Виды и формы организации учебного процесса




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету « Речь и альтернативная коммуникация»

Г» дополнительного класса

 

Составитель: учитель Федоренкова С.В.

 

Санкт-Петербург

Пояснительная записка.

Актуальность.

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей, имеющих нарушение интеллекта, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с умеренной тяжелой или глубокой степенью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.

В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и рассчитан на 3 часа в неделю.

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для учащихся дополнительного 1 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федерального государственного образовательного стандарта (Стандарт)

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

2. АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушеними);

3. Программы «Образование учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» /под. редакцией Н.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой /2011год;

4. Учебного плана ГБОУ школы № 487, календарного графика и расписания учебных занятий на 2017-2018 уч. год.

5. Положения о разработке и утверждении рабочих программ ГБОУ школа № 487.

Срок реализации программы: 1 учебный год. На основании программы может быть написана специальная индивидуальная программа развития (СИПР).

Цели и задачи программы:

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыковс использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Задачи:

· Формирование умения воспринимать обращения через тактильные, зрительные, слуховые раздражители.

· Формирование умения согласиться на контакт и отказаться от контакта. Установление ребёнком контакта доступным способом.

· Развитие способности распознавать, что поступает сообщение.

· Формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.

· Развитие внимания к речевому обращению и реагирование на него доступным образом (изменение поведения, поворот лица и т.д.).

· Формирование умения различать голос и прочие шумы.

· Развитие импрессивной и экспрессивной речи.

Инструментарий учителя:

· рабочая программа;

· предметно-развивающая образовательная среда, организованная с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка (дидактический, иллюстративный, литературный материал).

Условия реализации программы.

Виды и формы организации учебного процесса

Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.

Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; систематизации и обобщению изученного материала), уроки-игры, уроки-путешествия, заочные экскурсии.

Формы работы на уроке: индивидуальная работа; работа в группах; фронтальная работа с индивидуальным и дифференцированным подходом.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные.

Система оценки достижения планируемых результатов обучения

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения рабочей программы (или СИПР). Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения рабочей программы (или СИПР).

Основой оценки достижений обучающегося слу­жит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. Ре­зультаты анализа могут быть представлены в портфолио обучающегося и отражаются в СИПР.

Учебно-тематический план.

№ п/п Наименование раздела и тем Всего часов
  Восприятие внимания к себе  
  Принятие ребёнком того, что с ним что-либо происходит.  
  Восприятие присутствия другого человека.  
  Обращение внимания к другому человеку и получение ответа на внимание.  
  Умение согласиться на контакт и отказаться от контакта.  
  Способность поддерживать контакт.  
  Сообщение.  
  Распознавание, что поступает сообщение.  
  Умение высказываться (вербально и невербально).  
  Накопление речевого опыта  
  Внимание к речевому обращению и реагирование на него  
  Получение вербальных ответов на свои сообщения  
  Узнавание голоса  
  Различение голоса и шума.  
  Узнавание голосов знакомых людей.  
  Понимание речевых сигналов  
  Реагирование на имя, просьбу, запрет.  
  Понимание простых формул вежливости.  
  Итого: 95 часов в год

В связи с особенностями развития учащихся данного класса и спецификой предмета программный материал по данному учебному курсу был перераспределен в соответствии с потребностями и возможностями учащихся.

Учебные часы распределены в следующей приоритетностью: «Сообщение » (20 часов), «Накопление речевого опыта » (18 часов). Данное перераспределение часов обусловлено необходимостью систематического развития возможности распознавания поступающих сообщений и реагирования на них, а также воспринимать речевое обращения к себе как приятое.

 

Содержание тем учебного курса

Восприятие внимания к себе ( 16 часов).

· Принятие ребёнком того, что с ним что-либо происходит.

· Восприятие присутствия другого человека.

· Восприятие обращения через тактильные, зрительные, слуховые раздражители.

Обращение внимания к другому человеку и получение ответа на внимание ( 16 часов).

· Ответ на присутствие другого человека (поворачивает лицо, отворачивается и т.д.).

· Умение согласиться на контакт и отказаться от контакта. Установление ребёнком контакта доступным способом. Способность поддерживать контакт.

Сообщение ( 19часов) .

· Распознавание, что поступает сообщение.

· Умение высказываться (вербально и невербально).

Накопление речевого опыта. ( 18 часов).

· Восприятие речевого обращения к себе как приятного.

· Внимание к речевому обращению и реагирование на него (изменяет поведение, поворачивает лицо и т.д.).

· Получение вербальных ответов на свои сообщения (в том числе невербальные).

Узнавание голоса ( 15 часов).

· Различение голоса и шума.

· Узнавание голосов знакомых людей.

Понимание речевых сигналов ( 12 часов).

· Реагирование на имя.

· Реагирование на просьбу.

· Реагирование на запрет.

· Понимание похвалы. Понимание простых формул вежливости.

 

Планируемые результаты освоения программы

Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися учебного предмета является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.

Выделяем следующие ожидаемые результаты:

- личностные, включающие сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества:

1. Осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определённому полу, как «Я»);

2. Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;

3. Владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся социуме;

4. Оценка своих поступков по принципу «хорошо»/«плохо», личная ответственность за свои поступки на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах;

5. Владение правилами поведения в учебной ситуации;

6. Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;

7. Доброжелательность, эмоциональная отзывчивость по отношению к другим, понимание и сопереживание чувствам других;

8. Владение навыками сотрудничества со взрослыми и детьми в разных социальных ситуациях доступным образом;

9. Владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации.

 

- предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного материала опыт специфический для данной предметной области, деятельности по получению нового знания и его применению.

· Умение принимать партнера по коммуникации. Умение воспринимать обращения через тактильные, зрительные, слуховые раздражители.

· Умение обращать внимание на другого человека и получение ответа на внимание.

· Умение согласиться на контакт и отказаться от контакта. Установление ребёнком контакта доступным способом.

· Умение распознавать, что поступает сообщение. Умение высказываться (вербально и невербально).

· Умение воспринимать речевое обращение и реагировать на него. Внимание к речевому обращению и реагирование на него доступным образом (изменение поведения, поворот лица и т.д.). Умение получать вербальные ответы на свои сообщения (в том числе невербальные).

· Умение различать голос и прочие шумы. Умение узнавать голоса знакомых людей.

· Умения реагировать на имя, просьбу, запрет. Умение понимать похвалу и простые формы вежливости.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: