ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА




ВОПРОСЫДЛЯ ГОСЭКЗАМЕНА

1. Предмет теории государства и права.

2. Методология теории государства и права.

3. Теория государства и права в системе наук.

4. Происхождение государства и права.

5. Особенности становления государственности у различных народов мира.

6. Основные теории происхождения государства и права.

7. Общество и государство.

8. Государство, право и глобальные проблемы современности.

9. Гражданское общество и правовое государство.

10. Проблемы становления Российского правового государства.

11. Взаимодействие государства и права.

12. Правовые формы осуществления государственной власти.

13. Правовой статус личности: понятие и структура.

14. Права, свободы, законные интересы.

15. Понятие и признаки государства.

16. Государственная власть: характерные черты и методы осуществления.

17. Классификация государств.

18. Советское государство и право: особенности и уроки.

19. Функции государства: понятие и виды.

20. Функции современного Российского государства.

21. Понятие формы государства.

22. Формы государственного правления.

23. Формы государственного устройства.

24. Механизм государства.

25. Принципы организации и деятельности государственного механизма.

26. Политическая система общества.

27. Государство в политической системе общества.

28. Разделение властей в государственном механизме.

29. Демократия и законность.

30. Право и политика.

31. Внутригосударственное и международное право.

32. Юридическая конфликтология.

33. Понятие и признаки права.

34. Основные правовые учения.

35. Естественное право и позитивное право.

36. Правовой нигилизм и правовой идеализм.

37. Преемственность в праве.

38. Принципы права.

39. Функции права.

40. Право и закон.

41. Понятие и виды субъектов права.

42. Субъекты правовых отношений.

43. Правовая система общества.

44. Система права.

45. Основные правовые семьи народов мира.

46. Виды социальных норм.

47. Нормы права: понятие и признаки.

48. Структура норм права.

49. Право и мораль.

50. Классификация правовых норм.

51. Правовая культура общества и личности: понятие и элементы.

52. Правосознание.

53. Источники права: понятие и виды.

54. Закон в системе нормативных правовых актов.

55. Нормативные правовые акты.

56. Законность: понятие и принципы.

57. Правовое регулирование: понятие, предмет и пределы.

58. Механизм правового регулирования.

59. Правотворчество и законотворчество.

60. Систематизация нормативных правовых актов (понятие, виды, значение).

61. Виды и способы правового регулирования.

62. Понятие и виды правовых отношений.

63. Содержание и объекты правоотношений.

64. Юридические факты: понятие и классификация.

65. Юридическая обязанность: понятие, виды.

66. Субъективное право: понятие, виды.

67. Гарантии законности.

68. Содержание реализации права.

69. Применение норм права.

70. Пробелы в праве. Аналогия закона и аналогия права.

71. Понятие и виды толкования правовых норм.

72. Способы (приемы) толкования правовых норм.

73. Правовое воспитание.

74. Правосубъектность.

75. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и кругу лиц.

76. Правоприменительные акты (понятие и виды).

77. Субъекты и основные стадии применения норм права.

78. Публичное и частное право.

79. Официальное толкование правовых норм.

80. Юридический процесс и его виды.

81. Обратная сила правовых норм.

82. Правомерное поведение.

83. Юридическая практика.

84. Эффективность норм права.

85. Коллизионные нормы.

86. Правонарушения (понятие, виды, причины).

87. Меры государственного принуждения.

88. Понятие и виды юридической ответственности.

89. Цели и принципы юридической ответственности.

90. Правопорядок: понятие и характерные черты.

 

1. Предмет и структура теории государства и права.

 

Предмет науки — это те явления и процессы реального мира, которые исследуются ею. Наука изучает закономерности развития природы и общества. В этом смысле предмет ТГП не является исключением. ТГП изучает общие закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования государства и права. Она как бы вычленяет государство и право из всей системы общественных явлений и исследует их внутренние закономерности. Но и в этом случае государство и право рассматриваются в связи с экономикой, политикой, моралью, культурой и другими общественными феноменами.

Предметом науки ТГП служит многостороннее и сложное взаимодействие общества и государства, роль и место государства и права в политической системе общества. Она изучает не только государственно-правовые явления и процессы, но и представления людей о них. В ее предмет входит общественное, понятия создаётся наука.групповое и индивидуальное политическое и правовое сознание.

Государство и право нерасторжимо связаны друг с другом. ТГП подразделяется на две относительно самостоятельные структурные части: теорию государства (государствоведение) и теорию права (правоведение). Недопустимо противопоставление государства и права друг другу.

Итак, предметом теории государства и права выступают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования.

Структура предмета: 1. Явления. ТГП рассматривает государство и право как отдельные явления и одновременно зависимые друг от друга. 2. Государственно-правовые закономерности или законы развития. ТГП изучает общие закономерности (возникновение, функционирование и развитие). 3. Гос.- правовые понятия. ТГП создаёт терминологию и раскрывает сущность явления. Образует инструмент приобретения новых знаний.

 

 

2. Общенаучные и частные методы теории государства и права.

 

1. Общенаучные. Нашей отечественной науке присуща ориентация на материалистический подход, согласно которому сущностные стороны государства и права предопределяются в конечном счете экономикой, наличными формами собственности.

Философской основой ТГП служит диалектический метод, т.е. учение о наиболее общих закономерных связях развития бытия и сознания.

К философским законам и категориям непосредственно примыкает метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному. Так, процесс познания формы государства может двигаться от абстракции «форма государства» к ее видам — форме правления и форме государственного устройства, затем к разновидностям названных форм.

Кроме того, наука обязана учитывать исторические традиции, социокультурные корни государства и права. Изложенное обусловливает применение при познании государственно-правовых явлений исторического метода.

На вооружении ТГП находится и системный метод познания. Любая система представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое, не присущее им самим качество. Государство и право по своей структуре — сложные, системные явления. Основными элементами первого выступают органы государства, второго — нормы права.

2. Частнонаучные. Знание и умелое использование общенаучных методов не исключает, а напротив, предполагает применение специальных и частных методов познания государственно-правовых явлений.

Традиционен для юридической науки формально-юридический метод. Исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников (форм права), формальной определенности права как его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники и т. п. — все это конкретные проявления формально-юридического метода.

Возрастает роль метода сравнительного государствоведения и правоведения, который имеет свои объектом сходные государственно-правовые институты различных стран. Этот метод основывается на последовательном изучении и сопоставле-нии большого числа сходных объектов. Например, достоинства и недостатки государственных и правовых институтов нашей страны трудно установить без сравнения их с аналогичными институтами других стран.

 

Современные методологические проблемы теории государства и права.

 

Современные методологические проблемы ТГП связаны с тем, что расширяется объем юридических знаний.

Методология – мышление, направленное на научное исследования государственно-правовых явлений, общенаучная основа всей юриспруденции как общественные науки.

В нашей науке многие десятилетия господствовал монистический марксистско-ленинский подход к изучению государственно-правовых явлений. Данная теория гос-ва и права признавалась единственно истинной, т.е. правильно отражающей объективную действительность. Все другие теории и доктрины считались ложными и подвергались критике. Это обедняло наше учение о государстве и праве, не позволяло в полной мере использовать мировые достижения политической и правовой культуры.

Сегодня самым приемлемым для ТГП является конструктивно-критический подход к оценке и анализу прошлых и настоящих государственно-правовых явлений.

Бывшие социалистические страны теперь отрицательно относятся к марксизму-ленинизму как учению и социализму как общественно-политическому строю. Но есть в нем и положительные моменты – идеи о коллективизме, народовластии, соц. справедливости, трудовой морали.

Сегодня в нашей стране свобода выбора методов, способов, подходов к изучению государства и права, плюрализм учений и мнений, идеологическое многообразие.

Теория и методы возникают одновременно, к ним предъявляются сходные требования: не только результаты, но и путь к ним д.б. истинным.

 

3. Теория государства и права в системе наук.

 

Эта система включает основные разновидности и группы юридических наук.

1. Теория государства и права как общетеоретическая отрасль юридической науки.

2. Историко-правовые науки, к которым относятся ИОГП, зар. стран, ИППУ.

3. Специальные отраслевые юридические науки: конст. право, адм. право, труд. право, гражд. право, угол. право, гражд. процесс и др.

4. Юридические науки, тесно связанные со специальными отраслевыми, но вместе с тем имеющие свой самостоятельный предмет изучения: правоохранительные органы, ПСО, криминология и др.

5. Технико-прикладные юридические науки, широко пользующиеся данными других наук, в том числе математики, статис-тики, химии, медицины, психологии, кибернетики. Это криминалистика, судебная статистика, судебная медицина.

6. Международное право, подразделяемое на международное публичное право и международное частное право.

Все перечисленные разновидности и группы юридических наук, за исключением ТГП, в качестве предмета исследования рассматривают лишь отдельные стороны проявления и развития государства и права.

Специальные отраслевые науки изучают отд. сост. части системы рос. права, его различные отрасли, каждая из которых представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих какую-то конкретную широкую сферу однородных общественных отношений. Поэтому ни одна из частных юридических наук не обеспечивают изучение государства и права как единых систем, познания их общих закономерностей возникновения, развития и функционирования. Реализацией этой задачи занята ТГП.

Все отраслевые юридические науки руководствуются разработанными ТГП положениями о сущности, типе, формах и функциях государства и права, общими понятиями государства, органа государства, государственного механизма (аппарата), права, нормы права, нормативного акта, отрасли права, правового института, акта применения права, правоотношения, субъективного права и юридической обязанности и т.д.

 

4. Закономерности происхождения государства.

 

Совр. наука связывает процесс возникновения государства с развитием производства, с переходом от присваивающей к производящей экономике. В результате эволюции человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от при-своения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда — отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена — торговли (купцов). Такие крупные события в общественной жизни имели столь же крупные многочисленные последствия. В изменившихся условиях возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним. В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному. В родовой общине постепенно происходит разделение труда, специализация, повышение его производительности. Прибавочный продукт как следствие роста производительности труда обусловил появление экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, имущественного расслоения людей на богатых и бедных, на неравноправные классы, зарождения государства и права. Родовая организация общества трансформировалась в государство эволюционно.

 

5. Особенности становления государственности у различных народов мира.

 

Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. Одним из основных является восточный путь возникновения государства, "азиатский способ производства" (вначале — Др. Восток, затем — Афри-ка, Америка, Океания). Здесь очень традиционными оказались социально-экономические отношения и структура родового строя — земельная община, коллективная собственность. Родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значения.

Восточные государства были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. Здесь, по сути, не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т.е. само государство выступало организатором производства.

Главным фактором возникновения государства на территории Европы было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. В наиболее "чистом" виде этот процесс проходил в Афинах. В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества — патрициев и плебеев. В результате побед последних в нем утвердились демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др.

По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы в литературе высказаны две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное государство (это относится прежде всего к Германии и России). Приверженцы второй полагают, что после разложения родового строя здесь наступает предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь во владении землей, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю.

Таким образом, на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов и других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества – государство.

 

6. Основные концепции происхождения государства.

 

Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, идеологией авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.

1. Теологическая (Ф. Аквинский). Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана.

Согласно данным воззрениям, государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной.

2. Патриархальная. По утверждению Аристотеля, государство – наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха – естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.

3. Патримониальная. Представители этой теории считают, что государство произошло от права собственника на землю. Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный сюзеренитет.

4. Договорная (Локк, Руссо, Радищев). Государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Они отмечали, что было время, когда не было ни государства, ни права. В догосударственном состоянии люди жили в соответствии со своими естественными правами. Но не существовало власти, способной защитить человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для устранения этого люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека.

5. Теория насилия (Дюринг, Каутский). Государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых племен более сильными. Из последних создается государство. Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации, порабощения одних народов другими.

6. Психологическая (Л.И. Петражицкий). Государство возникает волей человека, необходимостью человека жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, желанием повелевать и подчиняться.

7. Марксистская (Маркс, Энгельс, Ленин). Государство произошло в результате изменения общественных отношений, способа производства, возникновения и борьбы классов. Государство выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. С уничтожением классов отмирает и государство.

 

 

7. Взаимодействие общества и государства. Относительная самостоятельность государства.

 

В первобытном обществе не было различий между обществом и государством. С появлением государственной власти появляются управляющие и управляемые. Государство – организация непосредственного властвования.

Всякая организация общества, в котором происходит процесс производства и обращения продуктов, невозможна без авторитета, без власти. С развитием крупной промышленности и крупного землевладения материальные условия производства и обращения неизбежно требуют организацию государства.

Государство осуществляет власть выделенным из человеческого общества аппаратом управления, состоящим из категории людей, которые только тем и заняты, чтобы управлять другими.

Общество не знает других способов принуждения к подчинению власти кроме общественного мнения, государство использует гос. принуждение, для осуществления которого создаются вооруженные силы; специально приспособленный для этой цели аппарат, включающий в себя так называемые карательные или правоохранительные органы.

Для содержания публичной власти необходимы взносы граждан – налоги, которые были неизвестны родовому устройству общества.

При родовой организации общества люди подразделялись по принципу кровного родства; учреждение политической власти, знаменующее возникновение государства, сообразуется с разделением населения по территориальному признаку.

Государство обладает гос. суверенитетом издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права.

Самостоятельность государства проявляется и в том, что оно может воздействовать на экономику, стимулировать, содействовать экономическому росту, а может препятствовать развитию экономики. Государство самостоятельно по отношению обществу (это проявляется во время борьбы за власть). Государство – сложная организация.

 

 

8. Право, государство и глобальные проблемы современности.

 

Глобальными считаются проблемы, охватывающие население всего земного шара, т.е. относящиеся ко всем и каждому государству, которые не могут быть решены одним отдельно взятым государством. Они обладают следующими признаками: 1. затрагивают интересы всего человечества; 2. проявляют себя во всех или в большинстве регионов мира; 3. нерешенность их создает угрозу для будущего человечества; 4. м.б. решены только благодаря усилиям всего мирового сообщества; 5. предполагают неукоснительное соблюдение всеми государствами международных норм. Содержание глобальных проблем м. конкретизировать следующим образом: 1. предотвращение мировой ядерной катастрофы, прекращение гонки вооружений, испытаний ядерного оружия; 2. обеспечение международного сотрудничества в экономической, политической, экологической, духовно-культурной и других областях; 3. ликвидация энергосырьевого, продовольственного, демографического кризиса, совместное освоение космического пространства и т.д.; 4. использование достижений НТП для совершенствования систем здравоохранения и просвещения, социального и духовного развития личности и т.д.; 5. международное сотрудничество в борьбе с терроризмом, «отмыванием» преступных доходов, незаконным оборотом наркотиков и оружия и т.д.

Решение глобальных проблем экономического развития, экологии и др. должно служить обеспечению прочного и справедливого мира, с одной стороны, развитию личности, общества и государства - с другой. Законодательство России по глобальным проблемам приводится в соответствие с международными стандартами.

По существу, все глобальные проблемы современности входят в содержание экономической, политической, социальной и духовно-культурной функций каждого государства, но в разной мере и степени реализуются в жизни.

Необходимы научные методы решения глобальных проблем и социальные условия претворения их в жизнь.

 

9. Гражданское общество и правовое государство.

 

Гражданское общество представляет собой необходимый и рациональный способ сосуществования людей, основанный на разуме, свободе, праве и демократии.

Признаки гражданского общества: 1. наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; 2. самоуправляемость; 3. конкуренция образующих его структур и различных групп людей; 4. свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм; 5. всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию; 6. многоукладность экономики; 7. легитимность и демократический характер власти; 8. правовое государство; 9. сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей, и др.

Правовое государство — это такая организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти и недопущения ею злоупотреблений.

Принципы: 1. приоритет прав и свобод человека и гражданина.

2. верховенства закона (закон, принятый органом власти при строгом соблюдении всех процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти).

3. разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею.

4. взаимной ответственности государства и личности и т.д. (высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества).

 

10. Проблемы становления Российского правового государства.

 

Идеи о прав. гос-ти были изложены в трудах Посошкова, реформаторских проектах Сперанского, Радищева, Герцена, Огарева, Чернышевского.

Конституционализм необходимое условие для построения прав. государства, кот. предполагает господство права во всех сферах гос. жизни, отрицает всякий произвол власти и бесправие подвластных.

Первые конст. Проекты были предложены при Александре I (18 в.), а затем декабристами. Попытка принятия первой конституции не удалась – убийство Александра II.

Первой конституцией м. считать Манифест 1905 г. и гос. законы о даровании свободы совести, слова, собрания и союзов.

Советская государственность в период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции государства. С принятием Конституции 1993 г., с приходом частной собственности, рыночной экономики она была взята на вооружение при построении гражданском общества. Можно выделить следующие проблемы: ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством (судебная защита от беззакония властей, защита в Европейском суде по правам человека); четкое разграничение функций общества и государства; разделение властей (противовес з/д и исполнительной власти); наличие развитого гражданского общества; верховенство и прямое действие закона, его приоритет над любой властью (огромное количество коллизий); соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права; правовая защищенность всех субъектов общества от произвольных решений кого-либо; правовой нигилизм (преодоление, рост преступности).

 

11. Взаимодействие государства и права

 

Взаимодействие государства и права выражается в многообразном влиянии друг на друга. Связь государства и права является функциональной, т. е. государство и право взаимно обусловливают друг друга, взаимно влияют друг на друга. Направления этого влияния таковы.

Государство в отношении права, во-первых, фиксирует, закрепляет нормы права в офици-альных источниках; во-вторых, государство через свои органы обеспечивает функционирование права, его реализацию, содействует использованию субъективных прав, обеспечивает исполнение юридических обязанностей; в-третьих, государство обеспечивает функционирование права с помощью государственного принуждения, привлекая правонарушителей к юридической ответственности.

Право пытается поставить пределы деятельности государства, добиться того, чтобы вся его деятельность протекала в правовой форме: и устройство государственной власти, и ее функционирование, и взаимоотношения с гражданами. Право прежде всего конституирует и легализует государственную деятельность, определяет ее общие границы, дозволенность или недозволенность, обеспечивает контроль над легитимностью этой деятельности, ее соответствие международным стандартам.

Посредством права осуществляются задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно закрепляется и оформляется общественный строй, положение личности в обществе. Никакая государственность немыслима без права и вне его.

Как уже отмечалось выше, государство по определению - организация, тяготеющая к централизации, оно стремится подчинить себе общество. А право выражает индивидуальные интересы и пытается поставить пределы, преграды всевластию государства. Чтобы это было возможно, необходима особая конструкция государства - правовое государство.

 

 

12. Соотношение государства и права. Правовые формы осуществления государственной власти.

 

Государство и право возникли одновременно в результате разложения родового общества. Право возникает как необходимость в императивном регуляторе общественных отношений. Необходимость поддержания порядка лежит в основе зарождения государства. Государство и право объективно нуждаются друг в друге, поэтому разделить их существование и функционирование невозможно.

Традиционно различают 2 подхода к вопросу о соотношении государства и права: 1. Этатистский подход. Исходя из превосходства государства над правом. Право рассматривается как продукт гос. деят-ти, как следствие государства. Такой подход был распространен в советское время. Право - совокупность норм, издаваемых государством. 2. Сторонники школы естественного права - понятие государства выводится из общественного договора. Праву здесь принадлежит приоритет по сравнению с государством, оно возникает раньше, никакое государство и никакая власть не есть первоначальный источник права. 3. Связь между государством и правом не имеет столь отчетливого причинно-следственного характера (т.е. государство порождает право или наоборот). Этот подход позволяет выявить глубинные связи между государством и правом, понять, что дает право государству и какую роль государства играет в обеспечении права.

Право формируется при непосредственном участии государства. Но государство не столько формирует право, сколько завершает правообразовательный процесс, придавая праву определенные юрид. формы (нормативный акт, судебный или административный прецедент). Творческая роль государства в отношении образования права заключается в следующем: 1) в осуществлении правотворческой деят-ти. Государство определяет потребность в юрид. регламентации тех или иных отношений (деят-ти), определяет наилучш. рационал. юрид. форму (закон, акт исполнит. власти и др.) и т. о. придает отношениям всеобщий характер. 2) в санкционировании гос-вом норм, кот. не имеют прямого гос. характера (мусульманское право - государство санкционирует нормы, вырабатываемые мусульманской доктриной). 3) в признании юрид. обязательными регуляторами поведения фактически сформировавшиеся существующих отношений (обычное право). Т.о. государство обеспечивает развитие всей системы источников права. Достаточно значимой представляется роль государства в обеспечении реализации права. Государство также охраняет право и господствующих правоотношений (за государством стоит сила в виде аппарата принуждения).

Роль права в отношении к государству: 1) право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением; 2) право легализует гос. деятельность, обеспечивает дозволенность охранительных и принудительных мер государства; 3) посредством права определяются границы проникновения государства в жизнь населения.

 

 

13. Правовой статус личности: понятие и структура.

 

Правовой статус личности — это правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во вза-имоотношениях с обществом и государством. В структуру этого понятия входят следующие элементы: а) правовые нормы, устанавливающие данный статус; б) правосубъектность; в) основные права и обязанности; г) законные интересы; д) гражданство; е) юридическая ответственность; ж) правовые принципы; з) правоотношения.

Эта категория носит собирательный, универсальный характер. Она как бы вбирает в себя правовые статусы: гражданина; иностранного гражданина; лица без гражданства; беженца; вынужденного переселенца.

Классификация правовых статусов личности в первую очередь проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают общий (международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусы личности.

 

Общий (международный) правовой статус личности включает в себя помимо внутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно-правовых документах. Защита его предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом.

Конституционный (базовый) статус личности объединяет главные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в Конституции. Стабильность конституционного статуса личности зависит от того, насколько полно он соответствует фактическим общественным отношениям, и от того, какой порядок принятия, отмены соответствующих норм и внесения в них изменений закреплен в законе.

Отраслевой статус личности состоит из правомочий, предусмотренными гражданским, трудовым, административным правом и др.

Родовой (специальный) статус личности отражает специфику правового положения отд. категорий людей, которые могут иметь какие-то дополнительные субъективные права и обязанности: военнослужащих, пенсионеров, инвалидов, работников Крайнего Севера и др.

Индивидуальный статус характеризует особенности положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении государственными делами и т.п.

 

14. Права и свободы граждан.

 

Под правами и свободами понимаются какие-либо блага (право) или виды допустимого, возможного правомерного поведения (свобода) человека.

Право имеет субъективное и объективное содержание. Субъективное право – это юридическая возможность, которая принадлежит гражданину (право на высшее образование). Гражданин – индивид, который связан с государством отношениями гражданства.

Под гражданством понимается устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанности и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Объективное право – общеобязательное веление, которое находится в нормах права.

Виды права гражданина: 1. право поведения – право на собственные фактические действия, направленные на использование полезных свойств объекта права (использование вещи по прямому назначению); 2. право требования от другой стороны исполнения обязанности (кредитор имеет право требовать от должника возврата денег); 3. право притязания – обращение в гос. органы для принудительного исполнения обязанности (взыскание долга, восстановление на работе).

Все права делятся на естественные и позитивные (писаные).

Естественные права неотчуждаемы, даются человеку при рождении. Писаные права даются человеку в процессе социализации. Права также делят на эконом., соц., культур., полит., общие (конституционные) и отраслевые.

Права связаны с обязанностями, но отождествлять их не стоит. Обязанность не может стать правом, т.к. право – юридическая возможность. Право поведения м.б. правомерным, юридически нейтральным и противоправным.

Гарантии прав и свобод граждан – жизненные обстоятельства, условия, средства, которые обеспечивают реализацию прав и свобод граждан. Это экономические, социальные, политические, духовные гарантии, а также прокурорский надзор, судебный контроль, юридические процедуры.

 

 

15. Понятие и признаки государства.

 

Государство — это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общи



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: