Тема: глагол как часть речи
Глагол. Что обозначает? |
Постоянные признаки |
Непостоянные признаки |
Синтаксическая роль в предложении |
Морфологический разбор глагола |
Правописание глагола |
Повторение и обобщение изученного материала
Записываем таблицу
Глагол (определение) | -часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопросы что делать? Что сделать? Начальная форма-инфинитиф (неопределенная форма глагола) Суффиксы:-ть, –ти,-чь, -сть, -сти (бере-чь, ве-сти) |
Постоянные признаки: | |
1.вид -совершенный вид(законченное действие, что сделать?)несовершенный вид (длительное действие что делать) | Написать, написал, напишу Писать, пишу, писал, буду писать |
2.переходность/непереходность | |
Переходные- действие направлено на объект в В.п. без предлога; Непереходные- нет при себе прямого дополнения | Оставляю дом (сущ.В.п.) Препятствовать движению (не В.п. без предлога) |
3.Возвратные глаголы | |
Наличие постфикса –ся, -сь (отмечается как суффикс) | Одева-ет-ся, воз-ит-ся |
4.спряжение это изменение глагола по лицам и числам | |
-ударение падает на окончание-спряжение определяем по окончанию; -ударение не падает на окончание, то Ко 2 спряжению: все глаголы на-ить (кроме брить и стелить), 7 глаголов на –еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, смотреть, терпеть) и 4 глагола на –ать (гнать, держать, дышать, слышать) | Помни: 1.глаголы хотеть, бежать и другие спрягаются по 2 и 2 спряжению 2.Есть безличные глаголы (не изменяются по лицам и числам) |
Непостоянные признаки: | |
1.наклонение | |
-изъявительное (наст.,прош., будущ.) | |
-повелительное (побуждение) | |
-сослагательное (бы) | |
2.время глагола | |
Настоящее, прошедшее, будущее | Глаголы совершенного вида: пошедшее И будущее время Глаголы несовершенного вида: настоящее, прошедшее, будущее |
4.лицо | Я,ты, он-она_оно, мы, вы, они |
5.род | М.р., ж.р., ср.р. |
Две основы у глагола: -основа инфинитива (слыша-ть); Основа настоящего времени (слыш-ат) | |
Синтаксическая роль | Личные формы глагола -сказуемое, Любой член предложения |
Морфологический разбор | Порядок разбора: 1.Часть речи; 2.Начальная форма (нфинитиф); 3.постоянные признаки: -вид глагола, -возвратный/невозвратный -переходный/непереходный, -спряжение 4.Непостоянные признаки: -наклонение, -время (если есть), -лицо (если есть), -род (если есть). 5. роль в предложении. - |
Закрепление Презентация - глагол
Морфологический разбор глагола
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым (С.Есенин)
Жалею – глагол,жалеть, нес вид, невозвр., переход., 1 спр.
Изъявит наклонение, наст вр., 1 –е лицо, ед.ч., рода-нет.Сказуемое.
6.2.Синтаксическая роль глаголов в предложении.
Сказуемое | Я купила на рынке фрукты; Ася любит загорать на пляже; Зима стояла морозная; Наша задача-победитьв этом бою; В комнате пахло розами. |
Подлежащее | Бегать по росе-огромное удовольствие |
определение | Бесконечная возможность познавать себя |
Дополнение | Прошу Вас позвонить мне |
Обстоятельство | Ягненок вжаркий день зашёл к ручью напиться |
6.3. Правописание:
Правописание глаголов | |
Ь-пишется: | |
1.В неопределенно форме; 2.в окончаниях 2 лица, ед числа; 3.в повелительном наклонении после согласных; 4.в возвратном суффиксе | Беречь. (ты) купаешь, купаешься. Исправьте, спрячься. Вернулись |
Правописание суффиксов | |
Глагол на –ую, -юю (1 лицо ед.ч. наст.вр), то суффикс –овы,, -ева | Беседую –бесед-оват-ь, танцую-танцевать |
Глагол на –ываю, -иваю(1 лицо ед.ч. наст.вр), то суффикс –ыва, -ива | Откладываю- отклад-ыва-ть |
В переходных глаголах -суффикс –И, в непереходных – Е | Обезлес-и-ть (лишить лес), Обезлес-е-ть (лишиться леса), |
В прош.времени перед суффиксом –л- пишется та же гласная, что в инфинитиве | Вея-л-веять, слышал-слыать |
Правописание личных окончаний глагола (см спряжение) | Строить(н.ф.) 2 спр.-стро-ишь (2л, ед.ч.) Делать (Н.Ф.,1 спр)-делаешь (2л, ед.ч.) |
Закрепление. Закрепление правописных умений
ŠŠ Спишите, вставляя пропущенные буквы; выделите глаголы
И укажите их вид.
Ух, жарко!.. До полдня грибы соб..рали.
Вот из лесу вышли — навстречу как раз
Синеющей лентой, извил..стой, дли..ой,
Река луговая: спрыгнули гурьбой,
И русых головок над речкой пусты..ой,
Что белых грибов на полянк.. лесной!
Река огл..силась и смехом, и воем:
Тут драка — не драка, игра — не игра…
А солнце п..лит их полуде..ым зноем.
Домой, ребятишки! Обедать пора.
Вернулись. У каждого полно лукошко,
А сколько pa..казов! Попался косой,
Поймали ежа, заблудились немно..ко
И вид..ли волка.. у, страшный какой!
Ежу предл..гают и мух, и козявок,
Корней молочко ему отдал своё —
Не пьёт! Отступились…
(Н. А. Некрасов)
Вспомним
Совершенный вид | Несовершенный вид |
обозначая действие, указывают его внутренний предел, границу, результат. : В саду зацвели (зацветут) яблони.— что действие началось (или начнётся), причём начало действия понимается как его граница, предел.(соверш вид) вида имеют два времени: прошедшее и будущее простое (решил, решу). | обозначают действие без указания его предела, результата, но с оттенком длительности или повторяемости зацветают яблони начало действия представляется развивающимся, имеющим продолжение, но не имеющим завершения. имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее сложное (решаю, решал, буду решать). |
Среди глаголов совершенного вида надо выделить в отдельную группу однократные глаголы, указывающие, что действие совер- шилось или совершится один раз и притом мгновенно: толкнуть, качнуть, дёрнуть (один раз и быстро) и др. | Среди глаголов несовершенного вида выделяются в особую группу многократные глаголы, показывающие, что действие повторяется несколько раз, в регулярные промежутки времени: под- талкивать, покачивать, подёргивать, почитывать и т. д. |
Проверка умений образовывать глаголы и глагольные формы, умений иллюстрировать орфографические правила, приводя примеры из текста.
И начинает уставать вода.
И это означает близость снега.
Вода устала быть ручьями, быть дождем,
По корню подниматься, падать с неба.
Вода устала петь, устала течь,
Сиять, струиться и переливаться.
Ей хочется утратить речь, залечь
И там, где залегла, там оставаться.
(Д. Самойлов.)
Задания к тексту:
1) Какие правила орфографии могут проиллюстрировать использованные в стихотворении глаголы? Подтвердите это одним-двумя примерами. (Написание мягкого знака в инфинитиве, -тся и -ться в глаголах, написание личных окончаний глаголов.)