаций между учащимися и взрослыми.
Задача: закреплять знания детей о нормах и правилах общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности.
- развивать коммуникативные способности учащихся.
- воспитывать у учащихся память, внимание, воображение, чувство взаимоуважения и доброты.
Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята! Нашу познавательно-игровую программу мы назвали "Культуроград". Сегодня мы будем говорить о культуре поведения в семье.
Под этим термином "культура поведения" мы понимаем совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Основы культуры поведения воспитываются в семье. И наблюдения показывают, насколько глубоко впитывается все, что говорят родители, насколько точно копируется их манера поведения и речи. Недаром говорят: "Посеешь привычку – пожнешь характер".
Заботливое, внимательное отношение к людям, в том числе к матери, отцу, старшим, - неотъемлемый признак повседневного культурного поведения.
Ведущая: Сегодня вас ждет много интересного! Ребята, вы любите путешествовать? (ответы ребят)
Мы отправляемся в город "Культуроград" на теплоходе! А билетами на теплоход будут вежливые слова.
(Дети называют вежливые слова: здравствуйте, простите, до свидания, пожалуйста, добро пожаловать, извините, спасибо, всего доброго…)
И первое море, которое мы должны переплыть – море Скромности.
Ребята, а как вы понимаете, что такое скромность?
(Ребята высказывают свое мнение.)
Скромность - это такое качество личности, которое помогает завоевывать человеку симпатии окружающих людей и делает его уважаемым и любимым. Сущность скромности в том, что человек, обладающий этим качеством, не кичится своими достоинствами или заслугами, не зазнается, а совершает добрые дела не на показ, а по своему внутреннему убеждению.
Ведущая: Наш теплоход приплыл к берегу. Перед нами – набережная Приветствий.
Что такое здравствуй? – лучшее из слов.
Потому что здравствуй – значит будь здоров!
Правило запомни. Знаешь – повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались, встретились с утра,
Значит слово здравствуй – говорить пора.
Ведущая: Вашему вниманию предлагаются слова, которыми мы пользуемся в начале разговора при встрече: - Здорово! – Привет! – Здравствуйте! – Хелло! - Доброе утро!
Задание: какие слова приветствия мы будем использовать с ребятами своего возраста, и какие со взрослыми людьми?
(ответы ребят)
Ведущая: С набережной ПРИВЕТСТВИЙ двигаемся дальше и попадаем на бульвар Вежливости. Вежливость проявляется во внешней сдержанности, подтянутости при общении с другими людьми. Она проявляется в позе, жестах, мимике, а также в устной и письменной речи. Вежливо необходимо обращаться со всеми людьми, а не только с близкими и знакомыми.
Ребята, для вас игра "Уроки вежливости". Слушайте внимательно!
- Вы звоните по телефону и хотите позвать подругу или друга. Нужно выбрать наиболее вежливую форму выражения своей просьбе.
а) Позовите Наташу.
б) Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Наташу.
в) Здравствуйте, позовите Наташу!
г) Здравствуйте, извините, Наташа дома? -4 (ребята отвечают)
Ведущая: А все из вас знают, что младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики первыми должны приветствовать девочек, но если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда не помешает!
Ведущая: Следующее задание: - Вы едите в автобусе и хотите пробраться к выходу. Какие слова произнесли бы вы?
а) Пропустите меня, я выхожу.
б) Разрешите пройти.
в) Извините, можно пройти?
г) Подвиньтесь, пожалуйста. - 3(ребята отвечают)
Ведущая: А теперь конкурс "Загадочный"!
- Если встретился знакомый, хоть на улице, хоть дома –
Не стесняйся, не лукавствуй, а скажи погромче ...(здравствуй)
- Если просишь что-нибудь, то сначала не забудь,
Разомкнуть свои уста и сказать …(пожалуйста)
- Если невежей прослыть не хотите, очень прошу вас - будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните: Будьте ...(любезны), будьте ...(добры)
- Порвал Воробей паутинные нити.
Чирикнул смущенно: Ну ...(извините)
- Если встретилась компания, не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания всем скажите :...(до свидания)
- Когда я что-то подарю, мне говорят: ...(благодарю)
- Если словом или делом вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело говорить: ...(Спасибо)
Ведущая: А сейчас мы переходим на проспект Доброты. Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других. Она не требует наград, если сделал добро – забудь, а если получил от других, то помни.
Ребята, все хорошие вежливые слова и поступки превратились в злые. Помогите! Просим вас, пожалуйста, заменить их противоположными словами.
Игра "Подумай-ка!".
- Зависть - сочувствие уважение
- Жадность - щедрость благодарность доброта
- Грубость - нежность вежливость
- Жестокость - добродушие помощь отзывчивость
- Дерзость – благодарность
Ведущая: Доброе слово всегда поможет в трудную минуту, рассеет плохое настроение и превратит зло в добро.
Ведущая: А сейчас мы попадаем в переулок Отзывчивости. Отзывчивость помогает легко устанавливать контакт с ребятами и взрослыми, найти друзей, вызывает симпатию и уважение.
Первое задание: Все вы, конечно, знаете сказку "Три медведя". Давайте представим себе, что Маша не убежала в лес, а вступила с медведями в разговор.
Какой вариант разговора вам нравится больше всего?
а) Медведи! Я заблудилась и попала к вам в дом. Извините за беспорядок, я вам помогу все убрать.
б) Мишеньки! Я заблудилась и попала в ваш дом. Я устала. Помогите мне вернуться домой.
в) Медведи! Я очень устала. Если Мишутка отнесет меня домой, моя бабушка даст ему меда и малины. - (1)
Второе задание: Все вы, наверняка, любите получать подарки. Вспомним сказку К. Чуковского "Муха-Цокотуха": "Приходили к мухе блошки, приносили ей сапожки, а сапожки не простые – в них застежки золотые." Как бы вы стали принимать подарок и благодарить за него?
а) Рассматривает сапожки и говорит: "Что за чудные сапожки! Где вы их достали, блошки? Буду их всю жизнь носить и весь век благодарить! "
б) Держит в руках сапожки и говорит: "У меня уж есть сапожки, и получше этих, блошки. Их отдам своей сестре, что живет на той горе."
в) Держит в руках сапожки и говорит: "Вам спасибо, мои блошки, за прекрасные сапожки, ох, какое будет горе, если мне они не в пору." - (3)
Третье задание: Еще раз вспомним строки Чуковского: "Приходила к мухе бабушка-пчела, Мухе-Цокотухе меду принесла…" Как бы вы поступили с этим подарком?
а) Поставите весь мед для гостей.
б)Спрячете весь мед подальше.
в) Отложите часть меда из банки в вазочку и поставите на стол для гостей. - (3)
Ведущая: Мы продолжаем путешествовать по городу Культурограду. Перед нами площадь Домашняя.
Здесь мы будем говорить о том, как вести себя дома.
(на доске – "Правила как вести себя дома", обсуждение с ребятами, высказывание мнений)
- В доме – порядок и уют уважение среди всех членов семьи.
- В семье - у каждого должны быть свои постоянные обязанности. (например, сын выносит мусор, пылесосит в комнатах, поддерживает порядок в игрушках, а дочь ухаживает за цветами, моет посуду, помогает маме в уборке квартиры.
- Забота и внимание всех членов семьи друг к другу должны проявляться во всем - поспешите к дверям, чтобы помочь маме снять пальто, отнесите ее сумку с продуктами на кухню, отыщите бабушке потерявшиеся очки, поиграйте с младшими детьми.
- Если кто-то в семье прилег отдохнуть - остальные ведут себя тихо, не играют в шумные игры, не включают музыку.
- Как бы вы ни были голодны - не ешьте прямо из кастрюли, не пейте воду из носика чайника, также недопустимо есть варенье прямо из банки.
- На кухне соблюдается чистота и порядок - их поддерживают все члены семьи.
- В прихожей - не разбрасывайте верхнюю одежду и обувь, у каждой вещи должно быть свое место.
- Уходя из дому и по возвращении, всегда прощайтесь и здоровайтесь со всеми близкими, а если вы где-то задерживаетесь, предупредите об этом родителей по телефону.
Ведущая: А сейчас игра "Продолжи фразу"!
(ребята становятся в круг и под музыку движутся и передают воздушный шарик, когда музыка останавливается, участник, у кого в руках шарик, заканчивают фразу "Чтобы стать воспитанным нужно...", затем движение под музыку продолжается)
Ведущая: Ребята, мы с вами совершили прекрасное путешествие по городу Культурограду!
А теперь, чтобы вернуться для вас игра "Больше слов".
Вам нужно составить как можно больше самостоятельных слов из тех букв, что входят в словосочетание "Культура поведения".
(ребята записывают слова составленные из предложенного словосочетания)
Ведущая: Ребята, как вам понравилось наше путешествие по Культурограду? Что было для вас интересно, что нового узнали, какие игры понравились больше, чем? (ребята рассказывают, обсуждают, высказываются)
Ведущая: Культура поведения проявляется всегда и везде во взаимоотношениях между людьми. Во всем бесконечном разнообразии ситуаций, которые возникают во взаимоотношениях людей, культурный человек неизменно проявляет уважение к другим людям и готовность помогать им в каждом затруднительном случае.
И прежде чем завершить нашу программу обратите внимание на последние слайды презентации. Итак, первое условие воспитанности – знание общепринятых норм и правил поведения; второе – тренироваться упражняться в правильном поведении; третье – прочные и устойчивые привычки поведения.(ведущая зачитывает из презентации)