ЧАСТЬ 2. ШУМЕРСКАЯ КУЛЬТУРА 3 глава




Встает вопрос: почему цивилизация Древней Месопотамии возникла не на севере, где местность холмиста, идут дожди, много источников и почва не требует искусственного орошения, а на юге, где по­стоянно требуется максимум усилий для того, чтобы плодородная земля не превратилась в выжженную пустыню? Ответ, как нам представляется, лежит в русле теории английского культуролога А. Тойнби. Он выдвинул гипотезу, согласно которой первобыт­ное общество переходит к цивилизации только в том случае, если оно не боится ответить на вызов неблагоприятных условий окружающей среды. От­вечая на вызов, коллектив накапливает самый раз­нообразный опыт по овладению внешними силами среды, тем самым совершенствуя свои навыки, знания, усиливая религиозное чувство и т. д. Общест­во, побоявшееся ответить на вызов среды, застыва­ет в своем развитии, и ему не суждено перейти на стадию полноценной цивилизации. Чем суровее вы­зов, тем сильнее и мудрее должен быть ответ. Поэтому там, где среда изначально благоприятствует коллективу (как на севере Месопотамии), цивили­зация или вообще не развивается, или развивается значительно медленнее, чем в месте предельно же­сткого вызова. Именно на юге Месопотамии проти­востояние природы и коллектива достигло такого накала, что люди были лишены выбора. Им остава­лось или уйти из этих мест (а уходить не хотелось из-за высоких урожаев), или приспособить их под себя.

Из самых ранних пиктографических текстов, дошедших из храма в городе Уруке и дешифрован­ных А. А. Вайманом, мы узнаем о содержании древ­нейшего шумерского хозяйства. Нам помогают сами знаки письма, которые в то время еще ничем не от­личались от рисунков. В большом количестве встре­чаются изображения ячменя, полбы, пшеницы, овец и овечьей шерсти, финиковой пальмы, коров, ослов, коз, свиней, собак, разного рода рыб, газелей, оле­ней, туров и львов. Понятно, что растения культи­вировались, а из животных одних разводили, а на других охотились. Из предметов быта особенно час­ты изображения сосудов для молока, пива, благо­воний и для сыпучих тел. Были также специальные сосуды для жертвенных возлияний. Рисуночное письмо сохранило для нас изображения металличе­ских орудий и горна, прялок, лопат и мотыг с дере­вянными рукоятями, плуга, саней для перетаскива­ния груза по заболоченным местам, четырехколес­ных повозок, канатов, рулонов ткани, тростниковых ладей с высоко загнутыми носами, тростниковых загонов и хлевов для скота, тростниковых эмблем богов-предков и многого другого. Существуют в это раннее время и обозначение правителя, и знаки для жреческих должностей, и специальный знак для обозначения раба. Все эти ценнейшие свидетельст­ва письменности указывают, во-первых, на земледельческо-скотоводческий характер цивилизации с остаточными явлениями охоты; во-вторых, на суще­ствование в Уруке большого храмового хозяйства; в-третьих, на наличие в обществе социальной иерар­хии и отношений рабовладения. Данные археологи­ческих раскопок свидетельствуют о существовании на юге Двуречья ирригационной системы двух ви­дов: бассейнов для накопления вод весеннего па­водка и магистральных каналов большого протяже­ния с постоянными узлами плотин.

Поскольку все хозяйственные архивы раннего Шумера дошли до нас из храмов, в науке возникла и укрепилась мысль о том, что и сам шумерский город был городом-храмом и что вся земля в Шуме­ре принадлежала исключительно жречеству и хра­мам. На заре шумерологии эту мысль высказал не­мецко-итальянский исследователь А. Даймель, а во второй половине двадцатого столетия его поддержал А. Фалькенштейн. Однако из работ И. М. Дьяконо­ва стало ясно, что, помимо храмовой земли, в шу­мерских городах существовала еще земля общины, причем этой общинной земли было значительно больше. Дьяконов подсчитал численность городско­го населения и сравнил его с численностью храмо­вого персонала. Затем он точно так же сравнил общую площадь храмовых земель с общей площа­дью всей земли Южного Двуречья. Сравнения по­лучились не в пользу храма. Оказалось, что шумерская экономика знала два основных сектора: хозяй­ство общины (уру) и хозяйство храма (э). О вне-храмовой общинной земле, кроме числовых соот­ношений, говорят также и документы о купле-про­даже земли, совершенно проигнорированные сторон­никами Даймеля. Предшественников Дьяконова ввел в заблуждение тот факт, что хозяйственные тексты составлялись только в храме и упоминались в них, в основном, события, напрямую связанные с его делами. Община же собственных документов не ве­ла, поэтому ее и посчитали несуществующей. Кро­ме того, на выводах Даймеля могло сказаться и влияние его духовного сана — он был католиче­ским патером.

Картина шумерского землевладения лучше все­го вырисовывается из документов отчетности, до­шедших из города Лагаша. Согласно храмовым хозяйственным документам, существовало три катего­рии храмовой земли:

1. Земля жреческая (ашаг-нин-эна), которая возделывалась храмовыми сельскохозяйственными работниками, использовавшими скот и орудия, выдаваемые им храмом. За это они получали земель­ные наделы и натуральные выдачи.

2. Земля кормления (ашаг-кур), которая разда­валась в виде отдельных наделов должностным ли­цам храмовой администрации и различным ремеслен­никам, а также старостам групп сельскохозяйствен­ных работников. В эту же категорию стали входить и поля, выдававшиеся лично правителю города как должностному лицу.

3. Земля возделывания (ашаг-нам-уру-лаль), которая выдавалась из храмового земельного фонда также отдельными наделами, но не за службу или работу, а за долю в урожае. Брали ее храмовые служащие и работники в дополнение к своему служеб­ному наделу или пайку, а также родичи правителя, члены персонала других храмов и, может быть, во­обще любой свободный гражданин города, имевший силы и время для обработки дополнительного земельного надела.

Представители общинной знати (в том числе и жрецы) наделов на земле храма или вообще не имели, или располагали лишь небольшими надела­ми, преимущественно на земле возделывания. Из документов купли-продажи мы знаем, что эти лица, как и родичи правителя, имели большие земельные владения, получаемые непосредственно от общины, а не от храма.

О существовании внехрамовой земли сообщают самые различные типы документов, относимые нау­кой к договорам купли-продажи. Это и глиняные таблички с лапидарной констатацией основных ас­пектов сделки, и надписи на обелисках правителей, где сообщается о продаже царю больших земельных наделов и описывается сама процедура сделки. Для нас, несомненно, важны все эти свидетельства. Из них выясняется, что внехрамовой землей владела большесемейная община. Под этим термином под­разумевается коллектив, связанный общностью про­исхождения по отцовской линии, общностью хозяйственной жизни и земельного владения и вклю­чающий более чем одну семейно-брачную ячейку. Такой коллектив возглавлялся патриархом, который и организовывал процедуру передачи земли покупа­телю. Эта процедура состояла из следующих частей:

1. ритуал совершения сделки — вбивание колыш­ка в стену дома и возливание масла рядом с ним, передача покупателю жезла как символа продаваемой территории;

2. уплата покупателем цены земельного участка в ячмене и серебре;

3. приплата за покупку;

4. «подарки» родственникам продавца и малоиму­щим членам общины.

Процедура продажи общинной земли имела слож­ную психологическую природу. Дело в том, что лю­бая древняя община воспринимала свою землю как совершенное подобие своего коллективного тела. На этой земле стояли дома общинников, в этой зем­ле были похоронены их предки, эта земля не без помощи умерших предков кормила и поила народ. И поэтому отделение участка земли от общины вос­принималось как своеобразная инвалидность общи­ны, неполноценность ее тела. Следовательно, куп­ля-продажа общинной земли требовала материаль­ной и психологической компенсации со стороны по­купателя. Видами такой компенсации были припла­та сверх стоимости участка и особенно «подар­ки» — чаще всего обычное кормление общинников, но иногда и вещевые дары (например, одежда или ювелирные украшения). Однако возникает вопрос: почему в качестве компенсации нужно, в основном, кормить общинников, а не одаривать их драгоцен­ностями? Вероятно, потому, что будучи без земли, коллектив остается без пищи и без жизненной энер­гии, получаемой от пищи. Значит, кормление здесь нужно понимать не только как психологическую, но и как энергетическую компенсацию ущерба: поку­патель кормит род продавца на примерную сумму той жизненной силы, которой этот род лишается с потерей земли.

Таким образом, мы видим, что основу шумер­ской экономики составляло земледелие, земля дели­лась на две части — общинную и храмовую. Храмовая земля была священна и не продавалась, общин­ная содержалась большими патриархальными рода­ми и продавалась при соблюдении сложной проце­дуры материально-психологического характера. Шу­меры культивировали ячмень, полбу и пшеницу. Расчеты по купле-продаже вели в мерах ячменного зерна или в серебре (в виде серебряного лома по весу).

Скотоводство в Шумере было отгонным: скот содержался в загонах и хлевах и ежедневно выго­нялся на пастбище. Из текстов известны пастухи-козопасы, пастухи коровьих стад, но более всех из­вестны пастухи овец. Как уже говорилось ранее, слово сипа — «овечий пастух» стало эпитетом пра­вителя. Так именовали практически всех шумер­ских царей и некоторых богов. Пастухи, упоминае­мые в храмовых текстах, или состоят в штате, или наемники, или исполняют повинность.

Ремесло и торговля в Шумере развились очень рано. Древнейшие списки имен храмовых ремеслен­ников сохранили термины для обозначения профес­сий кузнеца, медника, плотника, ювелира, шорника, кожевенника, гончара, ткача. Все ремесленники бы­ли храмовыми работниками и получали за свой труд как натуральные выдачи, так и дополнитель­ные наделы земли. Однако на земле они работали редко и с течением времени утратили с общиной и земледелием всякую реальную связь. Известны из древнейших списков и торговые агенты, и корабельщики, перевозившие товары по Персидскому за­ливу для торговли в восточных странах, но они так­же работали на храм. К особой, привилегированной части ремесленников относились писцы, работавшие в школе, в храме или во дворце и получавшие за свой труд большие натуральные выдачи.

В общем и целом шумерскую экономику можно рассматривать как земледельческо-скотоводческую с подчиненным положением ремесла и торговли. В основе ее — натуральное хозяйство, кормившее толь­ко жителей города и его власть и лишь изредка по­ставлявшее свои продукты в соседние города и стра­ны. Обмен шел преимущественно в сторону импор­та: шумеры продавали излишки сельскохозяйствен­ных продуктов, ввозя в свою страну строительный лес и камень, драгоценные металлы и благовония.

Обрисованная в целом структура шумерской экономики в диахронном плане не претерпела су­щественных изменений. С развитием деспотической власти царей Аккада, упроченной монархами III ди­настии Ура, все больше земли оказывалось в руках ненасытных правителей, но никогда им не принад­лежала вся пригодная для обработки земля Шуме­ра. И хотя община к этому времени уже утратила свою политическую силу, все равно аккадский или шумерский царь должен был выкупать землю у нее, скрупулезно соблюдая описанную выше процедуру. Ремесленники с течением времени все больше и больше закрепощались царем и храмами, низво­дившими их едва ли не до положения рабов. То же происходило и с торговыми агентами, во всех своих действиях подотчетными царю. На их фоне работа писца неизменно рассматривалась как свободный и хорошо оплачиваемый труд.

 

Социальная структура шумерского общества

 

Еще недавно в науке было принято, описывая древнее общество, указывать на периоды, когда от земледелия отделилось ремесло и когда от ремес­ленников отделилось жречество. Однако для Шу­мера такая схема не действует: уже в самых ранних пиктографических текстах из Урука и Джемдет-Насра существуют знаки для обозначения управлен­ческих, жреческих, воинских и ремесленных долж­ностей. Стало быть, никто ни от кого не отделялся, и люди разного общественного предназначения жи­ли в самые первые годы существования древнейшей цивилизации.

Всякое общество — цельный живой организм, который нуждается в различных способах выжива­ния и функционирования; поэтому нужно признать существование в этом организме частей, предна­значенных для выполнения разнообразных функций. Руку нельзя заменить поджелудочной железой, а ногу — кровеносной системой. Это разные по сво­ему назначению органы, существующие в одном те­ле. Так же и с людьми: человек, в силу своих био­логических свойств рожденный быть воином, нико­гда не станет земледельцем, и наоборот. На самой заре цивилизации человек находил свое место в жизни только на основе личных качеств, поскольку не существовало еще такой технологии обществен­ных отношений, при которой неспособный к делу человек мог бы занимать чужое место. Следова­тельно, нужно говорить о такой структуре общест­ва, которая наполовину еще биологична и где каж­дый член социального организма выполняет только ему свойственную от природы функцию. Индийская система варн возникла не на пустом месте; и шу­мерские, и египетские, и хеттские источники кон­статируют деление древнейшего общества на четы­ре основные страты: земледельцы-общинники, ремес­ленники-торговцы, воины и жрецы. Причем правитель такого общества должен был непременно соче­тать в себе жреческие и воинские качества.

Каждая из страт имеет собственное мироощу­щение, основанное на ее биосоциальной природе и на опыте постоянного времяпровождения:

1. Земледелец-общинник трудится на собствен­ном клочке земли, не разгибая спины. В течение года он, стоящий на одном месте, видит, как вокруг него совершают свой путь солнце, луна и планеты, как одновременно с движением планет происходит рост и развитие посеянных им зерен. Поэтому об­разом мироздания для него является Мировое Дре­во — символ стабильного внутреннего развития, проекция его собственного тела, вокруг которого упорядоченно вращается мир. Земледелец спокоен, медлителен, уверен в себе, он готов в любой мо­мент дать отпор людям, покушающимся на его зем­лю. Он любит то, что близко от него, и не стремит­ся в дальние страны. Земледелец поддерживает тра­дицию и надеется на скорое возвращение добрых старых времен, которые должны повториться, как повторяются времена года.

2. Воин не любит постоянного места и тради­ции. Он предпочитает создавать традицию сам, под­чиняя себе территории за пределами родной общи­ны и воздвигая на них памятники своей славы. Его образ мира — путь, пролагаемый для распростра­нения своей воли на все возможное пространство и время. Воин подчиняется для того, чтобы затем ко­мандовать самому. Он предпочитает выходить за грань традиции и мирового порядка лишь до того момента, пока не пришло время включить его дея­ния в этот порядок. Совершив свои подвиги, он ста­новится консерватором и запрещает молодым повторять его путь, поскольку ревнует их к будущей славе.

3. Ремесленник-торговец постоянно, непрерывно совершенствует свои навыки, стремясь ко все боль­шей точности исполнения и имея в качестве сверхзадачи красоту изделия. Мир для него полон самых разнообразных связей и отношений — как между предметами, так и между людьми. Поэтому, отдавая дань традиции, он в то же время не верит в абсо­лютную истинность ее предписаний, хотя и не всту­пает с ней в открытый конфликт. Его образ ми­ра — Небо с бесчисленными звездами и планетами, включающее в себя всю мудрость первичного мира и не содержащее больше того, что в нем есть. Он любит меру, число и пропорцию вещи. Он любит то, что создано впервые и не предсказано никакой тра­дицией, хотя и соответствует ее лучшим образцам.

4. Жрец не любит чужих мест и чужих богов. Он служит своему богу в своем храме, приносит жертвы умершим предкам своих сородичей, подчи­няется своему государю. Задачей жреца является работа со временем, то есть обнаружение непрерыв­ной последовательности в отношениях между бога­ми и богами, богами и людьми, живыми и умерши­ми. Жрец всегда озабочен либо тем, чего уже нет, либо тем, чего еще нет. Он воссоздает традицию и прорицает будущее, его стихия — смыслы бытия. Его мышление стремится выйти из-под власти вещ­ного мира, его образ мышления — Пучина вод, уно­сящая следы прежней жизни и порождающая жизнь новую.

В различных древних обществах эти свойства смешаны в разных пропорциях. Даже беглый, по­верхностный взгляд способен отметить в памятниках египетской, индийской и еврейской культур от­четливую тягу к познанию иного мира, последних тайн жизни и смерти, то есть сильное жреческое начало. Но египетская культура отличается своей воинственностью, индийская — своей привязанно­стью к земле, а еврейская известна любовью к странствиям и торговле. Что же касается шумеров, то изучение их политико-хозяйственных документов и памятников словесности позволяет прийти к вы­воду, что на первом месте в их мироощущении сто­ит любовь земледельца к месту своей работы и ощущение мирового порядка, основанного на рит­мах роста зерновых, с непременным обновлением времени в новом году. На втором месте — любовь к красоте и совершенству, отличающая ремеслен­ника. Воинское и жреческое начала отступают на второй план: царь никогда не получает абсолютной власти в стране, даже при условии обожествления; жречество выполняет типично чиновничью (т.е. ремесленную) работу по обслуживанию статуи бога или проведению ритуалов. Кроме того, жречество не отделено от общины и потому не имеет полити­ческой самостоятельности.

Это предварительное теоретическое рассужде­ние подтверждается большим числом текстов, до­шедших до нас от самых разных эпох шумерской истории. В них население шумерского города-госу­дарства разделялось следующим образом:

1. Знать: правитель города, начальник храмовой администрации, жрецы, члены совета старейшин об­щины. Эти люди имели в порядке семейно-общинного или родового, а часто и индивидуального вла­дения десятки и сотни гектаров общинной земли, эксплуатируя клиентов и рабов. Правитель, кроме того, часто пользовался для личного обогащения землей храма.

2. Рядовые общинники, имевшие участки общин­ной земли в порядке семейно-общинного владения. Они составляли более половины всего населения.

3. Клиенты храма: а) члены храмовой админи­страции и ремесленники; б) подчиненные им люди. Это бывшие общинники, утратившие общинные связи.

4. Рабы: а) рабы храма, мало отличавшиеся от низших категорий клиентов; б) рабы частных лиц (число этих рабов было сравнительно невелико).

Таким образом, мы видим, что социальная струк­тура шумерского общества довольно четко распре­деляется по двум основным экономическим секто­рам: община и храм. Знатность определяется коли­чеством земли, население либо обрабатывает свой надел, либо трудится на храм и крупных землевла­дельцев, ремесленники прикреплены к храму, а жрецы — к общинной земле.

Правителем шумерского города в начальный пе­риод истории Шумера был эн («господин, облада­тель»), или энси. Он сочетал в себе функции жре­ца, военного вождя, градоначальника и председате­ля парламента. В число его обязанностей входили следующие:

1. Руководство общинным культом, особенно участие в обряде священного брака.

2. Руководство строительными работами, осо­бенно храмостроительство и ирригация.

3. Предводительство войском из лиц, зависев­ших от храмов и от него лично.

4. Председательство в народном собрании, осо­бенно в совете старейшин общины.

Эн и его люди по традиции должны были спра­шивать разрешения на свои действия у народного собрания, состоявшего из «юношей города» и «стар­цев города». О существовании такого собрания мы узнаём, в основном, из гимно-эпических текстов. Как показывают некоторые из них, даже не полу­чив одобрения собрания или получив его у одной из палат, правитель мог все же решиться на свое рискованное предприятие. Впоследствии, по мере концентрации власти в руках одной политической группировки, роль народного собрания совершенно сошла на нет.

Кроме должности градоправителя, известен из шумерских текстов и титул lugal (< lu2 + gal) — «большой человек», в разных случаях переводимый или как «царь», или как «хозяин». И. М. Дьяконов в своей книге «Пути истории» предлагает перево­дить его русским словом «князь». Титул этот впер­вые появляется в надписях правителей города Ки­ша, откуда он, вполне возможно, и пошел. Перво­начально это был титул военного вождя, который выбирался из числа энов верховными богами Шу­мера в священном Ниппуре (или в своем городе при участии ниппурских богов) и временно занимал положение хозяина страны с полномочиями дикта­тора. Но впоследствии царями становились не по выбору, а по наследству, хотя при интронизации все еще соблюдали старый ниппурский обряд. Та­ким образом, один и тот же человек одновременно был и эном какого-то города, и лугалем страны, по­этому борьба за титул лугаля шла во все временаистории Шумера. Правда, довольно скоро стала оче­видной разница между лугальским и энским ти­тулом. Во время захвата Шумера кутиями ни один энси не имел права носить титул лугаля, поскольку лугалями называли себя оккупанты. А ко времени III династии Ура энси были чиновниками городских администраций, всецело подчинявшимися воле лугаля.

того, известны свидетельства мифологических текстов об очеред­ности в правлении богов. Наконец, и сам термин для срока правления лугаля бала — Документы из архивов города Шуруппака (XXVI в.) показывают, что в этом городе люди правили по оче­реди, причем правитель менялся ежегодно. Каждая очередь, по-видимому, падала по жребию не только на то или иное лицо, но и на определенный терри­ториальный участок или храм. Это указывает на существование некоего коллегиального органа управ­ления, члены которого по очереди занимали долж­ность старейшины-эпонима. Кроме буквально означает «очередь». Не значит ли это, что самой ранней фор­мой правления в шумерских городах-государствах было именно поочередное правление представите­лей соседних храмов и территорий? Вполне воз­можно, но доказать это довольно трудно.

Если правитель на социальной лестнице зани­мал верхнюю ступень, то у подножия этой лестни­цы ютились рабы. В переводе с шумерского «раб» означает «спущенный, опущенный». В первую оче­редь приходит на ум современный жаргонный гла­гол «опускать», то есть «лишать кого-либо общест­венного статуса, подчиняя себе в качестве собст­венности». Но приходится учитывать также и тот исторический факт, что первыми в истории рабами были военнопленные, а шумерское войско сража­лось со своими противниками в горах Загроса, по­этому слово для обозначения раба может просто иметь смысл «спущенный с восточных гор». Перво­начально в плен брали только женщин и детей, поскольку вооружение было несовершенно и конвои­ровать пленных мужчин было трудно. После пленения их чаще всего убивали. Но впоследствии, с по­явлением бронзового оружия, мужчинам также со­храняли жизнь. Труд рабов-военнопленных использовался в частных хозяйствах или в храмах. Рабы в это время не пытались убежать, потому что помни­ли о священных правилах войны: плененный становится ритуально убитым и не может принадлежать себе, он — часть того, кто его захватил. Помимо рабов-пленных в последние века Шумера появились и рабы-должники, захваченные своими кредиторами до момента выплаты долга с процентами. Участь таких рабов была намного легче: чтобы вернуть се­бе прежний статус, им нужно было всего лишь вы­купиться. Рабы-пленники, даже освоив язык и обза­ведясь семьей, редко могли рассчитывать на свободу.

 

Основные вехи политической истории шумера

 

На рубеже IV и III тысячелетий на территории Южного Двуречья встретились и стали жить общим хозяйством три совершенно разных по происхожде­нию и языку народа. Первыми сюда пришли носи­тели языка, условно называемого «банановым» из-за большого числа слов с повторяющимися слогами (типа Забаба, Хувава, Бунене). Именно их языку шумеры были обязаны терминологией в области ре­месел и обработки металла, а также наименова­ниями некоторых городов. Носители «бананового» языка не оставили памяти о названиях своих племен, поскольку им не посчастливилось изобрести письменность. Но их материальные следы известны археологам: в частности, они были основателямиземледельческого поселения, носящего ныне арабское название Эль-Убейд. Шедевры керамики и скульп­туры, найденные здесь, свидетельствуют о высоком развитии этой безымянной культуры. Вторыми в Двуречье пришли шумеры, основавшие на юге посе­ления Урук и Джемдет-Наср (также арабское на­звание). Последними в первой четверти III тысяче­летия из Северной Сирии пришли семиты, осевшие большей частью на севере и северо-западе страны. Источники, дошедшие от разных эпох шумерской истории, показывают, что все три народа компактно проживали на общей территории, с той разницей, что шумеры жили в основном на юге, семиты — на северо-западе, а «банановый» народ — и на юге, и на севере страны. Ничего похожего на националь­ные разногласия не было, и причина столь мирного сосуществования заключалось в том, что все три народа были пришельцами на этой территории, в одинаковой мере испытывали трудности жизни в Месопотамии и считали ее объектом совместного освоения.

Определяющей для истории страны явилась ор­ганизация сети магистральных каналов, которая про­существовала без коренных изменений до середины II тысячелетия. В своем исследовании «Цивилиза­ция и великие исторические реки» (Париж, 1889) Л. И. Мечников разделяет историю человечества на три основных этапа — речной, морской и океани­ческий. В частности, для речного этапа характерна особая солидарность коллектива при организации ирригационных систем, бывших основой хозяйство­вания в это время. Именно такая солидарность, предельная сплоченность людей различного происхож­дения, говорящих на разных языках, вокруг одного общего дела, способствовала их дальнейшему куль­турному симбиозу. Результатом этого процесса ста­ло общее самоназвание, которое все народы Двуре­чья воспринимали как знак своей экстерритори­альной идентификации.

С сетью каналов были связаны и основные цен­тры образования государств — города. Они вырас­тали на месте первоначальных групп земледельче­ских поселений, которые концентрировались на от­дельных осушенных и орошенных площадях, отвое­ванных у болот и пустынь еще в предшествующие тысячелетия. Города образовывались путем сселе­ния жителей покидаемых деревень в центр. Однако до полного переселения всей округи в один город дело чаще всего не доходило, так как жители тако­го города не могли бы обрабатывать поля в радиусе более чем 15 километров и уже освоенную землю, лежащую за этими пределами, пришлось бы бросать. Поэтому в одной округе обычно возникало три-че­тыре или более связанных между собой города, но один из них всегда был главным: здесь располага­лись центр общих культов и администрация всей округи. Каждую такую округу И. М. Дьяконов, по примеру египтологов, предложил называть ном. По-шумерски она называлась ки, что означает «земля, место». Сам же город, бывший центром округи, но­сил название уру, что обычно переводится как «го­род». Однако в аккадском языке этому слову соот­ветствует алу — «община», поэтому можно предпо­ложить тот же первоначальный смысл и для шу­мерского термина. Традиция закрепила статус пер­вого огражденного поселения (т.е. собственно города) за Уруком, что вполне вероятно, посколькуархеологами найдены фрагменты окружавшей это поселение высокой стены.

Каждый ном еще до концентрации населения в городах создавал собственный магистральный канал. И каждый ном существовал как экономическая или политическая единица до тех пор, пока этот канал поддерживался. Уже к началуIII тысячелетия в Двуречье возникли следующие номы:

1. Ном в долине реки Диялы с центром в городе Эшнунна и с храмом бога Тишпака.

2. Ном Сиппар на Евфрате с храмом солнечного бога Уту.

3. Ном Куту с храмом бога загробного мира Hepгала.

4. Ном Киш на Евфрате с храмом бога-воителя Забабы.

5. Ном с центром в городе, шумерское название которого до нас не дошло (араб. Абу-Салябих).

6. Ном Ниппур в верхней части отрезка Евфра­та с храмом в честь Энлиля.

7. Ном Шуруппак (совр. Фара) с храмом в честь бога Шуруппака — также на Евфрате.

8. Ном Урук с храмом в честь Ана и Инанны.

9. Ном Ур в дельте Евфрата с храмом в честь лунного бога Нанны. В этот же ном, вероятно, вхо­дил и город Эреду с храмом в честь бога Энки. Уже к началу III тысячелетия Эреду был покинут свои­ми жителями, перебравшимися в соседние города Урук и Ур. Причиной миграции послужило забола­чивание и заиливание устья рек после отхода Пер­сидского залива, в результате чего стало невозмож­но земледелие.

10. Ном Адаб с храмом в честь богини-матери
Дингирмах.

11. Ном Умма с храмом в честь бога Шары.

12. Ном Ларак на русле канала между Тигром и каналом И-нина-гена с храмом в честь бога-воителя Пабильсага.

13. Ном Лагаш на канале И-нина-гена, с четы­рьмя городами и главным храмом в честь бога-вои­теля Нингирсу.

Центром каждого шумерского города был храм главного городского божества. Верховный жрец хра­ма стоял и во главе администрации нома, и во главе ирригационных работ. Храмы имели обширное земледельческое, скотоводческое и ремесленное хо­зяйство, которое позволяло создавать большие за­пасы хлеба, шерсти, тканей, каменных и металли­ческих изделий, что постоянно дополнялось прино­симыми богу жертвами. Ценности, которые скап­ливались на храмовых складах, служили, во-пер­вых, запасным фондом для всей общины на случай неурожая или войны; во-вторых, обменным фондом для международной торговли; в-третьих, для жерт­воприношений; в-четвертых, для содержания служебного и рабочего персонала храма. В храмах впервые появляется письменность, создание кото­рой было вызвано нуждами хозяйственного учета и учета жертв. Месопотамский ном, город и храм яв­ляются теми основными структурно-территориаль­ными подразделениями, которые впоследствии ста­нут, так сказать, действующими лицами политиче­ской истории Шумера.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: