УДК 82-17
Климюк Д. А.,
обучающаяся 4-го курса Института иностранной филологии ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И.Вернадского»
Научный руководитель: зав. кафедрой английской филологии, кандидат филологических наук, доцент Полховская Е.В.
daria.klimyuk@yandex.ru
Введение. Категория комического рассматривалась еще Аристотелем. Ее осмысление в дальнейшем происходило на разных этапах литературоведческой мысли. Выявление роли комического в литературе и на сегодняшний день является важной литературоведческой проблемой. В данном исследовании в фокусе внимания находится реализация категории комического в поэзии Томаса Гуда.
Творчество Томаса Гуда представляет интерес благодаря юмористическим, сатирическим, ироническим мотивам и разноплановости тематики и формы.
Данная научная работа проводилась в контексте исследований стилистики художественной речи; в ней выявляется использование игры слов как средства создания комического в поэзии Томаса Гуда. Исследование расширяет и углубляет известные представления о специфике функционирования и использования такого стилистического приема как игра слов в художественном тексте.
Цель работы – выявить игру слов в творчестве Томаса Гуда и определить роль данного стилистического приема в раскрытии авторского замысла, идеи.
Задачи исследования заключаются в том, чтобы:
· изучить сущность приема игры слов;
· выявить игру слов в произведениях Томаса Гуда.
Методы и подходы исследования: в данном научном исследовании мы использовали методы описательной поэтики, метод стилистического анализа, метод вербального анализа, эстетический подход, герменевтический подход.
Результаты исследования. Комическая обработка литературного материала выступает как художественное средство заострения, концентрации противоречий и эстетических свойств реальности, стимуляции необходимого эффекта неожиданности и активности противопоставления эстетических идеалов осмеиваемому явлению. Комизм отражает противоречие жизни, характера человека и обстоятельств, является особенной формой раскрытия и оценки противоречий и контраста [1]. Комизм присущ поэзии Томаса Гуда.
|
В своих произведениях Томас Гуд применял фонетические, лексические, морфологические и синтаксические средства для создания комического эффекта. К одному из основных используемых стилистических средств создания комического в его творчестве относится игра слов.
Сущность игры слов заключается в использовании двух совершенно разных значений в одной фонетической форме. Игра слов может быть основана на взаимосвязи двух известных значений слова (полисемия) или на взаимодействии двух слов или словосочетаний, звучащих одинаково (омонимия). Игра слов создает комический эффект и придает произведению выразительность.
Рассматриваемый прием может быть как намеренным, так и «случайным». В таких случаях автор воспроизводит игру слов, раскрывающую образ мышления, ту или иную черту персонажа. Непредсказуемость является одним из ключевых элементов игры слов.
В стихотворении “Gold!” автор использует игру слов в строках (“To the verge of a church yard mold…”) [4]. В данном примере слово “ mold” имеет два значения: “ плесень” и “литье”.
В своей работе “The Bachelor’s Dream” Томас Гуд использует игру слов для придания образности и двусмысленности изречению (“Myself in blue, the bride in white.…”) [4]. Здесь, намеренная игра слов дает возможность читателю представить, с одной стороны, молодоженов в синем и белом нарядах, а, с другой, “blue” имеет значение “проявление грусти”, а “white” можно интерпретировать как “иметь побледневшее лицо”, “быть потрясенным”, что производит впечатление опечаленного мужчины и потрясенной женщины. В концепции этого произведения использование игры слов раскрывает образ мышления героя, и многозначность данного образа создает комический эффект.
|
В стихотворении “Change of Ministry” игра слов наблюдается в строке (“For when the Wigs are going out…”) [4]. Слово “wig” и “Whig” звучат одинаково, что является омонимией. “Whig” имеет значение члена политической партии 18-19 веков. Стоит отметить, что члены политических партий надевали парики. Из этого следует комический подтекст данного высказывания.
Вывод: Мы пришли к выводу, что особым образом организованная Томасом Гудом поэтическая речь с использованием стилистического средства создания комического, игры слов, получает яркую эмоционально-экспрессивную окраску и обладает комическим эффектом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борев, Ю.Б. Комическое [Текст] / Ю.Б. Борев. – Москва: Искусство, 1970. – 272 с.
2. Виноградов, В.В. О теории художественной речи [Текст] / В.В. Виноградов. – Москва: Искусство, 1971. – 240 с.
3. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования [Текст] / И.Р. Гальперин. – Москва: КомКнига, 2007. – 144 с.
4. "Английская поэзия" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://eng-poetry.ru/Poet.php?PoetId=19. – (Дата обращения: 25. 02. 2021).