Композиционных центров в композиции может быть несколько, в то время, как геометрический центр один.




Выделение композиционного центра

В любом виде искусства ключевую роль играет правильное расположение элементов произведения, позволяющее наиболее точно передать идею этого произведения. То есть выделить ключевые сюжетные линии, передать необходимое настроение и соблюсти при этом гармонию. Композиция (от латинского compositio) и является соединением (сочетанием) этих элементов в единое целое. Создавая композицию, необходимо позаботиться о том, что будет главным в картине и как выделить это главное, то есть сюжетно-композиционный центр, который часто также называют «смысловым центром» или «зрительным центром» картины. Мы строим композицию на плоскости. Будь то фотография, лист бумаги или монитор компьютера. Если через эту плоскость провести две диагональные линии, точка их пересечения укажет на геометрический центр нашей будущей композиции.

Композиционный центр служит для фокусировки внимания зрителя на деталях композиции. В живописи и рисунке, как правило, выделяются сюжетно-композиционные центры. То есть, в композиционном центре находится основной сюжет произведения. Конечно, в сюжете не все одинаково важно, и второстепенные части подчиняются главному. Центр композиции включает сюжетную завязку, основное действие и главных действующих лиц. Композиционный центр должен, в первую очередь, привлекать внимание

Композиционных центров в композиции может быть несколько, в то время, как геометрический центр один.

Например, мастера Возрождения предпочитали, чтобы композиционный центр совпадал с центром холста. Размещая главных героев таким образом, художники хотели подчеркнуть их важную роль, значимость для сюжета.

Картины с двумя или большим количеством композиционных центров художники используют для того, чтобы показать несколько событий, происходящих одновременно и равных по своей значимости.

Рассмотрим картину Веласкеса «Менины» и ее схему. Один композиционный центр картины — юная инфанта. К ней с двух сторон склонились фрейлины — менины. В геометрическом центре полотна находятся два пятна одинаковой формы и одинакового размера, но контрастирующие между собой. Они противоположны, как день и ночь. Оба они — один белый, другой черный — выходы во внешний мир. Это — другой композиционный центр картины.

Один выход — самая настоящая дверь во внешний мир, солнцем нам даруемый свет. Другой — это зеркало, в котором отражается королевская чета. Этот выход можно воспринимать как выход в другой свет — светское общество. Контраст светлого и темного начал в картине можно воспринимать как спор между владыкой и художником или, может быть, противопоставление искусства — суете, духовной независимости — раболепию.

Сюжетно­композиционный центр ­ детали или объекты:

с наибольшей силой характеризующие отображаемое явление; несущие главную идею произведения.

В каждом произведении должен быть главный герой или объект.

Композиционный центр может быть выделен с помощью следующих приемов:

ЦВЕТ ;

С помощью цвета художник акцентирует внимание зрителя на главном герое.

Рубенс Питер Пауль. «Христос в терновом венце».

СВЕТ ;

С помощью света художник направляет внимание зрителя на главного героя.

Рембрандт Харменс ван Рейн. «Даная»

 

РАСПОЛОЖЕНИЕ ;

Главное может быть расположено в центре.

 

 

 

Снет Ян. «Игра в трик­трак»

 

ЖЕСТЫИ ВЗГЛЯДЫНА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ ;

 

 

Рембрандт Харменс ван Рейн. «Возвращение блудного сына»

 

РАССТОЯНИЕ (ЭФФЕКТ ИЗОЛЯЦИИ);

На одной картине может быть использовано сразу несколько способов выделения главного. Например, применяя прием «изоляции» — изображая главное в отрыве от остальных предметов, выделяя его размером и цветом, — можно добиться построения оригинальной композиции.

Главный герой изолирован от окружающих пространством, что позволяет выделить главного героя.

 

Иванов Александр. «Явление Христа Народу (явление мессии)

 

РАЗМЕР.

Главный герой может занимать либо большую, либо маленькую площадь.

 

Федотов Павел. «Сватовство Майора»

 


 

КОНТРАСТОМ СВЕТА И ТЕНИ

КОНТРАСТОМ ЦВЕТА

РАЗМЕРОМ

ФОРМОЙ

РАСПОЛОЖЕНИЕМ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: