Проверка умений образовывать глаголы и глагольные формы, умений иллюстрировать орфографические правила, приводя примеры из текста.




Тема: глагол как часть речи

Глагол. Что обозначает?
Постоянные признаки
Непостоянные признаки
Синтаксическая роль в предложении
Морфологический разбор глагола
Правописание глагола

Повторение и обобщение изученного материала

Записываем таблицу

Глагол (определение) -часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопросы что делать? Что сделать? Начальная форма-инфинитиф (неопределенная форма глагола) Суффиксы:-ть, –ти,-чь, -сть, -сти (бере-чь, ве-сти)
Постоянные признаки:  
1.вид -совершенный вид(законченное действие, что сделать?)несовершенный вид (длительное действие что делать) Написать, написал, напишу Писать, пишу, писал, буду писать
2.переходность/непереходность  
Переходные- действие направлено на объект в В.п. без предлога; Непереходные- нет при себе прямого дополнения Оставляю дом (сущ.В.п.) Препятствовать движению (не В.п. без предлога)
3.Возвратные глаголы  
Наличие постфикса –ся, -сь (отмечается как суффикс) Одева-ет-ся, воз-ит-ся
4.спряжение это изменение глагола по лицам и числам  
-ударение падает на окончание-спряжение определяем по окончанию; -ударение не падает на окончание, то Ко 2 спряжению: все глаголы на-ить (кроме брить и стелить), 7 глаголов на –еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, смотреть, терпеть) и 4 глагола на –ать (гнать, держать, дышать, слышать) Помни: 1.глаголы хотеть, бежать и другие спрягаются по 2 и 2 спряжению 2.Есть безличные глаголы (не изменяются по лицам и числам)
Непостоянные признаки:  
1.наклонение  
-изъявительное (наст.,прош., будущ.)  
-повелительное (побуждение)  
-сослагательное (бы)  
2.время глагола  
Настоящее, прошедшее, будущее Глаголы совершенного вида: пошедшее И будущее время Глаголы несовершенного вида: настоящее, прошедшее, будущее
4.лицо Я,ты, он-она_оно, мы, вы, они
5.род М.р., ж.р., ср.р.
Две основы у глагола: -основа инфинитива (слыша-ть); Основа настоящего времени (слыш-ат)  
Синтаксическая роль Личные формы глагола -сказуемое, Любой член предложения
Морфологический разбор Порядок разбора: 1.Часть речи; 2.Начальная форма (нфинитиф); 3.постоянные признаки: -вид глагола, -возвратный/невозвратный -переходный/непереходный, -спряжение 4.Непостоянные признаки: -наклонение, -время (если есть), -лицо (если есть), -род (если есть). 5. роль в предложении. -

Закрепление Презентация - глагол

Морфологический разбор глагола

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым (С.Есенин)

Жалею – глагол,жалеть, нес вид, невозвр., переход., 1 спр.

Изъявит наклонение, наст вр., 1 –е лицо, ед.ч., рода-нет.Сказуемое.

6.2.Синтаксическая роль глаголов в предложении.

Сказуемое Я купила на рынке фрукты; Ася любит загорать на пляже; Зима стояла морозная; Наша задача-победитьв этом бою; В комнате пахло розами.
Подлежащее Бегать по росе-огромное удовольствие
определение Бесконечная возможность познавать себя
Дополнение Прошу Вас позвонить мне
Обстоятельство Ягненок вжаркий день зашёл к ручью напиться

6.3. Правописание:

Правописание глаголов
Ь-пишется:  
1.В неопределенно форме; 2.в окончаниях 2 лица, ед числа; 3.в повелительном наклонении после согласных; 4.в возвратном суффиксе Беречь. (ты) купаешь, купаешься. Исправьте, спрячься. Вернулись
Правописание суффиксов  
Глагол на –ую, -юю (1 лицо ед.ч. наст.вр), то суффикс –овы,, -ева Беседую –бесед-оват-ь, танцую-танцевать
Глагол на –ываю, -иваю(1 лицо ед.ч. наст.вр), то суффикс –ыва, -ива Откладываю- отклад-ыва-ть
В переходных глаголах -суффикс –И, в непереходных – Е Обезлес-и-ть (лишить лес), Обезлес-е-ть (лишиться леса),
В прош.времени перед суффиксом –л- пишется та же гласная, что в инфинитиве Вея-л-веять, слышал-слыать
Правописание личных окончаний глагола (см спряжение) Строить(н.ф.) 2 спр.-стро-ишь (2л, ед.ч.) Делать (Н.Ф.,1 спр)-делаешь (2л, ед.ч.)  

Закрепление. Закрепление правописных умений

ŠŠ Спишите, вставляя пропущенные буквы; выделите глаголы

И укажите их вид.

Ух, жарко!.. До полдня грибы соб..рали.

Вот из лесу вышли — навстречу как раз

Синеющей лентой, извил..стой, дли..ой,

Река луговая: спрыгнули гурьбой,

И русых головок над речкой пусты..ой,

Что белых грибов на полянк.. лесной!

Река огл..силась и смехом, и воем:

Тут драка — не драка, игра — не игра…

А солнце п..лит их полуде..ым зноем.

Домой, ребятишки! Обедать пора.

Вернулись. У каждого полно лукошко,

А сколько pa..казов! Попался косой,

Поймали ежа, заблудились немно..ко

И вид..ли волка.. у, страшный какой!

Ежу предл..гают и мух, и козявок,

Корней молочко ему отдал своё —

Не пьёт! Отступились…

(Н. А. Некрасов)

 

Вспомним

Совершенный вид Несовершенный вид
обозначая действие, указывают его внутренний предел, границу, результат. : В саду зацвели (зацветут) яблони.— что действие началось (или начнётся), причём начало действия понимается как его граница, предел.(соверш вид) вида имеют два времени: прошедшее и будущее простое (решил, решу).   обозначают действие без указания его предела, результата, но с оттенком длительности или повторяемости зацветают яблони начало действия представляется развивающимся, имеющим продолжение, но не имеющим завершения. имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее сложное (решаю, решал, буду решать).
Среди глаголов совершенного вида надо выделить в отдельную группу однократные глаголы, указывающие, что действие совер- шилось или совершится один раз и притом мгновенно: толкнуть, качнуть, дёрнуть (один раз и быстро) и др. Среди глаголов несовершенного вида выделяются в особую группу многократные глаголы, показывающие, что действие повторяется несколько раз, в регулярные промежутки времени: под- талкивать, покачивать, подёргивать, почитывать и т. д.

Проверка умений образовывать глаголы и глагольные формы, умений иллюстрировать орфографические правила, приводя примеры из текста.

И начинает уставать вода.

И это означает близость снега.

Вода устала быть ручьями, быть дождем,

По корню подниматься, падать с неба.

Вода устала петь, устала течь,

Сиять, струиться и переливаться.

Ей хочется утратить речь, залечь

И там, где залегла, там оставаться.

(Д. Самойлов.)

 

Задания к тексту:

1) Какие правила орфографии могут проиллюстрировать использованные в стихотворении глаголы? Подтвердите это одним-двумя примерами. (Написание мягкого знака в инфинитиве, -тся и -ться в глаголах, написание личных окончаний глаголов.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: