ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ




Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Самарская государственная академия путей сообщения

Кафедра инженерной педагогики и культуры делового общения

Методические указания

К выполнению контрольной работы по курсу

«русский язык и культура речи»

Для студентов

Курса всех специальностей

Заочной формы обучения

Составители: Л.П. Лунева

Е.Ю. Логинова

Н.Ю. Темникова

Е.А. Краснова

Самара 2006


УДК 811.161.1

ББК 81.2 Рус

 

 

Методические указания к выполнению контрольной работы по курсу «Русский язык и культура речи» для студентов 1 курса всех специальностей заочной формы обучения / составители: Л.П. Лунева, Е.Ю. Логинова, Н.Ю. Темникова, Е.А. Краснова. – Самара: СамГАПС, 2006. – 24 с.

 

 

Утверждены на заседании кафедры от 13.02.06, протокол № 7.

Печатаются по решению редакционно-издательского совета академии.

 

Приведены методические указания по выполнению контрольной работы по курсу «Русский язык и культура речи» для студентов 1 курса всех специальностей заочной формы обучения.

Представлены задания к контрольной работе, методические рекомендации и образцы выполнения заданий.

Особое внимание уделено вопросам, которые не рассматриваются на практических занятиях.

 

Рецензенты: к.п.н., доцент кафедры русского языка, культуры речи и методики их преподавания Т.И. Куропаткина (СГПУ);

к.п.н., доцент кафедры инженерной педагогики и культуры делового общения Е.В. Сафонова (СамГАПС)

 

 

Под редакцией составителей

 

 

Компьютерная верстка: Н.В. Чертыковцева

 

 

Подписано в печать 6.05.06. Формат 60х84 1/16.

Бумага писчая. Печать оперативная. Усл. п. л. 1,5.

Тираж 100 экз. Заказ № 72.

 

 

© Самарская государственная академия путей сообщения, 2006

 

список принятых сокращений

 

 

доп. – допустимо

неправ. - неправильно

литер. – литературное, характерное для литературной речи

разг. – разговорное, характерное для разговорной речи

книжн. – книжное, характерное для книжной речи

высок. - высокое

спец. – специальное

прост. – просторечное

устар. – устаревшее

проф. – профессиональное

перен. – переносное, употребляемое в переносном значении

ед.ч. – единственное число

мн.ч. – множественное число

м.р. – мужской род

ж.р. – женский род

ср.р. – средний род

ВВЕДЕНИЕ

Необходимым компонентом общей культуры современного специалиста является свободное владение русским языком. С целью повышения уровня языковой культуры студентов в программы всех специальностей и форм обучения вузов включена дисциплина «Русский язык и культура речи».

Студенты СамГАПС заочного факультета изучают дисциплину «Русский язык и культура речи» на I курсе. Обязательным условием допуска к зачету является выполнение контрольной работы.

Контрольная работа включает в себя упражнения по формированию и закреплению фонетических, лексических, морфологических, синтаксических и стилистических норм. Выполнение контрольной работы позволит студентам заочного факультета:

1) расширить представление о русском языке и современной речевой ситуации;

2) закрепить навыки классификации и анализа языковых явлений, полученные на практических занятиях;

3) отработать умение пользоваться специальными словарями и справочниками.

Предлагаемые методические указания подготовлены в соответствии с программой курса «Русский язык и культура речи», которая предусматривает освоение будущими специалистами основ стилистики и культуры речи. Цель – помочь студентам успешно справиться с заданиями контрольной работы и повысить речевую компетенцию.

Методические указания включают в себя задания контрольной работы и рекомендации к их выполнению. Рекомендации содержат теоретический материал, отражающий нормативный и коммуникативный аспекты культуры речи, и образцы выполнения заданий.

Выполнение контрольной работы предполагает активную самостоятельную работу обучающихся, поэтому рекомендации к выполнению заданий сопровождаются указаниями на учебно-методическую и справочную литературу.

СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Содержание контрольной работы продиктовано действующей программой по курсу «Русский язык и культура речи».

контрольная работа выполняется в тетради в рукописном виде, разборчиво и без использования непринятых сокращений.

На титульном листе (образец оформления см. в Приложении 1) указывается полное наименование вуза и кафедры, название дисциплины, фамилия и инициалы студента, учебный шифр, курс, а также фамилия и инициалы преподавателя, город и год выполнения работы.

Список использованной учебной и справочной литературы приводится в соответствии с действующим ГОСТ.

На последней странице контрольной работы проставляется дата выполнения и подпись студента.

Формулировку и текст задания переписывать в тетрадь не нужно.

 

 

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

Задание 1

Расставьте ударения. Если есть варианты, отметьте особенности их употребления. Объясните значение подчеркнутых слов.

 

Задание 2

Выпишите слова, в которых на месте подчеркнутой буквы произносится звук [о].

 

Задание3

Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. К подчеркнутым иноязычным словам подберите русские синонимы.

 

Задание4

Покажите разницу в значении слов-паронимов, употребив их в составе словосочетаний или предложений.

Задание5

Найдите и исправьте ошибки, связанные с нарушением лексических норм.

 

Задание6

Определите род имен существительных. Допишите окончания имен прилагательных, согласовывая их с существительными.

 

Задание 7

Поставьте имена существительные: А. в именительном падеже множественного числа; Б. в родительном падеже множественного числа. Отметьте наличие вариантов и определите различия в их значении и/или употреблении.

 

 

Задание8

Исправьте ошибки в употреблении: А. прилагательных; Б. местоимений.

 

Задание9

Раскройте скобки, цифры запишите словами. Обратите внимание на правильность образования падежных форм числительных и согласующихся с ними существительных.

 

Задание10

А. От данных глаголов образуйте: а) форму 1лица единственного числа настоящего и будущего (простого) времени (если возможно); б) личные формы будущего времени; в) форму 3 лица единственного числа настоящего времени. При наличии вариантов объясните различия в их употреблении; г) форму повелительного наклонения; Б. Определите книжный и разговорно-просторечный вариант.

 

Задание11

Выберите правильный вариант, обращая внимание на согласование подлежащего со сказуемым

 

Задание12

Проанализируйте употребление деепричастных оборотов. Исправьте синтаксические ошибки в следующих предложениях.

 

Задание13

Поставьте существительное, данное в скобках, в нужном падеже. Используйте, где это необходимо, предлог.

Задание14

Определите, к какому функциональному стилю речи принадлежит текст. Докажите его принадлежность к конкретному стилю, указав стилевые и языковые особенности.

 

Задание15

Сформулируйте основные положения научного текста и оформите их в виде информационного реферата.

 

Задание16

Прочитайте публицистический текст, определите основную мысль автора. Напишите текст-рассуждение, высказав свое мнение о содержании текста.

Задание 17

Внесите необходимые изменения в оформление, содержание и язык документа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: