Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Самарская государственная академия путей сообщения
Кафедра инженерной педагогики и культуры делового общения
Методические указания
К выполнению контрольной работы по курсу
«русский язык и культура речи»
Для студентов
Курса всех специальностей
Заочной формы обучения
Составители: Л.П. Лунева
Е.Ю. Логинова
Н.Ю. Темникова
Е.А. Краснова
Самара 2006
УДК 811.161.1
ББК 81.2 Рус
Методические указания к выполнению контрольной работы по курсу «Русский язык и культура речи» для студентов 1 курса всех специальностей заочной формы обучения / составители: Л.П. Лунева, Е.Ю. Логинова, Н.Ю. Темникова, Е.А. Краснова. – Самара: СамГАПС, 2006. – 24 с.
Утверждены на заседании кафедры от 13.02.06, протокол № 7.
Печатаются по решению редакционно-издательского совета академии.
Приведены методические указания по выполнению контрольной работы по курсу «Русский язык и культура речи» для студентов 1 курса всех специальностей заочной формы обучения.
Представлены задания к контрольной работе, методические рекомендации и образцы выполнения заданий.
Особое внимание уделено вопросам, которые не рассматриваются на практических занятиях.
Рецензенты: к.п.н., доцент кафедры русского языка, культуры речи и методики их преподавания Т.И. Куропаткина (СГПУ);
к.п.н., доцент кафедры инженерной педагогики и культуры делового общения Е.В. Сафонова (СамГАПС)
Под редакцией составителей
Компьютерная верстка: Н.В. Чертыковцева
Подписано в печать 6.05.06. Формат 60х84 1/16.
Бумага писчая. Печать оперативная. Усл. п. л. 1,5.
Тираж 100 экз. Заказ № 72.
© Самарская государственная академия путей сообщения, 2006
список принятых сокращений
доп. – допустимо
неправ. - неправильно
литер. – литературное, характерное для литературной речи
разг. – разговорное, характерное для разговорной речи
книжн. – книжное, характерное для книжной речи
высок. - высокое
спец. – специальное
прост. – просторечное
устар. – устаревшее
проф. – профессиональное
перен. – переносное, употребляемое в переносном значении
ед.ч. – единственное число
мн.ч. – множественное число
м.р. – мужской род
ж.р. – женский род
ср.р. – средний род
ВВЕДЕНИЕ
Необходимым компонентом общей культуры современного специалиста является свободное владение русским языком. С целью повышения уровня языковой культуры студентов в программы всех специальностей и форм обучения вузов включена дисциплина «Русский язык и культура речи».
Студенты СамГАПС заочного факультета изучают дисциплину «Русский язык и культура речи» на I курсе. Обязательным условием допуска к зачету является выполнение контрольной работы.
Контрольная работа включает в себя упражнения по формированию и закреплению фонетических, лексических, морфологических, синтаксических и стилистических норм. Выполнение контрольной работы позволит студентам заочного факультета:
1) расширить представление о русском языке и современной речевой ситуации;
2) закрепить навыки классификации и анализа языковых явлений, полученные на практических занятиях;
3) отработать умение пользоваться специальными словарями и справочниками.
Предлагаемые методические указания подготовлены в соответствии с программой курса «Русский язык и культура речи», которая предусматривает освоение будущими специалистами основ стилистики и культуры речи. Цель – помочь студентам успешно справиться с заданиями контрольной работы и повысить речевую компетенцию.
Методические указания включают в себя задания контрольной работы и рекомендации к их выполнению. Рекомендации содержат теоретический материал, отражающий нормативный и коммуникативный аспекты культуры речи, и образцы выполнения заданий.
Выполнение контрольной работы предполагает активную самостоятельную работу обучающихся, поэтому рекомендации к выполнению заданий сопровождаются указаниями на учебно-методическую и справочную литературу.
СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Содержание контрольной работы продиктовано действующей программой по курсу «Русский язык и культура речи».
контрольная работа выполняется в тетради в рукописном виде, разборчиво и без использования непринятых сокращений.
На титульном листе (образец оформления см. в Приложении 1) указывается полное наименование вуза и кафедры, название дисциплины, фамилия и инициалы студента, учебный шифр, курс, а также фамилия и инициалы преподавателя, город и год выполнения работы.
Список использованной учебной и справочной литературы приводится в соответствии с действующим ГОСТ.
На последней странице контрольной работы проставляется дата выполнения и подпись студента.
Формулировку и текст задания переписывать в тетрадь не нужно.
ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
Задание 1
Расставьте ударения. Если есть варианты, отметьте особенности их употребления. Объясните значение подчеркнутых слов.
Задание 2
Выпишите слова, в которых на месте подчеркнутой буквы произносится звук [о].
Задание3
Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. К подчеркнутым иноязычным словам подберите русские синонимы.
Задание4
Покажите разницу в значении слов-паронимов, употребив их в составе словосочетаний или предложений.
Задание5
Найдите и исправьте ошибки, связанные с нарушением лексических норм.
Задание6
Определите род имен существительных. Допишите окончания имен прилагательных, согласовывая их с существительными.
Задание 7
Поставьте имена существительные: А. в именительном падеже множественного числа; Б. в родительном падеже множественного числа. Отметьте наличие вариантов и определите различия в их значении и/или употреблении.
Задание8
Исправьте ошибки в употреблении: А. прилагательных; Б. местоимений.
Задание9
Раскройте скобки, цифры запишите словами. Обратите внимание на правильность образования падежных форм числительных и согласующихся с ними существительных.
Задание10
А. От данных глаголов образуйте: а) форму 1лица единственного числа настоящего и будущего (простого) времени (если возможно); б) личные формы будущего времени; в) форму 3 лица единственного числа настоящего времени. При наличии вариантов объясните различия в их употреблении; г) форму повелительного наклонения; Б. Определите книжный и разговорно-просторечный вариант.
Задание11
Выберите правильный вариант, обращая внимание на согласование подлежащего со сказуемым
Задание12
Проанализируйте употребление деепричастных оборотов. Исправьте синтаксические ошибки в следующих предложениях.
Задание13
Поставьте существительное, данное в скобках, в нужном падеже. Используйте, где это необходимо, предлог.
Задание14
Определите, к какому функциональному стилю речи принадлежит текст. Докажите его принадлежность к конкретному стилю, указав стилевые и языковые особенности.
Задание15
Сформулируйте основные положения научного текста и оформите их в виде информационного реферата.
Задание16
Прочитайте публицистический текст, определите основную мысль автора. Напишите текст-рассуждение, высказав свое мнение о содержании текста.
Задание 17
Внесите необходимые изменения в оформление, содержание и язык документа.