Сфотографируйте и пришлите.




Октября 2020 г. (правоведение)

Дисциплина: Правоведение Группа: № 7 8

Урок № 8

Тема: Права человека и их защита. Классификация прав человека. Всеобщая декларация прав человека. Права ребенка. Декларации, конвенции о правах ребенка. Защита прав ребенка в Донецкой Народной Республике.

Цель: На основе имеющих у обучающихся знаний расширить и конкретизировать их представления о правах человека; воспитание чувства терпимости и толерантности, уважения к правам других людей;

 

Материалы урока:

Впервые понятие «права человека» встречается во французской «Декларации прав человека и гражданина», принятой в 1789 году, хотя до этого идея прав прошла долгий путь развития, важными вехами на её пути были английская Великая хартия вольностей (1215), английский Билль о правах (1689) и американский Билль о правах (1791).

В XIX веке в различных государствах по-разному складывается первоначальный набор гражданских и политических прав (свобода и равноправие, неприкосновенность личности, право собственности, избирательное право и др). В XX веке под сильным воздействием социалистических движений к гражданским и политическим правам прибавляются социально-экономические права (как правило, права трудящихся: право на объединение в профсоюзы, на труд, отдых, социальную помощь и т. д.). Вторая мировая война и трагический опыт тоталитарных режимов инициировали качественный скачок в развитии института прав человека и гражданина, ведущую роль в развитии которого приобретает международное право.

10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята и провозглашена «Всеобщая декларация прав человека». Декларация - это не юридический договор, она имеет только статус рекомендации, поэтому не содержит в себе санкций за нарушения указанных прав и свобод. Тем не менее, Декларация прав человека ООН имеет прямое действие, то есть на нее можно ссылаться при защите своих прав, и её положения часто используются в международных судах при рассмотрении дел по фактам нарушения прав человека. Также в 1950 году в Европе была подписана Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Главное отличие этой Конвенции от иных международных договоров в области прав человека: создание реально действующего механизма защиты декларируемых прав — Европейского суда по правам человека. В 1966 году Декларация была дополнена двумя документами: Международным пактом о гражданских и политических правах и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, которые в совокупности неофициально называют Международным биллем о правах. Эти и последующие международные соглашения утвердили международный стандарт прав человека и гражданина и гарантии обеспечения этих прав,

В последующем были подготовлены и другие конвенции, детально рассматривающие права отдельных категорий граждан: Конвенция о правах ребенка, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и другие. Одной из особенностей международных документов о правах человека является то, что они действуют не непосредственно, а через «внутреннее» национальное право. Другими словами, положения, закрепленные в них, необходимо развернуть и воплотить в соответствующих законах каждой конкретной страны - в конституции, кодексах, законах, указах, постановлениях и т.д.

Права человека – гарантированные государством возможности человека свободно действовать в интересах удовлетворения своих потребностей.

Права человека:

- универсальны, то есть принадлежат всем людям во всех ситуациях;

- естественны, то есть принадлежат всем людям от рождения;

- неотчуждаемы, то есть человека нельзя произвольно лишить этих прав.

Права человека подразделяются по времени их принятия международными документами (поколения прав).

Права первого поколения – это личные (гражданские) и политические права.

Гражданские (личные) права - неотъемлемые права человека, присущие ему как свободной личности. Это такие права: право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, защиту чести, достоинства, равенство перед законом, невмешательство в личную жизнь, тайну переписки, неприкосновенность жилища, защиту от пыток и жестокости, гражданство, свободу передвижения и выбор места жительства, свободу мысли, совести, религии, свободу убеждений.

Политические права обеспечивают возможность участия граждан в политической жизни страны. Это право избирать и быть избранным в органы государственной власти, на создание союзов и объединений, на мирные собрания, митинги, демонстрации, свобода от принуждения вступать в какую-либо организацию, равный доступ к государственной службе в своей стране.

Права второго поколения – это социально-экономические и культурные права.

Экономические права обеспечивают свободу хозяйственной инициативы. Это право на частную собственность, на труд, на свободный выбор профессии и рода занятия, на справедливые и безопасные условия труда, на справедливое вознаграждение за труд.

Социальные обеспечивают достойный уровень жизни и социальной защищенности. Это право на достойный уровень жизни, на социальное обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, старости, на жилище, на образование, на охрану здоровья, на отдых и досуг.

Культурные права обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности. Это право на бесплатное начальное и общее образование, на общедоступность профессионального образования, на участие в культурной жизни общества, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества, на защиту интеллектуальной собственности.

Права третьего поколения – это экологические и коллективные права.

Права человека подразделяются по сферам человеческой жизни и деятельности, которые они защищают (виды прав).

Экологические права - это право на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим преступлением.

Коллективные права – это право каждого народа на самоопределение, на свободное распоряжение своими естественными богатствами и ресурсами, на мирные собрания, право каждого человека на свободу ассоциации с другими и право вступать в таковые для защиты своих интересов, право национальных меньшинств пользоваться своей культурой, родным языком, исповедовать свою религию.

Основные международные органы по защите прав человека:

- Комитет ООН по правам человека;

- Европейский суд по правам человека;

- Комитет по защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей;

-Комитет по экономическим, социальным и культурным правам;

- Комитет ООН против пыток.

Европейский суд по правам человека (Страсбург, Франция, 1959 год) – Международный судебный орган, который рассматривает межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц из государств, ратифицировавших Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод.

Условия и основания обращения вЕвропейский суд по правам человека:

- Суд рассматривает только заявления, направленные против государств, ратифицировавших Конвенцию;

- Суд рассматривает только заявления, в которых говорится о нарушении прав, гарантированных Конвенцией;

- Суд рассматривает только жалобы, предмет которых находится в сфере ответственности органов государственной власти;

- Суд принимает заявления не позднее 6 месяцев от даты вынесения окончательного решения органом государственной власти;

- Суд принимает заявления только после того, как были использованы все внутренние средства правовой защиты;

- Суд принимает только заявления, присланные по почте.

Права ребёнка - свод прав детей, зафиксированный в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее 18 лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.

· Ребёнок имеет право на семью.

· Ребёнок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.

· Ребёнок имеет право посещать школу и учиться.

· Ребёнок имеет право на равенство.

· Ребёнок имеет право свободно выражать свои мысли.

· Ребёнок имеет право на собственное мнение.

· Ребёнок имеет право на имя и гражданство.

· Ребёнок имеет право на получение информации.

· Ребёнок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.

· Ребёнок имеет право на медицинское обслуживание.

· Ребёнок имеет право на отдых и досуг.

· Ребёнок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).

На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, устанавливает следующие принципы:

1. Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.

2. Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита детей и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.

3. Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

4. Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовой и послеродовой уход. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

5. Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режимы, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния.

6. Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

7. Ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребёнка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребёнку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

8. Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

9. Ребёнок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

10. Ребёнок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

11. Ребёнок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

Правительство Донецкой Народной Республики придерживается концепции приоритета воспитания ребенка в семье, сохранения и поддержки института семьи. В Республике издан Приказ № 7/5 от 22 января 2016 года «О создании Координационного совета по защите прав детей и социальной поддержке семьи». Данным документом регламентирована социальная поддержка семьи и обозначены механизмы защиты прав ребенка.

Также 3 марта 2016 года в Донецке подписан меморандум о сотрудничестве между Министерством юстиции ДНР и Советником Главы ДНР по правам ребенка. Данный документ предусматривает информационное взаимодействие, правовое обучение подростков, разработку предложений и рекомендаций к проектам законов и другим нормативным правовым актам в сфере защиты прав ребенка.

Домашнее задание: ознакомьтесь и законспектируйте материалы урока (кратко). Конспект должен содержать: классификацию прав человека, перечисление прав ребенка, гарантированных на международном и государственном уровне, название основных документов, закрепляющих права человека и права детей, наименование международных правозащитных организаций.

Сфотографируйте и пришлите.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: