МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ




ЗАДАНИЕ 1

Акцентологические нормы – нормы постановки ударения.

Перед выполнением задания следует вспомнить особенности и функции русского ударения, обратившись к соответствующим разделам учебных пособий. См., например: [1: глава II, раздел 2.2; 3: глава 4, п. 4.6; 4.6.1].

Поскольку ударение в русском языке является индивидуальным признаком каждого слова, выполняйте задание с опорой на словарь. Рекомендуются следующие словари: [6; 12].

Некоторые слова русского языка имеют варианты ударений. При этом существуют

- варианты равноправные, находящиеся в пределах литературной нормы (бáржа – баржá; искрúстый – úскристый);

- варианты, один из которых считается основным, предпочтительным, а второй – допустимым (творо́г и доп. тво́рог; звони́т и доп. зво́нит);

- варианты, один из которых является правильным, литературным, а другой – нелитературным (шофёр, неправ. шо́фер; хода́тайство, неправ. ходата́йство);

- варианты, связанные со сферой употребления слова (ср. литер. коклю́ш и проф. ко́клюш, принятое в речи медработников; литер. ко́мпас и проф. компа́с, употребляющееся в речи моряков).

Расставляя ударения, необходимо отмечать только те варианты, которые функционируют в рамках литературного языка. Другие варианты могут указываться факультативно.

Помните, что при образовании форм слова также могут возникать варианты ударений, например: про́жил и доп. прожи́л, о́тдал и доп. отда́л; начата́ и доп. на́чата. Случаи подобной вариативности должны быть отмечены.

Объясняя значения подчеркнутых слов (вторая часть задания), обращайтесь к толковому словарю и словарю иностранных слов. См., например: [11; 10].

 

Литература: [1; 3]; [6; 12]; [10; 11].

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

 

Апостро́ф, догово́р, газиро́ванный, ипостáсь, úскра (проф. искрá), комбайнёр и комбáйнер, опто́вый; догово́ры, скатертéй; длиннéе; занялся́ (доп. зáнялся); нáчато.

Апостроф – значок в виде запятой, помещаемый в верхней части строки при написании некоторых слов, в частности, заменяющий опущенную гласную, напр.: Жанна д’Арк (вместо «де Арк»).

Ипостась – в христианском вероучении – название каждого лица троицы; единый Бог выступает в трех ипостасях: Бог-отец, Бог-сын и Бог – дух святой; *в ипостаси кого-л. – в качестве, в роли кого-л.

 

ЗАДАНИЕ 2

 

Орфоэпические нормы – нормы произношения гласных, согласных, сочетаний согласных.

При выполнении задания следует обращаться к орфоэпическим словарям, словарям трудностей, справочникам по произношению. Рекомендуется использовать последние издания, чтобы узнать об изменении нормы и появлении или исключении вариантов [6, 12, 13, 14].

Задание связано с регламентацией употребления звуков [о] - [э], обозначающихся на письме буквами ё – е.

В связи с отсутствием в печатном тексте буквы ё наблюдаются отступления от орфографической нормы. Например: а [ фо ] ра вместо литер. а [ фэ ] ра. Необязательное написание буквы ё привело к переносу ударения в некоторых словах и неправильному их произношению: новорóжденный вместо литер. новорождённый и т.п.

В некоторых словах возможно вариантное произношение: [ жо ] лчь и доп. [ жэ ] лчь; б [ ло ] клый и доп. б [ лэ ] клый.

 

Литература: [3; 115], [13; 373-374].

 

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

 

Слова, в которых на месте подчеркнутой буквы произносится звук [о]: шоф е р, одноим е нный, св е кла, повтор е нный, ж е лчный (и доп. ж е лчный через [ э ])

 

ЗАДАНИЕ 3

 

Задание связано с трудными случаями орфографии (правописания).

Первая часть задания выполняется по орфографическому словарю.

Выполняя вторую часть задания, вспомните, что синонимы – это разные по написанию слова, употребляющиеся для обозначения одного и того же понятия. Для того чтобы правильно подобрать синоним к иноязычному слову, необходимо четко представлять себе значение этого слова, поэтому рекомендуем обращаться к словарю иностранных слов.

 

Литература: [8]; [10].

 

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

Ад а птация (приспособление); апе лл яция; адв о катура; аж ио тажный (возбужденный, взволнованный); а кк редитив; ба рр икада; б о йкотировать; вагон - весы; в а кансия; дез о р и ентация; д е партамент; деп о ртировать; д е ф и цит; диску сс ия (обсуждение, полемика, спор); и лл юзия; инц и дент (случай, происшествие, недоразумение, столкновение); к а нцелярия: то нн ельно - мостовой.

ЗАДАНИЕ 4

Лексические нормы – нормы употребления слов и фразеологизмов.

В задании представлены примеры нарушений лексических и фразеологических норм русского языка. Эти нарушения могут быть связаны:

- с незнанием значения слов и правил их смысловой сочетаемости, ср.: Это был очень опытный, доскональный инженер (доскональный – значит «тщательный» и с названием лиц не сочетается);

- со смешением паронимов, например: Леонов – первый проходимец космоса (вместо первопроходец);

- с неправильным использованием одного из синонимов: Объем работ значительно возрос (следует сказать увеличился);

- с употреблением плеоназмов (ненужных уточняющих слов): Рабочие вновь возобновили работу (вновь – лишнее слово); самый максимальный (самый – слово лишнее);

- с тавтологией (повторением однокоренных слов): объединились воедино, следует отнести в следующие особенности, рассказчик рассказал;

- с искажением устойчивых оборотов (фразеологизмов): повернуть крен (вместо сделать крен); играть значение (вместо играть роль или иметь значение);

- с использованием слов-паразитов (лишних слов и фраз, не несущих информации): вот; значит; в общем; так сказать; как бы; по большому счету; собственно говоря и др.

 

Литература: [7; 13; 14; 16].

 

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

Пример Исправление
1.     2.     3.     Побывать у памятника-монумента Новый взлет творчества     Опасность личной безопасности   Побывать у монумента (плеоназм)   Новый подъем творчества… (неверное использование одного из синонимов) Угроза личной безопасности (тавтология)
4. 5. 6. Нужно учиться хозяйничать Благодаря урагану многие дома остались без кровли Не мудрствуя долго   Нужно учиться хозяйствовать(смешение паронимов) Из-за урагана многие дома остались без кровли (нарушение лексической сочетаемости) Не мудрствуя лукаво (нарушение структуры фразеологического оборота).

ЗАДАНИЕ 5

Паронимы – это подобные по звучанию, но не тождественные по значению однокоренные слова с ударением на одном и том же слоге, относящиеся к одной части речи. Различия в значении паронимов заключаются в частных дополнительных смысловых оттенках, служащих для уточнения мысли.

Смешение паронимов искажает смысл высказывания и приводит к речевым ошибкам.

 

Литература: [7].

 

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: