Резонанс (частотная коррекция)




Глава 30

RealVerb Pro

Обзор

В RealVerb Pro используется сложная технология пространственной и спектральной реверберации, предназначенная для точного моделирования акустического пространства. Этот плагин обеспечивает реверберацию потрясающего звучания, а также возможность приспосабливать по своему усмотрению виртуальное пространство и панорамирование в пределах стерео спектра.

Очертания и материал помещения

RealVerb Pro имеет два графических меню с предустановками (пресетами) очертаний помещения (Room Shape) и материалов (Materials). Благодаря этому вы можете создавать различные сочетания материалов и очертаний, а также регулировать размер помещения в соответствии с требованиями ваших миксов. Имеются регуляторы для настройки плотности материалов, в том числе – для обратной плотности (inverse thickness).

При умелом проектировании смешивание очертаний, размеров и материалов помещения можно производить в реальном времени, избегая при этом дисторшна, хлопков, щелчков и пр. шумов (zipper noice). Создав свои собственные пресеты помещения, вы сможете даже в реальном времени morph between (осуществлять переходы между) двумя пресетами без каких-либо искажений.

Резонанс, Timing (синхронизация/регулировка времени), диффузия

RealVerb Pro также содержит наглядные графические средства контроля над схемами частотной коррекции, синхронизации и диффузии. Для расширения возможностей воздействия на запись для пользователя обеспечены отдельные средства контроля над путем прямого сигнала, ранними отражениями и поздним этапом реверберации.

Панорамирование звукового стерео поля (Stereo Soundfield Panning)

Некоторые принципы психоакустической технологии, которая использовалась при разработке RealVerb 5.1, были включены в RealVerb Pro. Фирменный метод Stereo Soundfield Panning позволяет распределять и контролировать сигнал между стерео динамиками (динамическими головками), создавая ощущение центра и ширины. Возможность окружить слушателя со всех сторон стереофоническим звучанием открывает кардинально новый подход к реверберации.

Теоретические сведения о RealVerb Pro

Рис. 84. Схема сигнального пути RealVerb Pro

 

Данный рисунок иллюстрирует прохождение сигнала для RealVerb Pro. Входной сигнал проходит частотную коррекцию, а затем поступает на генератор ранних отражений и устройство создания поздней реверберации (late-field reverberation unit). Затем прямой сигнал, ранние отражения и поздняя реверберация по отдельности размещаются в звуковом поле.

Рис. 85 Окно плагина RealVerb Pro

 

Интерфейс плагина организован похожим образом. Частотная коррекция отраженной энергии контролируется панелью Resonance. Структура ранних отражений (их относительная синхронизация/система отсчета времени и амплитуда) определяется очертаниями и размерами помещения на панели Shape; предварительная задержка ранних отражений и общая энергия задаются в верхней части панели Timing. Панель Material используется для выбора относительной скорости затухания реверберации в виде функции частоты. Общая скорость позднего затухания задается вместе с диффузией помещения, поздней предзадержкой (late-field predelay) и поздним уровнем (late-field level) в нижней части панели Timing. Наконец, панель Positioning содержит регуляторы размещения источника, ранних отражений и поздней реверберации.

 

Спектральные характреистики

Свойства помещения, которые определяются на панелях Shape и Material, влияют на спектральные характеристики отражений.

Очертания и размер

Структура ранних отражений реверберации определяется размером и формой помещения. RealVerb Pro позволяет задавать два размера и две формы помещения, которые можно смешивать для создания новых сочетаний схем ранних отражений. Имеется 15 различных форм помещения, в том числе несколько пластин (plates), пружин и классических помещений; размеры помещения можно устанавливать от 1 до 99 метров. Два помещения можно совмещать от 0 до 100%. Все параметры можно настраивать в реальном времени, не вызывая никаких искажений или помех.

Рис. 86 Панель Shape

 

Первая форма Вторая форма

 

Всплывающее меню

Линия соединения

 

Всплывающее меню

выбора 1 и 2 форм

 

Регулятор размера первой

формы

Регулятор размера второй формы


Для настройки формы и размера помещения:

1. В левом всплывающем меню выберите форму помещения. Выбранная вами форма появится в левой части круга Shape. Размер помещения настраивается при помощи верхнего горизонтального слайдера.

2. Во втором (правом) всплывающем меню выберите вторую форму – она появится в правой части круга Shape. Размер этой формы настраивается при помощи нижнего горизонтального слайдера.

3. Соедините структуры ранних отражений двух помещений, перетащив Линию соединения (Blending bar). Процентное соотношение двух помещений указывается над их всплывающими меню. Перетащите линию вправо для акцентирования первой формы, влево – для акцентирования второй формы помещения. Для использования только одной формы помещения, перетащите линию соединения до конца, чтобы установилось значение 100% для нужной формы.

Окончательная схема ранних отражений отображается вверху панели Timing, где каждое отражение обозначено желтой вертикальной линией, высота которой указывает энергию его поступления (arrival energy), а положение – время поступления.

Материал и плотность

Состав материала акустического пространства влияет на время затухания различных частотных составляющих. Материалы характеризуются степенью поглощения (absorption rate) в функциональной зависимости от частоты – чем сильнее материал поглощает определенную частоту, тем быстрее затухает данная частота. RealVerb Pro позволяет назначать два материала помещения с собственной плотностью для каждого, которые можно соединять для создания гибридной схемы поглощения и отражения. Например, для имитации просторного стеклянного здания можно использовать сочетание стекла и воздуха.

В плагине представлено 24 материала, существующие в природе, в том числе кирпич, мрамор, твердая древесина, водная поверхность, воздух и слушатели (о как для музыкантов люди – это всего лишь real-world materials…). Также включено 12 искусственных материалов с предварительно установленной скоростью затухания. Плотность материалов можно настраивать, увеличивая или оборачивая их поглощающие и отражающие свойства.

Рис. 87 Панель Material

 

Обратите внимание: Если материалы используются для регулировки скорости затухания в функциональной зависимости от частоты, общая скорость затухания поздней стадии реверберации контролируется с панели Timing.

Для настройки материала и плотности:

1. Выберите материал помещения в первом (левом) всплывающем меню. Выбранный материал появится в левой половине круга Material.

2. Настройте плотность материала с помощью верхнего горизонтального слайдера:

· Установленная по умолчанию 100% плотность дает нормальные, естественные затухания.

· Более высокая плотность (до +200%) увеличивает поглощение и отражение частот.

· Отрицательная плотность характеристики материала на противоположные. Если материал обычно поглощает высокие частоты (из-за чего они быстро затухают) и отражает низкие частоты (затухающие медленнее), то при отрицательной плотности данный материал будет поглощать низкие частоты (из-за чего они будут быстро затухать) и отражать высокие (которые будут затухать медленно).

· Плотность равная 0% приводит к тому, что скорости затухания не зависят от материала.

3. Выберите материал их правого всплывающего меню. Выбранный материал появится в правой части круга Material. Настройте плотность материала при помощи нижнего горизонтального слайдера.

4. Соедините абсорбирующие свойства материалов, перетащив линию соединения (Blending bar). Относительное количество каждого материала, выраженное в процентах, появится над соответствующими всплывающими меню. Перетащите линию соединения вправо, чтобы подчеркнуть первый материал, или влево – чтобы подчеркнуть второй материал. Чтобы использовать только один материал, передвиньте линию соединения так, чтобы установить материал на 100%.

Материалы

Одни материалы поглощают высокие частоты и отражают низкие, другие – поглощают низкие частоты и отражают высокие. Данные свойства зависят от поверхности и плотности (удельной массы) материала.

Например, стекловолокно поглощает высокие частоты. Когда высокие частоты встречаются со стекловолокном, они отскакивают внутри волокон (bounce around inside the fibers) и теряют большую часть своей энергии.

При 100% плотности стекловолокно «разворачивает» (rolls off) высокие частоты понемногу каждую миллисекунду. Через некоторое время высокие частоты рассеиваются, а низкие – задерживаются. Если увеличить плотность стекловолокна до 200%, высокие частоты будут рассеиваться вдвое быстрее, создавая очень тяжелый реверберационный хвост. При -200% создается сильно «шипящая» (sizzly) поздняя фаза реверберации.

Некоторые материала, такие, как фанера, обычно поглощают низкие частоты, отражая высокие. Поскольку у фанеры очень гладкая поверхность, не удерживающая высокие частоты, последние обычно отражаются. При 100% реверберация получается сильно шипящей и все более яркой. При -100% она получается более тяжелой.

При выборе и смешении материалов и плотностей имейте ввиду, что твердые материала с большим количеством небольших пустот (кирпич, гравий, раствор на кирпичах) и мягкие материалы (ковровое покрытие, трава, почва) имеют тенденцию поглощать высокие частоты. Гладкие, в какой-то мере гибкие материалы (толстое стекло, твердая древесина, сидения) наоборот, отражают высокие частоты. Мрамор – единственный материал, который одинаково отражает все частоты.

Вверху меню Material указаны искусственные материалы. Для них разработаны определенные модели «поведения», которые могут пригодиться вам для получения желаемой предустановки реверберации, если вы представляете себе, какая именно скорость затухания вам нужна. Все эти материалы преимущественно поглощают высокие частоты; они обеспечивают указанное время затухания для низких частот и гораздо более короткое время затухания для высоких частот. На каждом графике указана частота перехода, при которой скорость затухания средняя между значениями высокой и низкой частоты. При 100% плотности соотношение между временем затухания низких и высоких частот составляет 10:1. Это означает, что высокие частоты будут затухать в 10 раз быстрее, чем низкие. При 200% плотности это соотношение увеличивается вдвое (высокие частоты затухают в 20 раз быстрее, чем низкие). При -100% поведение высоких и низких частот меняется на противоположное – низкие частоты затухают в 10 раз быстрее высоких.

Многие аппаратные и виртуальные ревербераторы имеют тенденцию компенсировать поглощение воздухом высоких частот. В отличие от них, RealVerb Pro включает воздух в число материалов. Если вы не используете воздух в качестве одного из материалов, свойство воздуха поглощать высокие частоты можно компенсировать с помощью резонансного фильтра. Установите правый слайдер частоты перехода на 4,794 кГц и опустите уровень на 10 – 15 дБ для больших помещений, или на 4 – 9 дБ для маленьких и средних помещений.

Для вашего удобства ниже приведены списки материалов, поделенных на две группы: те, что отражают высокие частоты, и те, что поглощают их. Они следуют по порядку частоты перехода - от самой низкой до самой высокой.

Табл. 16. Материалы, поглощающие высокие частоты

Слушатели Стекловолокно
Целлюлоза Трава
Ткань Штукатурка на кирпичах
Штукатурка на бетонных блоках Водная поверхность
Почва Песок
Гравий Кирпич
Краска на бетонных блоках Воздух
Ковровое покрытие  

 

Табл. 17. Материалы, отражающие высокие частоты

Толстое стекло Сидения
Фанера Мрамор
Твердая древесина Бетонные блоки
Оконной стекло Линолеум
Пробка  

 

Резонанс (частотная коррекция)

На панели Resonance имеется трехполосный параметрический эквалайзер, который может контролировать общую частотную характеристику реверберации. В зависимости от настроек регуляторов амплитуды и края полос (Band-edge) эквалайзер может работать в сглаживающем (shelf) или параметрическом режиме, равно как и в сочетании этих двух режимов.

 

Amplitude controls, first and second bands Amplitude control, third band

 
 


 

Band Edge control, second band Band Edge control, third band

 

Рис 88. Панель Resonance

 

 

Чтобы настроить режим параметрического эквалайзера:

1. Перетащите регуляторы Band Edge (края полосы) в горизонтальном направлении, установив вторую и третью полосы на необходимые частоты. Первая полоса предустановлена на 16 Гц. Частоты всех трех полос указываются в текстовых полях внизу панели.

2. Настройте амплитуду полос (от -60 до 0 дБ), перетащив соответствующие регуляторы амплитуды (Amplitude) вверх или вниз. Значения амплитуд для всех трех полос также указываются в текстовых полях внизу панели. Форма кривой эквалайзера отображается на графике.

Для настройки резонанса реверберации на high-shelf EQ:

1. Перетащите регулятор амплитуды второй полосы эквалайзера в самый низ.

2. Перетащите регуляторы амплитуды для третьей и первой полос в самый верх, чтобы у них были одинаковые значения.

3. Настройте регуляторы Band Edge для второй и третьей полос таким образом, чтобы они прилегали друг к другу. Чтобы увеличить частоту высокой области (high-shelf), перетащите вправо регулятор края второй полосы. Чтобы понизить частоту, перетащите влево регулятор края третей полосы.

4. Чтобы понизить частоты выше shelf frequency, перетащите регуляторы амплитуды для первой и второй полос вверх или вниз. Для настоящего сглаживающего эквалайзера значения этих амплитуд должны быть одинаковыми.

Для настройки резонанса реверберации на low-shelf EQ:

1. Перетащите регулятор амплитуды второй полосы эквалайзера в самый верх.

2. Перетащите регуляторы амплитуды для третьей и первой полос в самый низ, чтобы у них были одинаковые значения.

3. Настройте регуляторы Band Edge для второй и третьей полос таким образом, чтобы они прилегали друг к другу. Чтобы увеличить частоту низкой области (low-shelf), перетащите вправо регулятор края второй полосы. Чтобы понизить частоту, перетащите влево регулятор края третей полосы.

4. Чтобы понизить частоты ниже shelf frequency, перетащите регуляторы амплитуды для первой и второй полос вверх или вниз. Для настоящего сглаживающего эквалайзера значения этих амплитуд должны быть одинаковыми.

 

Timing

Панель Timing предназначена для регулирования Timing (синхронизации/отсчета времени) и относительной энергии ранних отражений и поздней стадии реверберации. Данные элементы управления влияют на чистоту и близость восприятия реверберации (reverb’s perceived clarity and intimacy). Ранние отражения показаны в верхней части панели Timing с регуляторами амплитуды и предзадержки (Pre-delay). Поздняя стадия реверберации отображается в нижней части панели с регуляторами амплитуды, предзадержки и времени затухания. Чтобы продемонстрировать отношение между двумя компонентами реверберации в каждой секции панели отображается контур второй из них.

Рис. 89. Панель Timing

Регулятор

Aмплитуды

Дисплей ранних

отражений

 

Регулятор

предзадержки

Дисплей поздней

реверберации

 

Регулятор

диффузии

Регулятор

времени затухания

 

Для настройки отсчета времени ранних отражений:

1. Перетащите регулятор амплитуды ранних отражений вверх или вниз (от -80 до 0 дБ), чтобы изменить энергию отражений. Значение амплитуды указывается в текстовом поле внизу панели.

2. Перетащите регулятор предзадержки ранних отражений влево или вправо (от 1 до 300 мсек), чтобы изменить задержку между сухим сигналом и началом ранних отражений. Время предзадержки также указывается в текстовом поле внизу панели.

Обратите внимание: продолжительность ранних отражений нельзя настроить с панели Timing, она определяется размером и формой помещения.

Для настройки отсчета времени поздней реверберации:

1. Перетащите регулятор амплитуды поздней реверберации вверх или вниз (от -80 до 0 дБ), чтобы изменить энергию реверберации. Значение амплитуды указывается в текстовом поле внизу панели.

2. Перетащите регулятор предзадержки поздней реверберации влево или вправо (от 1 до 300 мсек), чтобы изменить задержку между сухим сигналом и началом поздней реверберации. Время предзадержки также указывается в текстовом поле внизу панели.

3. Перетащите регулятор времени затухания поздней реверберации влево или вправо (от 0,10 до 96,00 сек) для изменения длины хвоста реверберации. Время затухания отображается в текстовом поле внизу панели.

4. Чтобы повлиять на то, как быстро поздняя реверберация становится более густой (глубокой?), нужно настроить регулятор диффузии в правой части дисплея поздних отражений. Чем выше значение диффузии, тем быстрее развертывается густой (? Dense) хвост реверберации.

Позиционирование

Одной из уникальных особенностей RealVerb Pro является возможность по отдельности определять положение прямого сигнала, ранних отражений и поздней реверберации. Панель Position оснащена регуляторами панорамирования для каждого из этих компонентов реверберации. К тому же специальный регулятор расстояния (Distance) обеспечивает настройку расстояния до источника восприятия. Данные регуляторы служат для реалистичного синтеза акустических пространств – например, когда слушатель находится в начале прохода (alley way), где все составляющие отклика поступают с одного направления, или когда слушатель находится в проходе поблизости от источника, где ранние отражения и реверберация окружают слушателя со всех сторон.

Рис. 90. Панель Positioning

 

Для панорамирования прямого (сухого) сигнала:

1. Перетащите слайдер Direct влево или вправо. Значение <100 панорамирует сигнал строго слева; значение 100> панорамирует сигнал строго справа. Значение <0> устанавливает сигнал в центре стерео поля.

Установка расположения ранних отражений или поздней реверберации может осуществляться любым из указанных ниже способов:

1. Перетащите левый и правый слайдеры для настройки ширины стерео (stereo width). Длину синего слайдера можно настраивать. Для полного стерео сигнала перетащите левую ручку до конца влево, а правую – до конца вправо.

2. Перетащите синюю середину слайдера влево или вправо для установки расположения сигнала. При перетаскивании до конца влево или вправо настраивается ширина стерео. Для моно сигнала, панорамированного строго слева или справа, слайдер нужно передвинуть до конца влево или вправо.

Расстояние

RealVerb Pro позволяет контролировать расстояние до воспринимаемого источника при помощи регулятора Distance на панели Positioning. В реверберирующей среде звуки, которые зарождаются вблизи от слушателя, обладают иным соотношением прямой и отраженной энергии, чем звуки, возникающие вдалеке от слушателя.

Для настройки расстояния до источника:

1. Перетащите слайдер Distance в положение, соответствующее необходимому процентному соотношению. Чем больше процент, тем сильнее источник отдален от слушателя. Значение 0% устанавливает источник на наиболее близкое расстояние к слушателю.

 

Wet/Dry Mix

Соотношение обработанного и необработанного сигнала реверберации регулируется при помощи слайдера Mix на панели Positioning. Две кнопки над слайдером, обозначенные W и D обозначают необработанный (Dry) и обработанный (Wet) сигналы; если кликнуть на одном из них, то установится 100% сухая или 100% обработанная смесь.

 

Уровни

Панель Levels позволяет регулировать входное усиление (Input Gain) и выходное усиление (Output Gain) плагина. Чтобы установить нужный уровень, передвиньте слайдер в соответствующее положение. Входной сигнал может быть заглушен при помощи кнопки Mute.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: