Исследование структуры человеческого общества
До сих пор религиозные, экономические, технологические и политические системы создавались с молчаливым предположением, что они пригодны и соответствуют человеческому обществу даже без достаточного знания их структуры. Постоянные неудачи многочисленных заслуживающих доверия и гуманных учений и доктрин привели к убеждению, что единственную предпосылку для искоренения общественного зла представляет исследование социальной структуры. Социометрия, относительно молодая наука, которая постепенно разрабатывалась с периода мировой войны 1914–1918 гг., стремится к объективному выявлению основных структур человеческого общества.
С точки зрения медицинской социологии[31] знание фактической структуры человеческого общества в данный момент времени имеет решающее значение. Трудности, которые стоят на пути к достижению этого знания, чрезвычайно велики и они обескураживают. По существу их можно разделить на три категории: большое число людей, необходимость полноценного участия, потребность в непрерывных и повторных исследованиях. Эти трудности, наряду с мерами их преодоления, которые до сих пор предпринимались на основе социометрических методов, можно теперь рассмотреть более подробно.
Во-первых: человеческое общество состоит приблизительно из двух миллиардов индивидов. Число существующих между этими индивидами взаимоотношений, каждое из которых определенным, пусть даже и незначительным, образом влияет на всю ситуацию в мире, достигает астрономического размера. Учитывая этот факт, социометрия поначалу находила свое практическое применение в небольших частях человеческого общества, в спонтанных группировках, группах людей одного пола, группах людей разного пола, институциональных и индустриальных сообществах. На сегодняшний день социометрически протестированы группы и сообщества, общее число которых составляет более десяти тысяч человек. При этом было накоплено значительное социометрическое знание. Мы, однако, не должны забывать о том, что, как бы ни увеличились наши знания с течением времени и как бы точны ни были наши социометрические данные о некоторых участках человеческого общества, нет никаких выводов, которые могут "автоматически" переноситься с одного участка на другой, и никакие заключения не могут быть "автоматически" сделаны относительно той же самой группы в разное время. Каждая часть человеческого общества должна всегда рассматриваться в ее конкретности.
|
Во-вторых: поскольку каждого индивида и все отношения, которые он поддерживает с другим человеком, мы должны рассматривать в конкретной действительности, а не как символ, то мы можем получить исчерпывающие знания только тогда, когда каждый индивид, насколько это возможно, спонтанно содействует раскрытию этих отношений. Задача состоит в том, как добиться от каждого человека максимального спонтанного участия. Это участие даст в результате психологическую географию человеческого общества, соответствующую физической географии мира. Социометрия пыталась добиться такого участия, включив в качестве неотъемлемой части процедуры какой-нибудь важный аспект реальной социальной ситуации, стоящей перед членами коллектива в данный момент. Социометрия попыталась оказать такое содействие, включив в качестве основного момента в свой метод важный аспект актуальной социальной ситуации, который в определенный момент времени занимает людей данного сообщества. Этому способствовало расширение и изменение статуса включенного наблюдателя и исследователя: он стал вспомогательным «Я» данного индивида и всех остальных членов сообщества, то есть тем, кто насколько это возможно идентифицировался с целями каждого отдельного индивида и пытается помочь ему в их осуществлении. Этот шаг был предпринят после того, как тщательно был исследован фактор спонтанности в социальных ситуациях. Общее определение телесных и духовных нужд недостаточно. Каждое моментальное реальное положение индивидуума в коллективе так неповторимо, что прежде чем делать выводы, нужно знать структуру, окружающую его и давящую на него в этот момент.[32]
|
В-третьих: поскольку необходимо знать фактическую структуру человеческого общества не только в данный момент, но и во всех его будущих проявлениях, мы должны стремиться к наибольшему спонтанному содействию каждого индивида в будущем. Проблема состоит в том, чтобы не только мотивировать к этому всех людей от случая к случаю, но и постоянно обеспечивать их спонтанное участие в регулярных промежутках времени. Эту проблему можно преодолеть, добившись поддержки метода у администрации сообщества или приспособив процедуру к управлению коллективом. Если спонтанные стремления к контактам с другими людьми или в отношении объектов и ценностей официально и постоянно поддерживаются соответствующими органами сообщества, этот метод может быть повторен в любое время, что позволяет оценить структуру сообщества с точки зрения ее развития в пространстве и времени.
|
Первым шагом, сделанным на пути исследования структуры человеческого общества, явилось определение и разработка социометрических методов, способных преодолеть вышеописанные трудности. Социометрические методы пытаются выявить основополагающие структуры общества, раскрывая влечения, притяжения и отталкивания, которые действуют в отношениях лиц к лицам, а также в отношениях лиц к предметам.
Типы социометрических процедур.
Все перечисленные ниже типы процедур могут, независимо от состояния развития отдельных членов, быть применены к любой группе. Если примененная процедура по форме находится ниже уровня, необходимого для определенной социальной структуры, то результаты будут отражать лишь неполную «инфраструктуру» этого сообщества. Адекватная социометрическая процедура должна быть дифференцирована не больше и не меньше, чем предполагаемая социальная структура, которую она пытается оценить.
Один тип процедуры имеет целью вскрыть социальную структуру между индивидуумами путем простой записи их движения и положения в пространстве по отношению друг к другу. Эта процедура записи примитивных движений была применена в группе младенцев, уровень развития которых не допускал плодотворного применения более дифференцированного метода. С помощью этого метода изображается структура, возникающая между несколькими детьми, между детьми и их воспитателями, между детьми и окружающими их предметами в данном физическом пространстве, комнате. На самой ранней ступени развития физическая и социальная структуры пространства перекрываются и совпадают. В определенной точке развития структура взаимоотношений начинает все больше отличаться от физической структуры группы, и с этого момента начинает также отличаться социальное пространство в эмбриональной форме от физического пространства. Социограмма является в этом случае диаграммой позиций и перемещений. Более высокоразвитая структура возникает, когда дети начинают ходить. Они могут теперь подойти к любимому человеку или отойти от нелюбимого, подойти к предмету, который они желают, или отойти от предмета, которого они хотят избежать. Фактор невербального спонтанного участия начинает все отчетливее влиять на структуру.
Другой вид процедуры применяется в группах маленьких детей, которые до или после того, как они научились ходить, могут разумно пользоваться простыми словесными символами. Фактор простого "участия" субъекта становится более сложным. Субъект может выбрать или отвергнуть предмет или лицо, не делая никаких физических движений. Процедуры еще больше усложняются, когда при установлении контакта дети подвергаются влиянию физических или социальных свойств других людей: пола, расы, социального положения и т. д. Этот фактор дифференцированного установления контактов означает новую тенденцию в развитии структуры. До этого момента речь шла только об индивидах и их позициях в ней. Отныне речь идет о контактах, объединениях индивидов и их позициях в пределах структуры группы. Этот дифференцирующий фактор называется критерием группы. С развитием обществ индивидов быстро возрастает число критериев, по которым устанавливаются или могут установиться контакты. Чем более многочисленными и комплексными являются критерии, тем более комплексной будет также социальная структура сообщества.
Эти немногочисленные примеры демонстрируют, что социометрический метод не является жестким аппаратом правил и что он должен модифицироваться и адаптироваться к каждой новой групповой ситуации. Форма социометрического метода должна соответствовать актуальным возможностям субъектов, чтобы он как можно более побуждал их к спонтанному участию и наиболее отвечал их экспрессивным возможностям. Если социометрический метод не соответствует актуальной структуре данного сообщества, мы можем получить о ней только ограниченные или искаженные сведения.
Включенный наблюдатель социальной лаборатории, в противоположность научному наблюдателю в физической или биологической лаборатории, испытывает глубокое изменение. Наблюдение за перемещениями и добровольно выбранными контактами индивидов, если известна основная структура, является ценным дополнением. Но как наблюдатель может что-либо узнать об основной структуре сообщества, состоящего из тысячи людей, если в каждой роли, воплощенной им в сообществе, он пытается одновременно быть доверенным лицом и интимным собеседником каждого индивида? Он не может наблюдать их как небесное тело и записывать их перемещения и реакции. Он упустит сущность их ситуаций, если будет играть роль ученого-разведчика. Процедура должна носить открытый и явный характер. Члены коллектива должны стать в какой-то мере участниками проекта. Степень участия является минимальной, если индивиды группы хотят только отвечать на вопросы относительно друг друга. Любое исследование, которое пытается без максимального участия индивидов в группе выявить чувства, которые они испытывают друг к другу, является лишь квазисоциометрическим (near-sociometric). Квазисоциометрическое исследование и диагностический метод имеют на современной стадии социометрии большое значение. Они могут применяться по-разному — и в определенных границах даже без неудобств для участников. Полученная в квазисоциометрическом исследовании информация основывается, однако, на недостаточной мотивации участников, которые проявляют свои чувства не полностью. В квазисоциометрическом методе участники редко бывают спонтанными и разогреваются лишь постепенно. Индивид, которому задают вопрос «какие друзья у вас есть в городе?», может пропустить одного или двух человек, причем самых важных людей из его социального атома, людей, с которыми он поддерживает скрытую дружбу, отказаться от которой он бы не хотел.
Метод наблюдения при исследовании группы, исследование формирования группы извне, не отвергается социометристом. Однако он интегрируется в более емкий метод, социометрический, который является и действенным, и наблюдательным методом одновременно. Обученный социометрист постоянно собирает разные сведения, полученные при наблюдении и в эксперименте, которые могут оказаться немаловажными как дополнение к его знаниям о внутренней социальной структуре группы в определенный момент времени. Социометрический метод может стать основой последующего наблюдения и статистического исследования, дополняющих и углубляющих анализ структуры.
Переход от квазисоциометрического к собственно социометрическому методу зависит от методов, которые используются для мотивации к адекватному содействию. Если включенному наблюдателю удается в той или иной мере отказаться от своей роли наблюдателя и вместо этого помогать каждому индивиду в группе в осуществлении его потребностей и интересов, то он претерпевает изменение, превращаясь из наблюдателя во вспомогательное «Я». Наблюдаемые люди становятся открытыми участниками («меценатами») проекта, вместо того, чтобы с той или иной степенью нежелания рассказывать что-либо о себе или о ком-то другом. Проект становится общим делом. При этом и собственные проблемы, и проблемы других людей переживаются и наблюдаются одновременно. Участники становятся ключевыми фигурами социометрического исследования. Они знают, что их шансы достичь положения в группе, которое наиболее соответствует их ожиданиям и желаниям, зависят от того, насколько открыто и честно они дадут понять, кто им нужен, — будь то в качестве партнера в игре, сотрапезника в столовой, соседа в сообществе или сотрудника на фабрике.
Первым решающим шагом в развитии социометрии было вскрытие действительной организации группы. Вторым решающим шагом было применение субъективных приемов при определении этой организации. Третьим решающим шагом был метод, который придавал наивысшую степень объективности субъективным терминам благодаря функции вспомогательного «Я». Четвертым решающим шагом было рассмотрение критерия (нужды, ценности, цели и т. д.), на основе которого складывается данная структура. Истинная организация группы может быть выявлена, если тест так построен, что он соответствует критерию, вокруг которого сложилась группа. Например, если мы хотим определить структуру рабочей группы, критерием будет являться отношение ее членов в качестве рабочих на фабрике, а не ответ на вопрос, с кем бы им хотелось пойти завтракать. Мы, следовательно, различаем существенный и вспомогательный критерии. Сложные группы часто формируются на основе нескольких существенных критериев. Если тест является квазисоциометрическим или недостаточно разработанным (не адекватным), тогда он дает вместо действительной организации группы ее искаженную, менее дифференцированную форму, инфра - уровень ее структуры.
В социометрической работе выделяются различные подходы: 1): процедура для исследования организации группы; 2) диагностическая процедура для классификации положения индивидов в группах и положения групп в сообществе; 3) терапевтическая и политическая процедуры для оказания помощи индивидам в лучшей адаптации; и, наконец, 4) полный социометрический метод, представляющий собой синтез всех этих этапов, которые превратились в одну-единственную операцию, причем каждый из методов зависит от другого. Последняя процедура является также наиболее научной. Она не является более научной из-за того, что она более практична, скорее она более практична вследствие того, что она более точна научно.
Представление и анализ социометрических данных
Сведения, полученные от каждого индивида в ходе социометрического эксперимента, какими бы спонтанными и важными они ни казались, сами по себе еще не являются социометрическим фактами; это только материал. Сначала мы должны посмотреть, каким образом эти данные друг с другом связаны. У астронома есть его вселенная звезд и других небесных тел, которые наглядным образом разбросаны по всей вселенной. Их география задана. Социометрист же находится в парадоксальной ситуации: ему приходится строить и составлять план своей вселенной, прежде чем он может приступить к ее изучению. В качестве графического метода была разработана социограмма, которая неизбежно является чем-то большим, чем просто метод изображения. В первую очередь это метод исследования, и вместе с тем он позволяет исследовать социометрические факты. Точное положение каждого индивида и все взаимоотношения индивидов можно изобразить в социограмме. В настоящее время это единственное имеющееся в распоряжении схематическое изображение, который делает возможным структурный анализ сообщества.
Невидимая для нас схема социальной вселенной становится благодаря диаграммам наглядной. По этой причине социометрическая диаграмма является тем целесообразнее, чем точнее и реалистичнее она отображает выявленные связи. Поскольку важна каждая деталь, самое точное изображение является также и самым адекватным. Трудность состоит не только в том, чтобы как можно более просто и кратко представить сведения, но также и в том, чтобы их можно было исследовать.
Разработаны самые разные виды социограммы. Общим для них является изображение схемы социальной структуры как целого и положение в ней каждого индивида. Одни показывают социальные конфигурации во временном развитии и в пространственном распространении. Другие виды социограмм в свою очередь отображают текущую и временную картины группы. Поскольку графическая техника изображения является методом исследования, социограммы построены так, чтобы из первичной карты сообщества можно было вынвести небольшие части, заново их изобразить и, так сказать, изучить под микроскопом. Другая производная, или вторичная (деривативная), социограмма возникает, если из карты сообщества на основе их функционального значения мы выводим обширные структуры, например психологические сети. Картографическое отображение сетей указывает на то, что на основе первичных социограмм мы можем разрабатывать графические формы отображения, которые помогают нам в исследовании больших географических областей.
Концепция и открытия
Социометрия фактически возникла, как только мы смогли исследовать социальную структуру в целом и в ее частных областях. До тех пор пока основное внимание уделялось индивиду, его отношениям и его адаптации к группе, оно было невозможным. Но как только социальная структура стала рассматриваться как целое, можно было приступить также к изучению частностей. Благодаря этому нам удалось описать социометрические факты (дескриптивная или описательная социометрия) и функцию специфических структур, учесть воздействие одних частных областей на другие (динамическая социометрия).
Если мы рассматривают социальную структуру сообщества как связанное с определенным пространством и определенной физической географией целое, как общность, состоящую из домашних групп, школ и рабочих мест, как взаимоотношения между их жителями в этих ситуациях, то мы получаем концепцию психологической географии сообщества. Если же мы рассматриваем структуру сообщества в ее деталях, то узнаем конкретное положение каждого индивида в ней и видим также, что каждый индивид окружен ядром отношений, которое у одних «толще», а у других «тоньше». Это ядро отношений является наименьшей социальной структурой сообщества, социальным атомом [33]. Для дескриптивной социометрии социальный атом является фактом, а не концептом, подобно тому, как для анатомии, например, дескриптивным (описательным) фактом является сердечно-сосудистая система. Социальный атом приобрел основополагающее значение, как только исследование развития социальной структуры позволило заключить, что он играет важную роль в построении человеческого общества.
Если определенные части этих социальных атомов внешне расположены между задействованными индивидами, то определенные части соединяются с определенными частями других социальных атомов, которые со своей стороны связаны с частями опять-таки других социальных атомов. Эти связи ведут к образованию сложных цепей отношений, которые в терминологии дескриптивной социометрии называются психологическими сетями. Чем дольше существует сеть и чем более она распространена, тем меньшими возможностями воздействия располагает отдельный человек, тем меньше его индивидуальный вклад. С точки зрения динамической социометрии функцией этих сетей является формирование социальных традиций и общественного мнения.
Другая и более сложная проблема заключается в том, чтобы описать процесс, лежащий в основе притяжений и отталкиваний между индивидами, эмоциональные потоки, из которых, очевидно, состоят социальный атом и сети. Этот процесс можно представить как теле. Мы привыкли считать, что чувства возникают в организме индивида и направляются с разной степенью интенсивности на людей или вещи из непосредственного окружения. Мы всегда полагали, что чувства не только возникают исключительно в организме индивида — в целом ли организме или только в определенной части, а также, что эти физические и психические состояния раз и навсегда остаются в организме после их возникновения. Эмоциональное отношение к человеку или объекту называется катексисом или фиксацией; тем не менее эти катексисы (привязанности) или фиксации рассматривались лишь в качестве индивидуальных проекций. Это соответствовало материалистическому пониманию целостности и, как мы бы сказали, микрокосмической независимости индивидуального организма. Гипотеза, что чувства, эмоции или идеи могут "оставлять" организм или "возникать" в нем, по-видимому, несовместима с этой концепцией. Утверждения парапсихологии сходу отвергались как ненаучные. Утверждение, что народ представляет собой коллективное единство, казалось романтическим и мистическим. Сопротивление каждой попытке поставить под сомнение неприкосновенную целостность индивида коренится в том числе и в представлении, что чувства, аффекты, идеи привязаны к структуре, в которой они могут возникать, теряться, действовать и исчезать. Ибо где иначе могли бы храниться эти чувства, аффекты и идеи, после того как они «покинули» организм?
Открытие прочной структуры и закономерного развития социальных атомов и сетей подтвердило существование экстраиндивидуальных структур, в которые стекаются эмоциональные потоки — и, вероятно, удастся обнаружить еще много других структур. Но здесь проявилась еще одна сложность: пока мы (в качестве вспомогательных Я) выуживали у каждого индивида необходимые ответы и нужный материал, по причине нашей близости к индивиду мы стали склонны представлять себе теле как нечто исходящее от индивида, направленное на других людей или объекты. На индивидуально-психологическом уровне в подготовительной фазе социометрического исследования это, наверное, так. Но как только мы перенесли эти ответы на социометрический уровень и исследовали их не изолировано, а в их взаимоотношениях, веские методологические доводы свидетельствовали в пользу того, что этот эмоциональный поток, теле, следует понимать как интерперсональную или, более точно и общо, как «социометрическую структуру». Спроецированные чувства не имеют в социометрии никакого смысла. Они должны быть, по меньшей мере потенциально, дополнены «ретроецированными» чувствами. Одна часть не существует без другой. Это континуум. Пока новые знания не принуждают нас к изменению и усовершенствованию этого концепта, мы должны предположить, что реальный процесс в жизни одного человека соответствует, чувствительно на него реагируя, реальному процессу в жизни другого человека и что имеется бесчисленное множество позитивных и негативных разновидностей этой человеческой чувствительности. Теле потенциально может существовать между любыми двумя людьми. Но оно может стать действенным только тогда, когда эти люди встречаются или когда их чувства и идеи по определенным каналам, например сети, встречаются на определенном расстоянии. Эти эффекты дистанции или теле оказались комплексными социометрическими структурами, на которые через длинную цепь индивидов со звеньями совершенно разной чувствительности — от полного безразличия до максимального ответа — воздействует все то же теле.
Социальный атом состоит, следовательно, из многочисленных структур теле. Со своей стороны социальные атомы являются частями еще более крупных образований, психологических сетей, которые соответственно их отношениям теле связывают или разделяют большие группы индивидов. В свою очередь психологические сети являются частями еще более крупной единицы, психологической географии сообщества. Сообщество, наконец, является частью самой крупной конфигурации, психологической совокупности человеческого общества.