Как научить ребенка слышать и правильно произносить звуки?




Итак, развиваем речь ребенка. С чего начать? Именно от речевого развития зависят общее психологическое развитие ребенка, формирование сферы его межличностного взаимодействия, а также развитие познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания.

Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его руки! Очень полезно рисовать пальчиками краской (ребенок опускает в краску руку или пальчик и рисует на большом листе бумаги), а также мять и разрывать на кусочки пластилин (под присмотром взрослого). Предложите ребенку игры с пуговицами. Детям нравится перекладывать их, распределять по величине, по цвету, раскладывать в коробочки. Научите ребенка просовывать крупные пуговицы в петли. Очень полезны пальчиковые игры-потешки.

Тренируйте артикуляционный аппарат ребенка, делайте зарядку для языка не менее двух раз в день по 5-7 минут перед зеркалом. Полный список артикуляционных упражнений можно спросить у логопеда, а также они широко представлены в печатных изданиях.

Развивайте речевое дыхание. Как ваш ребенок дышит, когда говорит? Понаблюдайте за ним: нет ли быстрых коротких вдохов посередине фразы или слова, не прерывают ли речь частые вздохи, не слишком ли частое у него дыхание?

Дыхание влияет на звукопроизношение и качество голоса.

Придерживайтесь следующих рекомендаций:

¾ правильный вдох – через нос (следите за этим);

¾ плечи не должны быть подняты;

¾ выдох должен быть длительным, плавным;

¾ следите, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками);

¾ каждое упражнение повторяйте не более 2–3 раз (многократное выполнение упражнений может привести к головокружению).

«На качелях»

Ребенок лежит на спине без подголовника, рот закрыт, вдох носом. Взрослый ставит на живот ребенка легкую игрушку и предлагает покатать ее, как на качелях. При вдохе игрушка поднимается, при выдохе – опускается.

«Кораблик»

Сделать из бумаги кораблик. Опустить его в таз с водой. Таз должен стоять на уровне рта ребенка, так чтобы ему было удобно дуть на кораблик. Взрослый объясняет: для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть плавно и длительно. Ребенок двигает кораблик с помощью сильного выдоха.

«Бабочка»

Вырезать из бумаги одну или несколько бабочек. К каждой бабочке привязать нитку и прикрепить так чтобы они висели на уровне лица ребенка. Взрослый предлагает малышу подуть на бабочку так, чтобы она полетела. Ребенок делает длительный плавный выдох.

«Мыльные пузыри»

Веселое и полезное занятие – выдувание мыльных пузырей.

Как научить ребенка слышать и правильно произносить звуки?

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Конечно, основную работу по формированиюи развитию фонематического слуха возьмет на себя логопед. Но и родители тоже могут помочь своему ребенку.

«Выдели слово»

Предложите ребенку хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам и т.п.) тогда, когда он услышит слова с заданным звуком.

«Звуковые песенки»

Взрослый предлагает малышу составит звуковые песенки типа:

АУ – дети кричат в лесу, ИА – так кричит ослик, УА – так плачет ребенок. Как мы удивляемся? О-О-О! (И т.п.) Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем – второй.

«Назови лишнее слово»

Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенку предлагается назвать то, которое отличается от остальных.

Гора, гора, гора, нора.

Голос, колос, голос, голос.

Коса, коса, коза, коса.

Утенок, утенок, котенок, утенок

Не забываем развивать словарный запас дошкольника. Дети 4-5 лет затрудняются:

¾ в употреблении в речи прилагательных, которыми обозначают признаки и качества предметов, личных местоимений, предлогов (в, на, над, под, за, из-за, из-под, около, между) и наречий (рядом, близко, сбоку, слева, справа, сзади и т.п.), указывающих на расположение предметов;

¾ в выполнении интеллектуальных операций, связанных со сравнением предметов, их группировкой, классификацией;

¾ в использовании обобщающих слов (посуда, одежда, овощи, фрукты, и т.п.);

¾ в способах образования существительных (при помощи суффиксов) и глаголов (при помощи приставок), например: лимончик, выехала.

«Что делает?»

Лампочка … (горит)

Корова … (мычит)

Доктор … (лечит)

«Небылица»

Бабочка плавает, а рыбка летает.

Мышка рычит, а медведь пищит.

Метла рубит, а топор подметает.

Огонь льется, а вода горит.

Гусь кудахчет, а курица гогочет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: