Выводы (прочитать)
Правило | Примеры | Особые случаи |
В суффиксах дейст. причастий наст. времени - ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ-) пишутся: буквы у или ю, если причастие образовано от глагола I спр., буквы а или я, если причастие образовано от глагола II спр. | ||
В суффиксах страд. причастий наст. времени - ем-, -им- пишутся: буква е, если причастие образовано от глагола I спр., буква и, если причастие образовано от глагола II спр. | ||
В действительных причастиях прошедшего времени перед суффиксом пишется та же гласная, что и в неопределённой форме глагола. | ||
В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишется е(нн), если причастие образовано от глагола на - ить. |
Примечание:
Необходимо различать причастия, образованные от разных глаголов: расстрелянный (от гл. расстрелять), подстреленный (от гл. подстрелить), развешанные картины (от гл. развешать), развешенная мука (от гл. развесить).
Осложнённое списывание
1) Евгений мой спешит душою замирая в надежде страхе и тоске к едва смиривш..йся реке (А. Пушкин). 2) Долго жители не спали и меж собою толковали о дне минувш..м (А. Пушкин). 3) Зарево на дальних высотах трепещущ..м румянцем отразилось (М. Лермонтов). 4) Ключ этот бьёт из расселины берега превративш..йся в небольшой овраг (И. Тургенев). 5) Лошади сколько я мог различить при чуть брезжущ..м слабо льющ..мся свете звёзд тоже лежали понурив головы (И. Тургенев).
Задание к тексту:
Списать, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы в окончаниях причастий. Причастные обороты подчеркнуть как члены предложения.
Ответ:
1) Евгений мой спешит, душою замирая, в надежде, страхе и тоске к едва реке (Пушкин). 2) Долго жители не спали и меж собою толковали о дне (Пушкин). 3) Зарево на даль них высотах румянцем отразилось (Лермонтов). 4) Ключ этот бьёт из расселины берега, в небольшой овраг (Тургенев). 5) Лошади, сколько я мог различить при чуть слабо свете звёзд, тоже лежали, понурив головы (Тургенев).
Вспомним. Деепричастие.
Деепричастие- неизменяемая форма глагола, обозначает добавочное действие. Как? Каким образом? Что делая? Что сделав? | |
Признаки глагола | Вид переходность |
Нет времени | |
Как наречие | -не изменяются |
Синтаксическая роль | обстоятельство |
Морфологический разбор | Часть речи, Начальная форма (неопред форма глагола) Вид От какого глагола и с помощью какого суффикса образовано Роль в предложении |
Образование деепричастий | Нес в – основа глагола настоящего времени + суффикс –а, -я (читать-читают-читая) Соверш в –основа глагола неопред формы + -в,-вши,-ши (сдела-ть-сделав) |
Презентация (деепричастие)
6.3. Выборочный диктант. Выписать причастия, деепричастия указать исходный глагол. Обозначить суффиксы причастий.
1) Лодка, вёслами махая, плыла по дремлющей реке (Пушкин). 2) Внизу Арагва и Кура по корням шепчущих кустов бежали дружно и легко (Лермонтов). 3) Книги — это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старика юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место. (Герцен.) 4) Троекуров мало заботился о выигрыше затеянного им дела. (Пушкин.) 5) Калиныч провёл нас в избушку, увешанную пучками сухих трав. (Тургенев.) 6) На стенах, оклеенных зелёными обоями с розовыми разводами, висели три картины, писанные масляными красками. (Тургенев.) 7) Бледно-голубое небо осени светло смотрело на улицу, вымощенную серыми камнями, усеянную жёлтой листвой. (М. Горький.) 8) Старик сидел на корме, едва видимый в облаке водяной пыли и проносимой ветром пены. (Серафимович.) 9) Дед Щукарь, стремительно увлекаемый в сени, так и не успел кончить фразы. (М. Шолохов.) 10) Между палатками желтели расчищенные в траве и посыпанные песком дорожки.
Итоги урока. Рефлексия
— От чего зависит выбор гласной в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени?
— От чего зависит выбор гласной в суффиксах причастий прошедшего времени?
— Почему в суффиксах страдательных причастий настоящего времени пишется суффикс - енн -?
8.Самостоятельная работа